Удаленность Республики Саха (Якутия) от основных промышленных центров России определяет большие пробеги завозимых грузов от поставщиков вне республики до потребителей на ее территории. Так, по железной дороге средний пробег груза составляет 3990 км, по морским путям - 6450 км. Значительны расстояния перевозок на внутриреспубликанских сообщениях. Например, расстояния от города Якутска до центров улусов (районов) республики колеблются от 70 до 4500 км, в том числе по наземным путям - от 800 до 3200 км, по водным - от 2000 до 4500 км, по воздушным линиям - от 840 до 2000 км.
Сложившаяся система снабжения республики базируется на завозе большей части грузов через железнодорожную станцию Усть-Кут, где они по мере поступления накапливаются на складах в порту Осетрово и в период летней навигации (с конца мая до октября) доставляются по реке Лене до баз улусов (районов) и предприятий.
Обеспечение продукцией арктических районов республики отличается особенно сложными условиями (необходимостью ледовой проводки судов по трассе Северного морского пути), наличием двух-трех перевалок грузов с одного вида транспорта на другой. Поэтому завоз грузов по трассе Северного морского пути следует рассматривать в качестве резервного варианта в случае маловодных лет и срывов навигации на реке Лене.
В основном завоз грузов в арктические районы республики осуществляется речным транспортом по реке Лене с доставкой без перегруза до устьев рек Яны, Индигирки, Колымы. В эти же районы доставляются грузы из северных портов России (Мурманска, Архангельска) по Северному морскому пути до устьев указанных рек с последующей перегрузкой на речные суда.
Южные улусы (районы) республики обеспечиваются необходимой продукцией регулярно в течение года по железной дороге с доставкой до городов Алдан и Нерюнгри, с перевалкой груза и далее автомобильным транспортом до мест потребления.
Присущая водным видам транспорта сезонность, несовпадение сроков навигации со сроками работы автозимников, большие расстояния перевозки значительно увеличивают срок доставки грузов до потребителя. В среднем по республике грузы внешнего завоза находятся в пути 270-280 суток, а с учетом времени хранения на складах поставщика и потребителя грузы исключаются из сферы обращения на год и более (для наиболее отдаленных районов - до 420-500 суток).
В нижеследующей таблице приведены характеристики функционирования водных и наземных транспортных путей.
Таблица 13
Показатели работы транспорта | Показатели в зависимости от |
Продолжительность навигации по внутренним | 120 - 165 |
Продолжительность периода ледостава на реках | 200 - 245 |
в том числе с толщиной льда: | |
40 см | 130 - 120 |
80 см | 20 - 190 |
Количество водных преград на 100 км дорог и | 12 - 18 |
Продолжительность эксплуатации автозимников | 190 - 250 |
Продолжительность морской навигации (суток) | 70 - 90 |
Как следует из приведенных данных, на водных путях республики имеет место разновременность начала (и окончания) навигации: в южной части (поселок Осетрово) навигация открывается раньше, чем в центральной части (город Якутск) на 15-20 суток; на 30-35 суток позднее открывается навигация в устье реки Лены, на 40-45 суток - по Северному морскому пути.
Продолжительность навигации на боковых и малых реках уменьшается от устья к истоку и колеблется в широких пределах. Например, на реке Алдан, на участке Томмот - устье реки Учур она составляет 20-25 суток, а на участке Джебарики-Хая - устье реки Алдан - 135-140 суток.
В бассейне Северного Ледовитого океана морская навигация начинается позже речной: в районе Осетрово - на 75 суток, в устье северных рек - на 44. Суда с реки Лены на реки Оленек, Анабар, Яну, Индигирку, Колыму могут совершить первые рейсы в конце июля - первой декаде августа. В годы с особо неблагоприятными условиями морской навигации первые рейсы судов становятся возможными только во второй половине августа, поэтому морская навигация короче речной, причем в сфере действия ленского каботажа условия навигации более благоприятны вследствие большого теплового стока рек Лены и Яны и наличия здесь относительно слабых Янского и Новосибирского ледовых массивов. На западном участке Северного морского пути расположены труднопроходимые Таймырский и Айонский ледовые массивы.