ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1774

О республиканской целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года"

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)

Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 790-3 N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).

(пункт 2 в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

(пункт 3 в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

  Президент
     Республики Саха (Якутия)
     В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 года N 1774

Республиканская целевая программа

"РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года "

П А С П О Р Т Республиканской целевой программы

(паспорт в редакции Указа Президента РС(Я) от 29.08.2011 N 882)


Наименование
 Программы

Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления
 до 2015 года

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Программа разработана во исполнение постановления Правительства  Республики Саха (Якутия) от 31 мая
 2004 года N 258 "О транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)"
, распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года N 302-РП "О целевых программах Республики Саха (Якутия)".
 Программа утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от "___" __________ 200__ г. N _____.
 _______________________________________________

Государственный заказчик - координатор (государственный заказчик) Программы

Государственный заказчик-координатор - Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики
 программы

Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)
 ООО "Центр инвестиционных исследований, экономической экспертизы и разработки проектов"

Цели и задачи  Программы

Целями Программы, направленными на создание транспортных условий для развития Республики Саха (Якутия) и повышения качества жизни ее жителей являются:
 - развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения, высвобождение оборотного капитала хозяйствующих субъектов республики за счет уменьшения периода оборота товарных запасов, снижение транспортных издержек по перевозкам наземным транспортом, расширение возможностей по реализации  продукции производителей Якутии на внешних товарных рынках;

 - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

 - повышение комплексной безопасности жизнедеятельности республики и устойчивости транспортной системы.
 Достижение цели по развитию транспортной инфраструктуры и повышению комплексной безопасности жизнедеятельности республики и устойчивости транспортной системы предусматривает решение задач:
 1.  Строительство железнодорожных линий, совмещенного мостового перехода через реку Лена
 2.  Увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием и строительс тво автомобильных мостов
 3.  Обновление парка воздушных судов, развитие сети опорных аэропортов
 4.  Оптимизация структуры флота в Ленском бассейне с учетом строительства железной дороги до г. Якутска и перераспределения грузопотоков между видами транспорта при формировании опорной сети наземных путей сообщения;
Создание грузовых речных терминалов.
 5.  Развитие водных путей сообщения
 6.  Обновление парка пассажирского автотранспорта, приобретение транспорта повышенной проходимости для осуществления междугородных (внутрирайонных, пригородных) перевозок.
 Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения республики также предполагает формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности, развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути), развитие аэропортовой сети, субсидирование части расходов по пассажирским перевозкам на социально-значимых маршрутах.

Сроки и этапы реализации  программы

Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа.
 На первом этапе до 2011 года развитие транспортной системы ориентировано на строительство и реконструкцию основных транспортных магистралей, формирующих опорную сеть, модернизацию основных производственных фондов.
 На втором этапе (2012-2015 годы) предусматриваются  дальнейшие преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы, формирование опорной транспортной сети для вовлечения природно-ресурсного потенциала республики в экономику России и экономической интеграции с регионами Дальнего Востока.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

В состав Программы входят следующие подпрограммы: "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Воздушный транспорт", "Внутренние водные пути", "Внутренний водный транспорт", "Автомобильный транспорт", "Кадровое обеспечение предприятий транспортного комплекса", а также программные задачи "Научное обеспечение Программы", "Общепрограммные мероприятия".

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования для реализации мероприятий  Программы на 2009-2015 годы составляет 319 048 млн. рублей, в том числе: за счет средств Федерального бюджета - 237 597 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 18 078 млн. рублей, средств ОАО "Республиканская инвестиционная компания" - 11 662 млн. рублей, средств местных бюджетов муниципальных образований – 1 765 млн. рублей, внебюджетных источников – 49 947 млн. рублей. По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом: капитальные вложения на реализацию инвестиционных проектов – 247 772 млн. рублей (77,7 % общих расходов по программе), текущие затраты – 71 247 млн. рублей (22,3 % общих расходов по программе), расходы на научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы – 29 млн. рублей (0,01 % общих расходов по программе).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

