ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1774
О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 790-3 N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
(пункт 2 в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
(пункт 3 в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В. ШТЫРОВ
Республиканская целевая программа
(паспорт в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)
Наименование | Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Программа разработана во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая |
Государственный заказчик - координатор (государственный заказчик) Программы | Государственный заказчик-координатор - Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики | Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Целями Программы, направленными на создание транспортных условий для развития Республики Саха (Якутия) и повышения качества жизни ее жителей являются: |
Сроки и этапы реализации программы | Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | В состав Программы входят следующие подпрограммы: "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Воздушный транспорт", "Внутренние водные пути", "Внутренний водный транспорт", "Автомобильный транспорт", "Кадровое обеспечение предприятий транспортного комплекса", а также программные задачи "Научное обеспечение Программы", "Общепрограммные мероприятия". |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования для реализации мероприятий Программы на 2009-2015 годы составляет 319 048 млн. рублей, в том числе: за счет средств Федерального бюджета - 237 597 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 18 078 млн. рублей, средств ОАО "Республиканская инвестиционная компания" - 11 662 млн. рублей, средств местных бюджетов муниципальных образований – 1 765 млн. рублей, внебюджетных источников – 49 947 млн. рублей. По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом: капитальные вложения на реализацию инвестиционных проектов – 247 772 млн. рублей (77,7 % общих расходов по программе), текущие затраты – 71 247 млн. рублей (22,3 % общих расходов по программе), расходы на научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы – 29 млн. рублей (0,01 % общих расходов по программе). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | На железнодорожном транспорте протяженность линий достигнет 1049,6 км до 2015 года. Протяженность автомобильных дорог общего пользования (в действующей классификации) с твердым покрытием достигнет 8587 километров против 7787 км. Будет обеспечена круглогодичная транспортная связь |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы | Индикатор первого уровня: |
Система организации контроля за реализацией Программы | Управление реализацией Программы и контроль ее исполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик-координатор Программы - Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия). |
Государственная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 года N 258 "О транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)", распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года N 302-РП "О целевых программах Республики Саха (Якутия)". В качестве целевых ориентиров использованы положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, протокол совещания Президента Российской Федерации В.В. Путине по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 06 января 2006 года.
Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортного комплекса Республики Саха на период 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года, необходимых для его устойчивой и эффективной работы и взаимодействия всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.
Реализация Программы направлена на согласованное развитие и функционирование наземных, водных и воздушных транспортных систем, соответственно более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов. Процесс модернизации транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие республики.
Программа разработана на базе государственной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления развития до 2015 года", утвержденной законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2007 443-З N 901-III. Корректировка программы произведена в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.2009 N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ". Структурно Программа состоит из 7 подпрограмм, сформированных по отраслевому признаку, межотраслевой задачи и четырех программных задач по функциональным признакам.
Исходными установками для разработки Программы явились положения Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия), "Схемы комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 года".
Программа увязана с Транспортной стратегией России и ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Также использованы следующие документы и материалы:
прогнозы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
программы социально-экономического развития улусов и городов;
технико-экономические обоснования, технические проекты и бизнес-планы;
исследования и разработки научных и проектных организаций.
Устойчивое и поступательное социальное экономическое развитие Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, суровыми природно-климатическими условиями, неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования транспортного комплекса.
Последние годы характеризуются общей стабилизацией экономического состояния и социальной сферы республики. Грузооборот с 2000 года по 2008 год снизился на 6,8%, пассажирооборот возрос на 48,1 %.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Перевезено грузов, тыс. тонн | 42046,2 | 54872,5 | 39824,3 | 40013,4 | 39462,3 | 42785,1 | 38858,1 | 36192,1 | 36117,4 |
Грузооборот транспорта, | 5705,0 | 6732,2 | 6931,0 | 6301,5 | 6077,7 | 6172,1 | 5273,9 | 5963,5 | 5313,6 |
Перевезено пассажиров, | 87,12 | 100,4 | 87,02 | 96,28 | 96,38 | 80,89 | 82,4 | 86,8 | 89,1 |
Пассажирооборот, | 1902,1 | 2291,7 | 2214,9 | 2417,2 | 2584,0 | 2343,6 | 2148,7 | 2365,5 | 2817,3 |
Введен во временную эксплуатацию в 2004 году железнодорожный участок Беркакит - Томмот протяженностью 359,6 км с открытием пассажирского движения. Идет модернизация технического оснащения аэропортов, определены меры государственной поддержки их деятельности с целью обеспечения доступности услуг по перевозкам пассажиров воздушным транспортом. За 2002-2005 годы введено в эксплуатацию 304,49 км автомобильных дорог и 1035,5 п.г. искусственных сооружений. Последовательно идет реализация ранее утвержденных отраслевых программ развития различных видов транспорта.
Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В мае 2004 года Правительством республики была принята Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)[1], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года. В 2005 году приняты кардинальные решения, которые внесли существенные изменения в планы транспортного строительства и развитие транспортной деятельности на территории РС (Я). По результатам рабочей поездки Президента России В.В. Путина приняты решения об ускорении строительства железной дороги до г. Якутска с возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена, сооружения магистрального трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительства каскада электростанций, применения практики государственно-частного партнерства при сооружения инфраструктурных объектов и ряд других важных решений[2].
Тем не менее, в транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) сохраняется ряд серьезных проблем, сдерживающих развитие самого транспорта и народного хозяйства республики в целом.
Главные проблемы транспортного обслуживания населения и хозяйства республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций - незавершенностью сооружения железнодорожной магистрали до г. Якутска, низким техническим уровнем автомобильных дорог и мостовых переходов с преобладанием сети автозимников. Якутия, занимающая по площади 3,1 млн. квадратных километров имеет 490 км железных дорог, только с 2002 года возобновлено строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. В этой связи более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.
Главной транспортной магистралью является водный путь по реке Лене от речного порта Осетрово (Иркутская область) до морского порта Тикси (Север Республики Саха (Якутия) и далее на Запад и Восток от морского порта Тикси по Северному морскому пути. Этот путь является продолжением общероссийских магистральных путей и открывает прямой доступ в бассейны Арктических рек Хатанга, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма.
Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).
Средняя дальность перевозок речным транспортом превышает в 12-15 среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.
Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. В республике более 82% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Резкое сокращение парка подвижного состава авиатранспортных предприятий и высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие оптимального типажа транспортной авиатехники и средств высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач в Арктической зоне.
Природно-ресурсный потенциал, разведанные месторождения природных ископаемых, востребованные на рынке России и за рубежом, открывают широкие перспективы для дальнейшего промышленного развития республики. На территории республики выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долларов США и составляет около 1,5 % общемировых запасов, прогнозный же потенциал оценен в 5,4 трлн. долл. В промышленном освоении находится только малая часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в существенной мере сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами территории, низкой пропускной способностью транспортных магистралей и недостатком провозной способности парка подвижного состава.
Из-за потери провозных мощностей, ухудшения технического состояния парка транспортных средств снизились объемы перевозок грузов и пассажиров.
Стабилизация численности и прогнозируемый на период до 2015 года прирост населения республики, рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта.
Острота ситуации в транспортном комплексе усугубляется внутренними проблемами на транспорте. Сложным остается финансовое состояние предприятий транспортного комплекса. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 53,5 процентов и продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.
Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.
Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. В республике не существует в настоящее время системы диспетчерского управления движением транспортных средств, как в городском сообщении, так и на автомагистралях большой протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта. В г. Якутске внедрена диспетчерская система с применением навигационного оборудования.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для малообеспеченных и льготных категорий пассажиров ежегодно из республиканского и местных бюджетов направляются значительные финансовые средства в виде субсидий на пассажирские авиационные, железнодорожные, речные перевозки и др.
Сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов. Огромная концентрация на городских маршрутах автобусов малой вместимости, принадлежащих частным предпринимателям, создает перегрузки автомобильного движения и серьезные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. На междугородних перевозках ситуация обостряется еще и низким уровнем качества дорожных условий.