Действовавшее до 2006 года законодательство Российской Федерации позволяло производить централизованные закупки продукции (товаров) за счет средств республиканских учреждений и местных бюджетов, аккумулированных в региональном бюджете. Это являлось оптимальным решением проблем завоза продукции (товаров) в Республику Саха (Якутия), проверенным годами на практике.
Схема финансирования закупки и доставки продукции (товаров) для государственных нужд республики выглядела следующим образом:
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и других документов (решения республиканской тендерной комиссии, Правительства Республики Саха (Якутия), государственные контракты, документы, подтверждающие их фактическое исполнение, соглашения о межбюджетных отношениях между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями, соглашения о разграничении полномочий по поставке продукции (товаров) для государственных нужд и централизации средств в республиканском бюджете между государственными заказчиками и потребителями продукции (товаров)), производило расчеты с поставщиками и перевозчиками грузов централизованно с текущего счета Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Для этого все потребители продукции (товаров) на договорных основаниях открепляли средства, предусмотренные им в бюджете, на завоз продукции (товаров), необходимых для обеспечения их жизнедеятельности.
При этом средства, выделяемые из бюджета, не перечислялись на лицевые счета бюджетополучателей, а получали последующее отражение на счетах на основании приказов Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по проведению взаиморасчетов, а сами средства, как указано выше, направлялись на счета поставщиков и перевозчиков продукции (товаров) согласно подписанным государственным контрактам.
Так как с 01 января 2006 года зачетные схемы прохождения бюджетных средств для финансирования завоза грузов стали невозможны, требуется проведение всех расходов бюджетов строго в денежной форме с отражением операций на банковских счетах по учету средств бюджетов, открытые органами Федерального казначейства. Для Республики Саха (Якутия) это означает отказ от схемы централизованного финансирования завоза грузов в республику. В последние годы законодательство Российской Федерации не учитывает особенности завоза грузов в северные территории.
Закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" не предусматривает передачу части полномочий муниципальных районов в органы государственной власти с предоставлением средств местных бюджетов. Для муниципалитетов северных территорий особо актуально стоит проблема обеспечения топливом и другими социально значимыми товарами. Федеральным законом N 131 была установлена ответственность за организацию снабжения топливом в границах своих территорий исключительно на поселения (п.4 ст.14) и городские округа (п.4 ст.16). Вместе с тем и опыт регионов, перешедших на реализацию названного Закона, и специальные исследования ряда научных центров Российской академии наук показали, что значительно больше преимуществ при организации северного завоза для государственных и муниципальных нужд имеет вариант централизации таких полномочий на уровне субъекта Федерации. Однако последнее изменение, внесенное Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, не предусматривает централизации таких полномочий на уровне субъекта РФ путем их передачи на вышестоящий уровень. Закон наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ дополнительными полномочиями на осуществление размещения и исполнения заказа на поставку товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза. Таким образом, не разрешена проблема "двойного финансирования" завоза грузов из региональных бюджетов, так как только передача отдельных полномочий муниципальных районов на уровень органов исполнительной власти предусматривает передачу средств местных бюджетов на региональный бюджет.
Последние поправки Бюджетного кодекса РФ исключают возможность кредитования юридических лиц из бюджетов различных уровней. Такие особенности северного завоза, как ограниченные сроки завоза с созданием переходящих и депонационных товарных запасов связаны с длительной оборачиваемостью финансовых ресурсов, которые требуют предоставления средств в кредит. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности сохранения средств на уровне вышестоящего бюджета в случае передачи полномочий (например, с поселения на район) без проведения их по всем счетам.
Закон РФ от 21.06.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не учитывает особенности северного завоза:
с 2005 года в федеральном бюджете не предусматриваются адресные субсидии на государственную финансовую поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов. Сегодня федеральные средства на эти нужды учитываются в дотациях на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, направляемых из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что средства, направляемые из федерального бюджета на финансовую поддержку регионов, ежегодно увеличиваются, выровнять уровень бюджетной обеспеченности многих субъектов Российской Федерации не удается;
из-за низкой оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов на Севере остро стоит вопрос необходимости обеспечения предприятий и организаций, осуществляющих завоз грузов и расположенных на этих территориях, среднесрочными и долгосрочными кредитными ресурсами на льготных условиях. Только при таких условиях может быть произведено накопление предприятиями собственных оборотных средств, позволяющих частично финансировать досрочный завоз за счет внутренних ресурсов (примерно на одну треть), а на две трети - за счет заемных средств. Даже при стабильных экономических условиях предприятия и организации на Севере не смогут обойтись без кредитования досрочного завоза. Сейчас эта задача, которую ранее решали региональные власти, отвлекая на эти цели и без того дефицитные бюджетные средства, стоит еще более остро.
Таким образом, полная передача ответственности за осуществление северного завоза на местные органы власти северных территорий не означает, что проблема с северным завозом решена, что её больше нет. Напряженное положение с северным завозом будет до тех пор, пока не будут решены вопросы государственной поддержки, действительно направленные на облегчение жизни на Севере.
Для оптимизации северного завоза Республики Саха (Якутия) необходимо реализовать следующие меры:
5.1. Мероприятия, позволяющие достичь поставленной задачи I этап (2008 год):
1. Разработка механизма осуществления полномочий по размещению и исполнению заказа на централизованные поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
2. Определение механизма финансового обеспечения вышеуказанных полномочий. Для чего предусмотреть в составе расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008 год расходы на формирование переходящего товарного запаса топливно-энергетических ресурсов и продовольственных товаров в размере 3700 млн. рублей. Предусмотренные средства выделить предприятиям, осуществляющим завоз грузов для нужд бюджетной сферы, ЖКХ и населения, в виде пополнения оборотных средств или передать уполномоченному органу, выбранному на основании конкурса, в доверительное управление для дальнейшего их использования на финансовое обеспечения завоза грузов.
3. В целях обеспечения жизнедеятельности республики в условиях ограниченного срока завоза грузов внести проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и при одобрении проекта - в Государственную Думу Российской Федерации.
II этап (2009 год):
1. Разработать формы межмуниципального сотрудничества в рамках Федерального закона N 131-ФЗ, позволяющего организовывать для совместного решения вопросов местного значения создание соответственно межмуниципальных обществ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В состав учредителей межмуниципальных организаций могут входить и органы МСУ муниципальных районов. Примером таких организаций могут быть предприятия ЖКХ. Указанные межмуниципальные организации позволят объединить (укрупнить) финансовые потоки для снабжения населения топливом и продуктами, не разрушая при этом централизованную систему финансирования других расходов.
2. Провести инвентаризацию соглашений между муниципальными образованиями и отделением Федерального казначейства по кассовому обслуживанию муниципальных бюджетов Республики Саха (Якутия) с целью оптимизации обмена участников северного завоза платежными документами.
III этап (2010 год):
Разработать и принять Стратегию развития Республики Саха (Якутия), в рамках которой определить ключевые направления развития собственной ресурсной базы, определить основные инвестиционные площадки и направить усилия на привлечение стратегических инвесторов. Оптимизировать организационный механизм размещения и реализации государственного заказа на поставки грузов в северные территории в рамках изменений действующего в настоящее время законодательства, используя опыт других регионов. Для этого разработать единый порядок документооборота между Правительством Республики Саха (Якутия), Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями и органами финансового контроля с указанием календарных дат представления документов в соответствующие инстанции.