Завоз грузов - это сложный технологический процесс, носящий комплексный характер, в котором задействованы Правительство, заказчики и их агенты, поставщики, производители, предприятия, транспортного комплекса, предприятия, осуществляющие хранение и отпуск товаров и ресурсов, потребители, финансовые органы. При этом, чтобы не допустить срыва технологии процесса завоза грузов, необходимо четкое взаимодействие между участниками процесса. Но главными факторами, обеспечивающими работу всех участников, является своевременное выделение финансовых средств, организация и соблюдение сроков накопления грузов на перевалочных пунктах, использование оптимальных схем завоза, своевременная подача флота для отгрузки потребителей.
Таким образом, сезонность завоза грузов в республику требует значительных финансовых ресурсов, что обусловлено, в первую очередь, отсутствием круглогодичной транспортной схемы, требующей создания переходящих за календарный год товарных запасов, и аккумуляцией значительного объема средств в короткий период навигации в размере до 15-18 млрд. рублей, в том числе для государственных и муниципальных нужд - до 6-8 млрд. рублей, предусмотренных на закупку и доставку нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов (нефтяное и газоконденсатное котельное топливо, уголь), продукции производственно-технического назначения, продовольственных товаров.
Хранение межсезонных запасов товаров, низкая их оборачиваемость, связанная с объемами завоза, обеспечивающих годовую, а в иных населенных пунктах и двухлетнюю потребность, также требуют соответствующего денежного поддержания.
В государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год на поставку нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена сумма в размере 3 434,4 млн.рублей для завоза нефтепродуктов в объеме 153,1 тыс.тонн.
Основным источником обеспечения средств республиканского бюджета, предусмотренных на оплату контрактов по поставке и перевозке нефтепродуктов, являются возвратные средства от ранее предоставленных кредитов на финансирование завоза, в основном от крупного оператора по нефтепродуктам в республике - ОАО "Саханефтегазсбыт".
Исполнение плана возврата кредитов, главным образом, зависит от своевременного и полного расчета всех потребителей за отпущенные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Потребителями правительственных нефтепродуктов являются:
учреждения и организации бюджетной сферы, финансируемые из республиканского и муниципального бюджетов;
предприятия жилищно-коммунального хозяйства, получающие средства из республиканского бюджета на дотацию убытков ЖКХ и от потребителей коммунальных услуг;
предприятия энергетики, оказывающие услуги учреждениям и организациям бюджетной сферы, рассчитывающихся из бюджетных средств;
предприятия автомобильного, речного и авиатранспорта, оказывающие услуги учреждениям и организациям бюджетной сферы, рассчитывающихся из бюджетных средств, на оплату санитарной авиации;
на компенсацию перевозок пассажиров на социально значимых линиях предприятиям речного и авиатранспорта.
Завоз топливно-энергетических ресурсов местного производства для нужд Республики Саха (Якутия) обеспечивается за счет части средств, предусматриваемых в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на содержание жилищного фонда и на оплату коммунальных услуг для учреждений бюджетной сферы, выделения бюджетных кредитов и предоставления государственных гарантий.
В Законе Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год" и среднесрочном финансовом плане Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы предусмотрено средств в сумме 6 013 188,0 тыс.рублей для закупки и доставки нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов для обеспечения систем жизнедеятельности Республики Саха (Якутия).
Объем завоза нефтепродуктов на 2008 год запланирован в объеме 146,7 тыс. тонн на сумму 3800,0 млн. рублей, которая складывается из затрат на обеспечение стоимости текущих товарных запасов на сумму 1750,6 млн. рублей, для обеспечения переходящих товарных запасов - 2049,5 млн. рублей. Причем это оптимизированный объем нефтепродуктов с учетом объема фактического потребления данного топлива за год и остатков нефтепродуктов на начало навигации. При этом из-за нехватки финансовых ресурсов в последние годы не учитываются средства на поставки нефтепродуктов для создания неснижаемых страховых запасов на случай чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и восстановления их объемов.
3. Основные проблемы, связанные с выполнением завоза продукции (товаров)
С 01 января 2006 года согласно части 4 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов передано в органы Федерального казначейства на местах. Переход на кассовое обслуживание исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) требует прохождения всех денежных потоков через счета Министерства финансов Республики Саха (Якутия), муниципальных районов (городских округов) и поселений в органах казначейства. Оттуда, согласно платежным поручениям бюджетополучателей, на оплату их расходов, в том числе на оплату товаров и услуг. Отчетные данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и Управления Федерального казначейства должны совпадать. При наличии расхождений в отчетных данных, отчет Министерства финансов Республики Саха (Якутия) не будет принят Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, для осуществления финансирования завоза грузов денежные потоки проходят через все счета бюджетополучателей до конечного получателя средств. Схема прохождения такова: Минфин РС(Я) - муниципальный район (городской округ) - муниципальное поселение - учреждения и организации бюджетной сферы - предприятия, предоставляющие товары и услуги - уполномоченные предприятия, осуществляющие централизованную закупку и доставку продукции (товаров) для государственных нужд республики (ОАО "Саханефтегазсбыт", ГУП "ЖКХ РС(Я)", ГУП "Якутоптторг") - Минфин РС(Я) - поставщики продукции (товаров) согласно государственным контрактам. Зачетные схемы прохождения бюджетных средств, использованные в Республике Саха (Якутия) для финансирования завоза грузов до 2006 года, стали невозможны. Для республики это означает отказ от схемы централизованного финансирования завоза грузов в республику.
С отменой схемы зачетов сроки оборачиваемости средств через большое количество участников и их счетов не обеспечивают своевременного и полного обратного сбора средств республиканского бюджета для расчетов с поставщиками продукции (товаров). Период прохождения средств составляет от 2 недель и более.
Для сокращения длительного пути обмена платежными документами и в целях решения одной из основных задач Правительства Республики Саха (Якутия) по обеспечению поставки жизненно обеспечивающих грузов, в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) отдельной строкой до настоящего времени предусматривались средства для предоставления бюджетных кредитов поставщикам товаров и услуг для целей закупки и доставки основных видов продукции (товаров).
Таким образом, бюджет Республики Саха (Якутия) испытывал двойную нагрузку. Это было связано с выделением кредитных ресурсов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предприятиям, осуществляющим завоз ТЭР, из-за отсутствия значительных оборотных средств у участников завоза, и одновременным финансированием текущих расходов бюджетных учреждений на оплату товаров, работ и услуг. При этом происходило дополнительное отвлечение бюджетных средств или фактически двойное финансирование, так как предоставление кредитов поставщикам продукции (товаров) и оплата расходов учреждений республиканского и местного бюджетов по коммунальным услугам производится одновременно.
Второй, достаточно острой проблемой является проведение двойных торгов. Так как продукция (товары), завезенные уполномоченными органами посредством проведения открытых конкурсов, аукционов и способом котировки цен за счет кредитных средств, полученных ими из предусмотренных отдельной строкой в республиканском бюджете средств, в период навигации должны быть проданы потребителям через проведение ими конкурсных торгов среди продавцов необходимого товара, находящегося уже на территории муниципального образования.
Необходимо отметить, что в связи с ограниченным периодом навигации самостоятельный завоз продукции (товаров) главными распорядителями бюджетных средств, в том числе муниципальными образованиями или фактическое раздробление общих объемов задания Правительства Республики Саха (Якутия) на завоз продукции (товаров) на множество мелких государственных и муниципальных заказов не может являться решением данного вопроса.