Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2008 года N 196

О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 N 346

В соответствии с результатами рассмотрения на Экономическом Совете при Правительстве Республики Саха (Якутия) 27 июня 2007 года проекта Программы оптимизация локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить Программу оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.) совместно с ОАО АК "Якутскэнерго" (Ильковский К.К.) согласовать с федеральными министерствами и ведомствами объемы и источники финансирования Программы оптимизация локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы и провести работу по включению Программы в состав ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в виде подпрограммы.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева Г.Ф.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 мая 2008 года N 196

ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008-2013 ГОДЫ

ПАСПОРТ Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы


Наименование

Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы

Основание для разработки

Протокол совещания у Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова "О мерах по развитию топливно-энергетического и транспортного комплексов Республики Саха (Якутия)" от 13-14 марта 2007 года N МФ-П9-15пр

Государственные заказчики - координаторы

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
 Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации

ОАО РАО "ЕЭС России";

 ОАО АК "Якутскэнерго".

финансирование Программы (в ценах 2007 года без НДС) составляет 22,8 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета составляют 10,9 млрд. рублей, средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 0,2 млрд. рублей, средства из внебюджетных источников - 11,7 млрд. рублей

обеспечение прироста добавленной стоимости на
 7 процентных пункта к общему объему ВРП;

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на 2008-2013 годы разработана в соответствии с пунктом 8 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова 13-14 марта 2007 года N МФ-П9-15пр и порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.

Перспективы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) определены:

Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р;

Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 03.02.2006 N Пр-154, поручением Председателя Правительства РФ от 10.02.2006 N МФ-П9-479;

республиканской целевой программой "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2004-2006 годы и на перспективу до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2005 года N 585;

республиканской целевой программой "Развитие электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и прогноз до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2005 года N 87.

И составлены с учетом принятой за основу Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, рассмотренной инвестиционной программой электроэнергетики на 2008-2010 годы.

Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктурой, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики - это неотъемлемая и одна из важнейших задач развития экономики региона.

Энергосистема Республики Саха (Якутия) является важнейшей составной частью электроэнергетики Дальнего Востока России, она занимает одно из первых мест в РАО "ЕЭС России" по количеству установленных энергоисточников, площади обслуживания и протяженности линий электропередачи, ее доля в выработке электроэнергии по Дальнему Востоку составляет порядка 20%. Площадь обслуживания - 3,1 млн. кв. км (вся территория республики или 1/5 часть России), из которой 40% находится за Полярным кругом. Централизованным энергоснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв. км (64%) с 15% населения республики.

Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.

Сегодня локальная энергетика включает в себя около 200 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 300 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Полезный отпуск электроэнергии складывается на уровне 320-350 млн. кВтч (5% от объема по республике). На нужды малой энергетики ежегодно завозится порядка 120 тыс. тонн дизельного топлива.

Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.

В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2007 году приходится 2,5 млрд. рублей (75%) перекрестного субсидирования.

Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За три последних года цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей, для которых тариф на электроэнергию теперь стал в 2 раза выше, чем в среднем по России, и составил 2,31 руб./кВтч.

Такой уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.

Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.), темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.

Необходимость разработки Программы локальной электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) обусловлена и другими проблемными факторами:

в районах децентрализованного электроснабжения структура топливного баланса характеризуется высокой долей использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2007 году 12,25 руб./кВтч), превосходящей среднероссийский уровень в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 60 руб./кВтч);

завоз топлива и материально-технических ресурсов характеризуется сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой, требует в связи с короткими сроками навигации единовременного аккумулирования значительных средств, приводит к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет из-за создания депонационных запасов дизельного топлива;

размер кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, совпадает с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятий электроэнергетики;

высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях (16%), превышающий среднероссийский (10%), что при высокой себестоимости электроэнергии приводит к ощутимым финансовым потерям;

невозможность технической модернизации за счет собственных источников, формируемых локальной энергетикой: при необходимых ежегодных инвестициях в 3,0-3,5 млрд. рублей амортизация и прибыль в сумме достигают лишь 100 млн. рублей.

Учитывая масштабность проблемы оптимизации локальной энергетики, ее влияние на развитие не только Республики Саха (Якутия), но и регионов Дальнего Востока, необходимость решения задач, которые были поставлены Президентом РФ В.В. Путиным, Председателем Правительства РФ М.Е. Фрадковым, ее решение без применения программно-целевого метода невозможно. Использование программно-целевого метода направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных данной Программой.

Нерешенность вышеперечисленных проблем приведет к росту себестоимости производства электроэнергии на дизельной генерации с 12,3 руб./кВтч в 2007 году до 24,8 руб./кВтч в 2015 году. Тариф для промышленных потребителей достигнет к 2015 году 4,5 руб./кВтч при экономически обоснованном 2,3 руб./кВтч. Объем перекрестного субсидирования возрастет с 2007 года в 2,1 раза и составит в 2015 году 6,6 млрд. рублей.

