Экономика Республики Саха (Якутия) функционирует в более сложных условиях по сравнению с экономикой других регионов страны. Для жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия), проживающего в экстремальных условиях Крайнего Севера, должны быть решены вопросы стабильного функционирования объектов тепло- и энергообеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, предприятий и организаций социальной сферы, транспортного комплекса и розничной торговли.
Специфика "северного завоза" обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью и труднодоступностью отдельных населенных пунктов. В кратковременный навигационный период (четыре месяца) необходимо осуществить своевременные поставки годового объема грузов, необходимых для функционирования жизнедеятельности Республики Саха (Якутия).
Среднее расстояние транспортировки грузов внутри республики сравнимо со средними расстояниями межобластных и межрегиональных перевозок в Российской Федерации. Объем транспортных расходов в Республике Саха (Якутия) по отдельным видам товарных ресурсов в несколько раз превышает оптовые закупочные цены.
В связи с чем характерными являются повышенные затраты на доставку продукции (товаров), обусловленные следующими основными причинами:
1) оторванность от единой транспортной сети Российской Федерации, при которой 80 процентов территории республики находится в зоне сезонного транспортного обслуживания;
2) сезонное функционирование главных транспортных магистралей;
3) повышенные затраты на транспортировку грузов;
4) крайне высокая доля транспортной составляющей в стоимости топливно-энергетических ресурсов (до 70-80 процентов);
5) высокая доля транспортных издержек на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.