ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 года N 346
О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 03.09.2011 N 424.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности выработки электрической и тепловой энергии источниками генерации в зоне децентрализованного электроснабжения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить "Программу оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.) согласовать с федеральными министерствами и ведомствами объемы и источники финансирования Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года и провести работу по включению Программы в состав ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" в виде подпрограммы.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 года N 196 "О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г. ДАНЧИКОВА
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 июля 2010 года N 346
Наименование | Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года |
Основание для разработки | Протокол совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина "О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр |
Государственные | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
заказчики - координаторы | |
Разработчики | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи | Основные цели: |
Основные задачи: | |
замещение локальной дизельной генерации централизованными энергоисточниками за счет строительства ЛЭП; | |
Важнейшие целевые | Ввод в эксплуатацию линий электропередач; |
индикаторы и показатели Программы: | ввод в эксплуатацию мощностей ТЭЦ; |
Сроки и этапы реализации | Программа рассчитана на период с 2 010 по 2015 год, ее реализация осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования | Объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет с НДС) составляет 15,39 млрд.руб., |
в том числе, средства федерального бюджета составляют 15,39 млрд. рублей. | |
Ожидаемые конечные | С 2010 года снижение среднеотпускного тарифа |
результаты реализации | |
Программы и показатели соци ально-экономической | |
эффективности | |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года разработана в соответствии с пунктом 5 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр и Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 14 ноября 2009 года N 927.
Программа разработана в соответствии с целями государственной политики в электроэнергетике, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также согласована с направлениями социально-экономического развития регионов ДФО, заданными Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.
Перспективы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) определены:
Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.02.2006 N Пр-154 и одобренной Правительством Российской Федерации протоколом N 5 от 8 февраля 2007 года.
И составлены с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р и Инвестиционных программ ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "Сахаэнерго" на 2009-2011 годы, утвержденных распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2009 N 713-р и от 07.09.2009 N 853-р.
Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктур, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики - это неотъемлемая и одна из важнейших задач развития экономики региона.
Энергосистема Республики Саха (Якутия) является важнейшей составной частью электроэнергетики Дальнего Востока России со значительной территорией децентрализованного электроснабжения. Ее доля в выработке электроэнергии по Дальнему Востоку составляет порядка 20%, площадь обслуживания - 3,1 млн. кв. км (вся территория республики или 1/5 часть России), из которой 40% находится за Полярным кругом. Централизованным энергоснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв. км (64%) с 15% населения республики.
Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.
Сегодня локальная энергетика включает в себя 126 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 199,5 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Полезный отпуск электроэнергии складывается на уровне 239 млн. кВтч (5% от объема по республике). На нужды малой энергетики ежегодно завозится порядка 81 тыс. тонн дизельного топлива.
Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.
Потребность региона в электроэнергии будет расти одновременно с расширением производства и развитием социальной сферы; при этом специфика размещения территорий опережающего экономического роста предполагает локализацию основных объемов перспективного спроса на электроэнергию в зонах децентра-лизованного энергоснабжения и приводит к необходимости развития региональных систем локальной энергетики и существенного повышения энергоэффективности.
В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей, в 2008 году- 3,5 млрд. рублей, в 2009 году 3,8 млрд. рублей, в 2010 году – 3,5 млрд.руб. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2010 году приходится 2,9 млрд.руб. (83%).
Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За пять последних лет цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей.
Высокий уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.
Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.) темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.
Необходимость разработки Программы локальной электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) обусловлена и другими проблемными факторами:
в районах децентрализованного электроснабжения структура топливного баланса характеризуется высокой долей использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2010 году 17,56 руб./кВтч), превосходящей среднероссийский уровень в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 80 руб./кВтч);
завоз топлива и материально-технических ресурсов характеризуется сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой, требует в связи с короткими сроками навигации единовременного аккумулирования значительных средств, приводит к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет из-за создания депонационных запасов дизельного топлива;
размер кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, совпадает с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятий электроэнергетики;
высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях (16%), превышающий среднероссийский (10%), что при высокой себестоимости электроэнергии приводит к ощутимым финансовым потерям;
невозможность технической модернизации за счет собственных источников, формируемых локальной энергетикой: при необходимых ежегодных инвестициях в 3,0 - 3,5 млрд. рублей амортизация и прибыль в сумме достигают лишь 178,5 млн. рублей.
Учитывая масштабность проблемы оптимизации локальной энергетики, ее влияние на развитие не только Республики Саха (Якутия), но и регионов Дальнего Востока, необходимость решения задач, которые были поставлены Председателем Правительства РФ В.В. Путиным, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно. Использование программно-целевого метода направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Структура топливных балансов, имеющийся потенциал использования ВИЭ (возобновляемые источники энергии), и специфика существующей системы расселения свидетельствуют о том, что ведущую роль в оптимизации локальной энергетики должна играть программа, реализуемая на территории Республики Саха (Якутия). В настоящее время энергоснабжение потребителей является высокозатратным по причине высокой стоимости привозного дизельного топлива, а географическое совпадение системы расселения и потенциала ВИЭ позволяют достичь значительного положительного эффекта реализации приоритетных инвестиционных проектов в рамках ПОЛЭ.
В структуре производства электроэнергии доля децентрализованного электроснабжения сократится с 5% до 3% к 2016 году.
Нерешенность вышеперечисленных проблем приведет к росту себестоимости производства электроэнергии на дизельной генерации с 17,56 руб./кВтч в 2010 году до 25,5 руб./кВтч в 2016 году. Тариф для промышленных потребителей достигнет к 2016 году 4,7 руб./кВтч. Объем перекрестного субсидирования возрастет с 2007 года в 1,7 раза и составит в 2016 году 5,1 млрд. рублей.
Реализация мероприятий по оптимизации локальной энергетики позволит осуществить масштабные инвестиции в качественное изменение технологического состояния основных производственных фондов энергетики, достигнуть положительного эффекта по целому ряду макроэкономических показателей.
В целом, в период до 2016 года структура экономики республики будет значительно диверсифицирована при одновременном углублении существующих специализаций предприятий, что позволит создать потенциал для дальнейшего устойчивого развития региона.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели Программы
Основными целями Программы являются снижение затрат локальной энергетики на дальнепривозное дизельное топливо, когенерация электрической и тепловой энергии за счет строительства ТЭЦ малой мощности, снижение технологического и стоимостного уровня потерь в сетях.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
строительство ЛЭП до дизельных электростанций с целью сокращения зоны децентрализованного энергоснабжения - замещение локальной дизельной генерации централизованной газовой и гидрогенерацией, оптимизация количества ДЭС;
строительство ТЭЦ малой мощности и тепловых станций с генерацией энергии на угле;
оптимизация производства тепловой энергии в местах расположения ТЭЦ малой мощности за счет замещения существующих теплоисточников;
внедрение энергосберегающих мероприятий, частичный переход локальной энергетики на нетрадиционные, возобновляемые источники энергии.