Недействующий

О республиканской целевой программе "Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и ее основных направлениях до 2015 года

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 года N 1776
(в редакции Указа Президента РС(Я) от 28.10.2011 N 1004)


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и ее основных направлений до 2015 года

ПАСПОРТ

республиканской целевой программы "Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и ее основных направлений до 2015 года в новой редакции

Наименование
 программы

Республиканская целевая программа "Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и ее основных направлений до 2015 года в новой редакции

Дата принятия решения
 о разработке Программы, дата ее утверждения

Третье провозглашение ЮНЕСКО Шедевров устного и нематериального наследия человечества (25.11.2005), Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29.12.2005 N 2491 "О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо", Рекомендации Семинара ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири (Якутск, 2001)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

 Министерство образования Республики Саха (Якутия);

 Национальный комитет Республики Саха (Якутия)  по делам ЮНЕСКО;

 Национальная вещательная компания "Саха";

 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера;

 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова;

 Институт национальных школ Республики Саха (Якутия);

 Институт повышения квалификации работников образования;

 Арктический государственный институт искусств и культуры.

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
 сохранение якутского героического эпоса Олонхо как выдающегося памятника мировой культуры для передачи будущим поколениям.
   Основными задачами Программы являются:
 создание Центров Олонхо и активизация научных исследований по эпосам народов Республики Саха (Якутия);

 защита, хранение и обеспечение сохранности эпического наследия;

 сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия);

 создание образовательной системы Олонхо как средства воспитания, образования, развития детей и молодежи;

 создание Театра Олонхо как особого явления художественной культуры якутов.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы и ее основные направления до 2015 года:
 I этап - 2009-2011 годы;

 II этап - 2012-2015 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

"Центр Олонхо и научные исследования по эпосу";

 "Защита, хранение и обеспечение с охранности эпического наследия";

 "Сохранение и возрождение аутентичной устной эпической традиции в Республике Саха (Якутия)";

 "Олонхо и будущие поколения";

 "Театр Олонхо и развитие современных форм выражения эпоса".

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования - 102 957,2 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание Центров Олонхо;

 увеличение количества расшифрованных, опубликованных текстов Олонхо на различных носителях;

 увеличение количества культурных мероприятий, связанных с распространением Олонхо;

 увеличение числа методических рекомендаций и пособий по Олонхо;

 увеличение числа  новых произведений с использованием эпических сюжетов в различных областях искусства.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Реализация Программы должна обеспечить следующие индикаторы эффективности мероприятий:
 пополнение фондов и изданий текстов Олонхо;

 увеличение количества рук описных, аудио-, видео-, киноматериалов по эпосу на цифровых носителях;

 увеличение количества культурных мероприятий, связанных с распространением Олонхо;

 увеличение числа учебных программ и пособий по Олонхо;

 увеличение числа  новых произведений с использованием эпических сюжетов в различных областях искусства.

Система организации контроля за исполнением программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль за реализацией программных мероприятий с Министерством образования Республики Саха (Якутия), Национальным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО, Национально-вещательной компанией "Саха", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия), Институтом повышения квалификации работников образования, Арктическим государственным институтом искусств и культуры.
 Сводный контроль за реализацией программы осуществляется с Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия)  Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа

Исходя из приоритетов развития Республики Саха (Якутия) в сфере культуры, назрела необходимость принятия республиканской целевой программы "Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и до 2015 года (далее - Программа), направленной на реализацию системы мер по сохранению эпического наследия народов Республики Саха (Якутия), поддержке и развитию традиционной народной культуры Республики Саха (Якутия) в целом.

Под традиционной народной культурой понимается всё многообразие национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских, нематериальное культурное наследие, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремёсла и народные промыслы - всё то, что передаётся от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся обществом.

25 ноября 2005 года Якутский героический эпос Олонхо как древнейший жанр устного народного творчества, входящий в число величайших памятников мировой эпической культуры, провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества.

В Олонхо сложились представления народа о мироздании, система нравственных ценностей, традиционные верования и обычаи, богатство языка и культуры. В условиях традиционной среды эпос играл важнейшую роль в формировании норм социальных отношений - семейных, межпоколенных, половозрастных и др. Олонхо стало глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры.

Современная ситуация определяется прежде всего уходом из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков эпоса. Нарушение механизма культурной преемственности грозит полным исчезновением эпических традиций, которые выходят не только из активного фонда культуры, но и из социальной памяти народа. Утрата культурных традиций приводит к разрушению нравственных устоев, ослаблению чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле, народу, культуре. В связи с этим активная экспедиционная работа позволит выявить новых знатоков эпоса, а создание условий для творческого роста детей и молодых людей, имеющих способности к эпической импровизации, будет способствовать появлению новых исполнителей эпоса.

Деятельность по сбору памятников эпической культуры началась с середины XIX века. За этот период собрано свыше 120 полных текстов Олонхо, более 100 сюжетов в рукописном варианте и свыше 100 кассет магнитофонных и видеозаписей Олонхо. В результате полевых исследований планируется увеличить число имеющихся записей Олонхо на 34 образца.