На железнодорожном транспорте протяженность линий достигнет 1049,6 км до 2015 года. Протяженность автомобильных дорог общего пользования (в действующей классификации) с твердым покрытием достигнет 8587 километров против 7787 км. Будет обеспечена круглогодичная транспортная связь
 22 районов и городов с охватом 91,5% населения республики и 47,5% территории.
 В гражданской авиации будет обеспечен ежегодный прирост авиатранспортных работ на уровне 2-3 процента, в результате модернизации и переоснащения парка воздушных судов современными самолетами и вертолетами всех типов в структуре провозной мощности парка доля современных воздушных судов возрастет до 74,4 процентов. Реконструкция объектов авиатранспортной наземной инфраструктуры обеспечит формирование опорной сети аэропортов.
 На воднотранспортном комплексе на 11,2 процента повысится протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами. Структура речного флота и причальных сооружений будет приведена в соответствие с прогнозируемыми объемами, составом и географией грузопотоков.
 На пассажирском автомобильном транспорте общего пользования будет осуществляться обновление парка подвижного состава.
 Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода оценивается в 9 487 млн. рублей в 2020 году и 240 969 млн. рублей к 2030 году.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Индикатор первого уровня:
 - грузооборот транспорта увеличится на 23,8% / пассажирооборот увеличится на 37,2%.
 Индикаторы второго уровня:
 По подпрограмме "Железнодорожный транспорт":
 - грузооборот увеличится в 2,6 раза / пассажирооборот увеличится в 2,4 раза.
 По подпрограмме "Автомобильные дороги":
 - плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличится на 13%;

 По подпрограмме "Воздушный транспорт":
 - грузооборот увеличится на 49% / пассажирооборот увеличится на 35,8%.
 По подпрограмме "Внутренний водный транспорт":
 - грузооборот увеличится на 7,5% / пассажирооборот увеличится на 4%.
 По подпрограмме "Автомобильный транспорт":
 - грузооборот увеличится на 29% / пассажирооборот увеличится на 39%.

Система организации контроля за реализацией Программы

Управление реализацией Программы и контроль ее исполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик-координатор Программы - Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия).

Введение


Государственная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 года N 258 "О транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)", распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2006 года N 302-РП "О целевых программах Республики Саха (Якутия)". В качестве целевых ориентиров использованы положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, протокол совещания Президента Российской Федерации В.В. Путине по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 06 января 2006 года.

Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортного комплекса Республики Саха на период 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года, необходимых для его устойчивой и эффективной работы и взаимодействия всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

Реализация Программы направлена на согласованное развитие и функционирование наземных, водных и воздушных транспортных систем, соответственно более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов. Процесс модернизации транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие республики.

Программа разработана на базе государственной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления развития до 2015 года", утвержденной законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2007 443-З N 901-III. Корректировка программы произведена в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.2009 N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ". Структурно Программа состоит из 7 подпрограмм, сформированных по отраслевому признаку, межотраслевой задачи и четырех программных задач по функциональным признакам.

Исходными установками для разработки Программы явились положения Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия), "Схемы комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 года".

Программа увязана с Транспортной стратегией России и ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Также использованы следующие документы и материалы:

прогнозы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);

программы социально-экономического развития улусов и городов;

технико-экономические обоснования, технические проекты и бизнес-планы;

исследования и разработки научных и проектных организаций.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


Устойчивое и поступательное социальное экономическое развитие Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, суровыми природно-климатическими условиями, неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования транспортного комплекса.

Последние годы характеризуются общей стабилизацией экономического состояния и социальной сферы республики. Грузооборот с 2000 года по 2008 год снизился на 6,8%, пассажирооборот возрос на 48,1 %.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Перевезено грузов, тыс. тонн

42046,2

54872,5

39824,3

40013,4

39462,3

42785,1

38858,1

36192,1

36117,4

Грузооборот транспорта,
 млн. тонн-км

5705,0

6732,2

6931,0

6301,5

6077,7

6172,1

5273,9

5963,5

5313,6

Перевезено пассажиров,
 млн. пасс.

