ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2011 года N 424

О ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

В целях обеспечения надежности и повышения эффективности электроснабжения потребителей Республики Саха (Якутия) в децентрализованной зоне электроснабжения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить "Проектную Программу оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Государственному комитету по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (Лемешева В.И.) продолжить работу с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по привлечению финансирования мероприятий программы с включением в федеральные государственные программы.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 года N 346 "О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия)".

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА






Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 3 сентября 2011 года N 424

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА


 Паспорт проектной Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года


Наименование            Проектная    Программа    оптимизации     локальной

                        энергетики Республики Саха (Якутия)  на  период  до

                        2017 года (далее - Программа)

Основание для           Протокол  совещания  у  Председателя  Правительства

разработки              Российской Федерации В.В. Путина "О ходе выполнения

                        поручения   Президента   Российской   Федерации   и

                        Правительства  Российской  Федерации  по   вопросам

                        социально-экономического развития  Республики  Саха

                        (Якутия)" от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр

Государственные         Министерство  экономики  и  промышленной   политики

заказчики-координаторы  Республики Саха (Якутия)

                        Министерство  жилищно-коммунального   хозяйства   и

                        энергетики Республики Саха (Якутия)

Разработчики            Министерство  экономики  и  промышленной   политики

                        Республики Саха (Якутия)

                        Министерство  жилищно-коммунального   хозяйства   и

                        энергетики Республики Саха (Якутия)

                        ОАО  РАО  "Энергетические  системы  Востока"

                        ОАО АК "Якутскэнерго"

Цели и задачи           Основные цели:

                        снижение выбросов в окружающую среду;

                        повышение  надежности и качества  энергообеспечения

                        потребителей;

                        создание  технологических  предпосылок  по снижению

                        затрат на завоз и использование дизельного  топлива

                        в электроэнергетике;

                        когенерация электрической и тепловой энергии в зоне

                        действия локальной энергетики за счет строительства

                        ТЭЦ малой мощности;

                        снижение технологических потерь в сетях.

                        Основные задачи:

                        внедрение энергосберегающих  технологий,  частичный

                        переход  локальной  энергетики  на  нетрадиционные,

                        возобновляемые источники энергии;

                        замещение      локальной     дизельной    генерации

                        централизованными   энергоисточниками    за    счет

                        строительства ЛЭП;

                        строительство ТЭЦ малой мощности и тепловых станций

                        с генерацией энергии на местных углях;

                        снижение  затрат  на  выработку тепловой энергии  в

                        местах расположения  ТЭЦ  малой  мощности  за  счет

                        оптимизации существующих теплоисточников

Важнейшие целевые       Основные   целевые    индикаторы   и    показатели:

индикаторы и показатели сокращение объема выбросов в атмосферу;

Программы               ввод в эксплуатацию линий электропередач;

                        ввод в эксплуатацию мощностей ТЭЦ;

                        ввод тепловых станций, работающих на местных углях;

                        реконструкция, модернизация ДЭС;

                        объемы  сокращения потребления дизельного топлива в

                        электроэнергетике Республики Саха (Якутия)

Сроки и этапы           Программа рассчитана на период с 2012 по 2017 годы,

реализации Программы    ее реализация осуществляется в один этап

Объемы и источники      Объем    финансирования    Программы    (в    ценах

финансирования          соответствующих лет с НДС) составляет  17,64  млрд.

                        руб., в том  числе  средства  федерального  бюджета

                        составляют 17,64 млрд. рублей

Ожидаемые конечные      Сокращение  объема  выбросов в атмосферу  на  173,9

результаты реализации   тонн;

Программы и показатели  сокращение  объемов  перекрестного  субсидирования,

социально-экономической связанного с локальной энергетикой;

эффективности           снижение  объема  дизельного  топлива для выработки

                        электроэнергии на 56,3 тыс. тонн;

                        экономический  эффект  составит  1,8  млрд.  рублей

                        ежегодно


 I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

  

Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года разработана в соответствии с пунктом 5 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр и Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 года N 927, с учетом поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 22.11.2010 N Пр-3362 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 N 553-р об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р".

Программа разработана в соответствии с целями государственной политики в электроэнергетике, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также согласована с направлениями социально-экономического развития регионов ДФО, заданными Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Перспективы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) определены:

Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.02.2006 N Пр-154 и одобренной Правительством Российской Федерации протоколом N 5 от 8 февраля 2007 года;

Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".

И составлены с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р, и Инвестиционных программ: ОАО АК "Якутскэнерго" на 2011 - 2013 годы, согласованной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2010 года N 894-р, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.08.2010 N 386, и ОАО "Сахаэнерго" на 2012 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.08.2010 N 893-р.

Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики, в том числе с учетом использования местных видов топлива, - одна из важнейших задач развития экономики региона.

Энергосистема Республики Саха (Якутия) является важнейшей составной частью электроэнергетики Дальнего Востока России со значительной территорией децентрализованного электроснабжения. Ее доля в выработке электроэнергии по Дальнему Востоку составляет порядка 20%, площадь обслуживания - 3,1 млн. кв. км (вся территория республики или 1/5 часть России), из которой 40% находится за Полярным кругом. Централизованным энергоснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв. км (64%) с 15% населения республики.


Схема расположения локальных систем электроснабжения Республики Саха (Якутия) 2010 года*

________________
     * Схема не  приводится. - Примечание изготовителя  базы данных.


Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.

По итогам 2010 года локальная энергетика включала в себя 126 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 212,9 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Выработка электроэнергии складывается на уровне 311,2 млн. кВт.ч (5% от объема по республике). Расход дизельного топлива на нужды малой энергетики составляет 89,8 тыс. тонн.

Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.

Потребность региона в электроэнергии будет расти одновременно с расширением производства и развитием социальной сферы; при этом специфика размещения территорий опережающего экономического роста предполагает локализацию основных объемов перспективного спроса на электроэнергию в зонах децентрализованного энергоснабжения и приводит к необходимости развития региональных систем локальной энергетики и существенного повышения энергоэффективности.

В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей, в 2008 году - 3,5 млрд. рублей, в 2009 году - 3,8 млрд. рублей, в 2010 году - 3,5 млрд. рублей, в 2011 году - 3,7 млрд. рублей. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2011 году приходится 3,0 млрд. руб. (81%).

Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За пять последних лет цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей.

Высокий уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.

Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.), темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»