Материалы по Олонхо хранятся разрозненно в архивах и хранилищах республики, условия хранения не соответствуют требованиям. Для сохранения этих уникальных материалов необходимо осуществить переход на новые способы хранения на основе информационных технологий. Реализация данной Программы позволит увеличить количество отреставрированных и оцифрованных материалов на 56 единиц.

Имеющиеся материалы и записи Олонхо, осуществленные в рамках выполнения мероприятий Программы, будут расшифрованы фольклористами и этномузыковедами, что значительно увеличит корпус расшифрованных архивных текстов на 56 образцов. В Программе особое место занимает научное изучение Олонхо как один из важнейших способов постижения феномена Олонхо. Увеличение количества изданий, посвященных исследованию Олонхо, значительно укрепит научно-методологическую базу деятельности по сохранению Шедевра устного и нематериального наследия человечества - якутского Олонхо.

Распространению и популяризации Олонхо не только в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации, но и далеко за пределами страны будут способствовать увеличение количества публикаций текстов Олонхо на якутском и других языках, на увеличение числа теле-, радиопередач, публикаций в средствах массовой информации, посвященных тематике Олонхо, увеличение числа учебных программ по Олонхо и эпосу народов Севера, увеличение количества культурных мероприятий, связанных с распространением Олонхо.

Традиционная народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности. В Республике Саха (Якутия) в 557 культурно-досуговых учреждениях успешно работают более 1000 творческих коллективов, из которых 205 удостоены звания "образцовый" и "народный". Из общего количества людей, занимающихся в данных творческих коллективах (около 50 тыс.человек), 54% составляют дети и подростки, 30% люди среднего и 16% люди старшего поколения. Именно в данной сфере культурно-досуговой деятельности наиболее актуальны проблемы материально-технического оснащения и материального стимулирования творческой деятельности специалистов. Это проблемы, связанные с передачей культурно-досуговых учреждений в ведение органов местного самоуправления, недостаточный уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие специалистов, что обусловило появление тенденции закрытия и перепрофилирования учреждений культуры и, как следствие, сокращение возможности получения населением республики социокультурных услуг. Вместе с тем, в республике именно культурно-досуговые учреждения занимают место своеобразных "духовных центров", являются средой формирования культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование может снизить возможность участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишить подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Основываясь на анализе состояния традиционной народной культуры в Республике Саха (Якутия) и, учитывая, что источником традиционной народной культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации деятельности муниципальных, прежде всего, и республиканских учреждений культуры по сохранению эпического наследия народов республики.

В настоящее время эпизодические и разрозненные действия по сохранению эпического наследия являются явно недостаточными. Эта работа требует использования программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Только объединение усилий различных министерств и ведомств, учреждений культуры, науки и образования, общественных организаций и отдельных людей позволит сохранить эпос Олонхо и распространить его на международном уровне.

Республика Саха (Якутия) имеет достаточный потенциал для сохранения феномена Олонхо как в аутентичном виде, так и в различных формах современной культуры. Основной целью государственной политики в сфере культуры и искусства последнего десятилетия ХХ века стало сохранение единого культурного пространства республики и возрождение самобытности культурных традиций народов Якутии. В 1991 году Министерство культуры Республики Саха (Якутия) определило приоритетом своей деятельности возрождение традиционной культуры, что выразилось в принятии 4-хэтапной республиканской целевой программы "Возрождение традиционной культуры: Хомус - Ысыах – Олонхо – Итэгэл". В результате реализации Программы был дан импульс к восстановлению народных традиций, сформирован устойчивый интерес к традиционной культуре, найдены способы взаимодействия культурного наследия с современностью. Традиционная культура наполнила новым содержанием деятельность театров, домов культуры, библиотек, музеев, детских школ искусств, общеобразовательных школ, детских внешкольных учреждений, высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений. Появились специалисты по различным направлениям изучения, освоения и восстановления традиций народной культуры.

Решение актуальных задач государственной политики по сохранению и пропаганде эпоса Олонхо требует комплексного системного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках республиканской целевой программы "Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо" на 2009-2011 годы и до 2015 года в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Вышесказанное обуславливает целесообразность применения программно-целевого метода, который является основой государственной стратегии в сфере культуры, призванной повысить эффективность использования бюджетных средств, дать весомые основания для того, чтобы заменить недостаточное финансирование на стратегию планомерного увеличения государственных инвестиций, привести к восстановлению в обществе традиционного понимания духовной культуры как самого прочного фундамента социального развития.

В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем:

первый вариант - без использования программно-целевого метода – является инерционным и не способен решить комплекс проблем сохранения эпического наследия народов республики и в сфере традиционной народной культуры в целом;

второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. Основными преимуществами использования программно-целевого метода являются комплексный подход к решению проблемы, распределение полномочий и ответственности, эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.

Риском применения указанного метода может стать недостаточное или ресурсное обеспечение мероприятий Программы, устранение которого возможно посредством корректировки и уточнения программных мероприятий.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к утрате культурных традиций. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

разрушению нравственных устоев;