87,12

100,4

87,02

96,28

96,38

80,89

82,4

86,8

89,1

Пассажирооборот,
 млн. пасс.-км

1902,1

2291,7

2214,9

2417,2

2584,0

2343,6

2148,7

2365,5

2817,3

Введен во временную эксплуатацию в 2004 году железнодорожный участок Беркакит - Томмот протяженностью 359,6 км с открытием пассажирского движения. Идет модернизация технического оснащения аэропортов, определены меры государственной поддержки их деятельности с целью обеспечения доступности услуг по перевозкам пассажиров воздушным транспортом. За 2002-2005 годы введено в эксплуатацию 304,49 км автомобильных дорог и 1035,5 п.г. искусственных сооружений. Последовательно идет реализация ранее утвержденных отраслевых программ развития различных видов транспорта.

Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В мае 2004 года Правительством республики была принята Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)[1], определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года. В 2005 году приняты кардинальные решения, которые внесли существенные изменения в планы транспортного строительства и развитие транспортной деятельности на территории РС (Я). По результатам рабочей поездки Президента России В.В. Путина приняты решения об ускорении строительства железной дороги до г. Якутска с возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена, сооружения магистрального трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительства каскада электростанций, применения практики государственно-частного партнерства при сооружения инфраструктурных объектов и ряд других важных решений[2].

Тем не менее, в транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) сохраняется ряд серьезных проблем, сдерживающих развитие самого транспорта и народного хозяйства республики в целом.

Главные проблемы транспортного обслуживания населения и хозяйства республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций - незавершенностью сооружения железнодорожной магистрали до г. Якутска, низким техническим уровнем автомобильных дорог и мостовых переходов с преобладанием сети автозимников. Якутия, занимающая по площади 3,1 млн. квадратных километров имеет 490 км железных дорог, только с 2002 года возобновлено строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. В этой связи более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.

Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.

Главной транспортной магистралью является водный путь по реке Лене от речного порта Осетрово (Иркутская область) до морского порта Тикси (Север Республики Саха (Якутия) и далее на Запад и Восток от морского порта Тикси по Северному морскому пути. Этот путь является продолжением общероссийских магистральных путей и открывает прямой доступ в бассейны Арктических рек Хатанга, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма.

Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).

Средняя дальность перевозок речным транспортом превышает в 12-15 среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. В республике более 82% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Резкое сокращение парка подвижного состава авиатранспортных предприятий и высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие оптимального типажа транспортной авиатехники и средств высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач в Арктической зоне.

Природно-ресурсный потенциал, разведанные месторождения природных ископаемых, востребованные на рынке России и за рубежом, открывают широкие перспективы для дальнейшего промышленного развития республики. На территории республики выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долларов США и составляет около 1,5 % общемировых запасов, прогнозный же потенциал оценен в 5,4 трлн. долл. В промышленном освоении находится только малая часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в существенной мере сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами территории, низкой пропускной способностью транспортных магистралей и недостатком провозной способности парка подвижного состава.

Из-за потери провозных мощностей, ухудшения технического состояния парка транспортных средств снизились объемы перевозок грузов и пассажиров.

Стабилизация численности и прогнозируемый на период до 2015 года прирост населения республики, рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта.

Острота ситуации в транспортном комплексе усугубляется внутренними проблемами на транспорте. Сложным остается финансовое состояние предприятий транспортного комплекса. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 53,5 процентов и продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.

Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.

Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. В республике не существует в настоящее время системы диспетчерского управления движением транспортных средств, как в городском сообщении, так и на автомагистралях большой протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта. В г. Якутске внедрена диспетчерская система с применением навигационного оборудования.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для малообеспеченных и льготных категорий пассажиров ежегодно из республиканского и местных бюджетов направляются значительные финансовые средства в виде субсидий на пассажирские авиационные, железнодорожные, речные перевозки и др.

Сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов. Огромная концентрация на городских маршрутах автобусов малой вместимости, принадлежащих частным предпринимателям, создает перегрузки автомобильного движения и серьезные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. На междугородних перевозках ситуация обостряется еще и низким уровнем качества дорожных условий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»