Реализация мероприятий по оптимизации локальной энергетики позволит осуществить масштабные инвестиции в качественное изменение технологического состояния основных производственных фондов энергетики, достигнуть положительного эффекта по целому ряду макроэкономических показателей.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации, целевые индикаторы и показатели Программы

Основными целями Программы являются доведение к 2015 году среднеотпускного тарифа на электроэнергию в Республике Саха (Якутия) до среднероссийского уровня, снижение затрат локальной энергетики на дальнепривозное дизельное топливо, когенерация электрической и тепловой энергии за счет строительства ТЭЦ малой мощности, снижение технологического и стоимостного уровня потерь в сетях.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

строительство ЛЭП до дизельных электростанций с целью сокращения зоны децентрализованного энергоснабжения - замещение локальной дизельной генерации централизованной газовой и гидрогенерацией, оптимизация количества ДЭС;

строительство ТЭЦ малой мощности с генерацией энергии на угле;

оптимизация производства тепловой энергии в местах расположения ТЭЦ малой мощности за счет замещения существующих теплоисточников;

внедрение энергосберегающих мероприятий, частичный переход локальной энергетики на нетрадиционные, возобновляемые источники энергии.

За относительно короткий срок предстоит произвести масштабный ввод порядка двадцати ТЭЦ малой мощности, построить линии электропередачи, произвести модернизацию оборудования на дизельных станциях, внедрить энергосберегающие мероприятия, осуществить частичный переход локальной энергетики на нетрадиционные, возобновляемые источники энергии.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

ввод в эксплуатацию линий электропередач;

ввод в эксплуатацию мощностей ТЭЦ;

реконструкция, модернизация ДЭС;

объемы сокращения потребления дизельного топлива в электроэнергетике Республики Саха (Якутия);

удельный вес прироста добавленной стоимости от реализации Программы в общем объеме ВРП РС(Я);

бюджетная эффективность от реализации Программы.

Программа реализуется в 2008-2013 годах в один этап. В течение данного этапа предлагается масштабное строительство энергоисточников, строительство и реконструкции линий электропередачи на общую сумму 29,06 млрд. рублей.

III. Перечень объектов Программы

Полный перечень объектов Программы с объемами и источниками финансирования представлен в приложении N 1 к Программе.

Перечень объектов сформирован по четырем направлениям в соответствии с задачами Программы:

Направление 1 "Сокращение зоны децентрализованного электроснабжения" включает в себя:

строительство ЛЭП к населенным пунктам с автономными источниками электроснабжения с установкой современных электроподстанций;

увеличение мощности высокоэффективного источника генерации в Центральном энергорайоне (ЯГРЭС-2).

Будут введены в эксплуатацию 19 ЛЭП различного класса напряжением от 220 до 10 кВ общей протяженностью 996 км с 37 трансформаторными подстанциями в 11-ти районах Республики, что позволит вывести из постоянной эксплуатации в резерв 19 ДЭС и снизить расход дизельного топлива на производство электрической энергии на 35 тыс. тонн. В 2007 году стоимость топлива на производство электроэнергии этими станциями составляла порядка 700 млн. рублей. Кроме того, строительство ВЛ 220 кВ "Сунтар - Олекминск" с подстанцией 220 кВ "Олекминск" в дальнейшем станет частью единой энергетической системы Сибири и Дальнего Востока в рамках программы развития Единой Национальной Энергосистемы.

Строительство Якутской ГРЭС-2 обеспечит расширение спроса на электроэнергию присоединяемых, в результате строительства ЛЭП, потребителей.

Направление 2 "Строительство ТЭЦ малой мощности, работающих на местных углях" включает в себя:

строительство и ввод двадцати ТЭЦ малой мощности взамен ДЭС и котельных, работающих на дорогом привозном дизельном топливе и не отвечающих современным требованиям энергоэффективности;

реконструкцию распределительных электрических сетей в районных центрах и поселках с относительно большим энергопотреблением, где строительство ЛЭП технологически и экономически нецелесообразно.

Будут построены 20 ТЭЦ малой мощности в 11 районах республики. В результате строительства ТЭЦ значительно улучшится качество жизни населения. В домах появится круглогодичное горячее водоснабжение, централизованное холодное водоснабжение и водоотведение. Общая мощность вводимых ТЭЦ 94,5 МВт электрической и 445 Гкал/час. тепловой мощности. Выводятся из работы 20 ДЭС общей установленной мощностью 130 МВт и 114 физически и морально устаревших котельных общей мощностью 684 Гкал/ч.

Вновь вводимые ТЭЦ малой мощности будут потреблять 476 тыс. тонн угля Джебарики-Хайинского и Зырянского угольных месторождений. Годовая экономия по расходам на приобретение и завоз топлива для целей электро- и теплоснабжения после строительства всех ТЭЦ малой мощности составит 1,5-1,7 млрд. рублей.

В целях обеспечения возрастающих потребностей в угле необходимо предусмотреть проведение мероприятий по увеличению угледобычи, т.е. возможна корректировка Программы развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия).

Направление 3 "Реализация программ энергоресурсосбережения" включает в себя:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»