ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2004 года N 258

О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики, в целях создания устойчивой, динамично развивающейся транспортной системы в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Транспортную стратегию Республики Саха (Якутия) и План действий Правительства Республики Саха (Якутия) по ее реализации на 2004 год согласно приложениям N 1 и 2 соответственно.

2. Министерствам и ведомствам, руководителям предприятий и организаций руководствоваться Транспортной стратегией Республики Саха (Якутия) до 2025 года при:

подготовке и реализации законодательных и нормативных документов, прогнозов социально-экономического развития республики;

разработке и осуществлении целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслей экономики, решения социальных и других принципиальных, зависящих от транспорта, проблем развития отраслей и хозяйственного комплекса республики в целом;

составлении ежегодных бюджетных заявок на финансирование в рамках федеральных целевых программ, формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

постановке вопросов по решению проблем развития транспортной системы республики на уровне федеральных органов власти.

3. Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.) ежегодно вносить на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) доклад "О ходе реализации Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)" с проектом плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по ее реализации на очередной год.

4. Департаменту по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) (Павлова Л.В.) обеспечить широкое освещение Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) в средствах массовой информации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.Н. Алексеева.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е.БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31.05.2004 года N 258

(приложение N 1)

ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Основные понятия

2. Состояние и проблемы развития транспортной системы республики

3. Цель и приоритетные задачи развития транспортной системы Республики Саха (Якутия)

4. Тенденции и сценарные условия развития транспортной системы

5. Стратегические направления

6. Основные направления развития и структурные преобразования на отдельных видах транспорта

6.1. Железнодорожный транспорт

6.2. Воднотранспортный комплекс

6.3. Воздушный транспорт

6.4. Дорожное хозяйство

6.5. Автомобильный транспорт

6.6. Трубопроводный транспорт

7. Совершенствование транспортных технологий и транспортной техники

8. Роль государства в развитии транспорта Республики Саха (Якутия) и регулировании транспортной деятельности

9. Заключение. Основные результаты, ожидаемые при реализации Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

10. Официальные документы, использованные для разработки Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)

ВВЕДЕНИЕ


Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия) разработана рабочей группой Научно-технического Совета при Президенте Республики Саха (Якутия), Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и Советом по изучению производительных сил Минэкономразвития России во исполнение п.2.2. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2004 года N 88 "Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2003 год и задачах на 2004 год". Она основывается на положениях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2025 года, с учетом мероприятий федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", а также на положениях предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) "Будущее в наших руках", основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия):

определяет основные направления развития транспортного комплекса Республики до 2025 года, основные задачи, формы и содержание государственного управления и регулирования в сфере транспортной деятельности;

является основой для выработки государственной политики и разработки целевых программ в области отдельных видов транспорта, транспортной инфраструктуры и смежных с транспортом отраслей экономики, решения социальных и других принципиальных, зависящих от транспорта, проблем развития отраслей и хозяйственного комплекса Республики в целом;

рассматривается как база для скоординированного формирования планов работы Правительства и законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), единого видения перспектив развития транспорта органами государственной власти, бизнесом, обществом.

1. Основные понятия


Транспорт как отрасль экономики включает сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования, подвижные средства (независимо от формы собственности на них), трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. К сфере транспорта относятся: автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный трубопроводный виды транспорта, сектор городского пассажирского транспорта, промышленный транспорт.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных услуг.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).

Транспортная инфраструктура - наземные, водные и воздушные пути сообщения, морские и речные порты, транспортные терминалы, атомный ледокольный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и антитеррористической безопасности.

Автомобильная дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Включаются также мосты, туннели, несущие конструкции, пересечения дорог, перекрестки и развязки.

Дорожная сеть включает: федеральные автомобильные дороги общего пользования, автомобильные дороги общего пользования субъектов РФ, улицы и дороги городов и населенных пунктов, ведомственные и частные дороги.

К внутренним водным судоходным путям относятся каналы, озера, заливы и другие водные пространства (кроме морей), пригодные для судоходства. По ним осуществляется движение и буксировка судов, плотов и других плавучих объектов.

Водными путями в свободном состоянии (естественными) следует считать природные водные пути - озера и реки, сток которых не зарегулирован; искусственными водными путями - каналы и водохранилища, а также реки с гидротехническими сооружениями, построенными для регулирования стока и создающими подпор на всем протяжении реки на отдельных ее участках.

Причал - сооружение порта, предназначенное для безопасного подхода, швартовки судов, их стоянки во время погрузо-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров и других портовых операций.

Магистральные нефтепроводы - трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, расположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на отдельные предприятия.

Магистральные газопроводы - трубопроводы, предназначенные для передачи газа в массовых количествах на дальние расстояния от места добычи пли производства до газораспределительных станций.

Транспортная сеть - система, обеспечивающая перевозочный процесс и безопасное перемещение транспортных средств, независимо от их принадлежности, формы собственности и хозяйственной деятельности.

Опорная транспортная сеть представляет собой совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи.

Терминал - комплекс технических устройств, зданий и сооружений, предназначенных для приема, накопления, обработки, отправления и выдачи грузов.

Транспортно-экспедиционная деятельность - предпринимательская деятельность по оказанию услуг клиентам при организации перевозок грузов всеми видами транспорта.

Транспортная логистика - комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования.

Логистический подход - согласование действий всех звеньев транспортно-распределительной цепи интермодальной перевозки, обеспечение жесткого контроля за товаро-денежными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и других документов.

2. Состояние и проблемы развития транспортной системы республики


Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность республики с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.

Главной особенностью транспортной системы республики является слабое развитие наземных коммуникаций. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов в республику перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах республики, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия. 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. Высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие транспорта высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач.

Следствием сезонности работы транспорта является ежегодное отвлечение огромных средств на сезонный завоз и хранение топлива, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Транспортные затраты оказывают значительное влияние на повышение издержек производства предприятий республики, которые вынуждены изымать значительный объем оборотных средств на создание запасов материальных ресурсов.

Несмотря на серьезные проблемы, которые накопились за годы реформ, транспортный комплекс республики в целом удовлетворяет спрос на перевозки грузов и пассажиров. Последние годы характеризуются положительной динамикой в его деятельности. В 2003 г. в целом предприятиями транспорта увеличены объемы перевозок грузов - на 7,2%. Стабильный рост объема перевозок грузов (около 8% ежегодно) наблюдался ни железнодорожном транспорте. Наибольший рост объемов перевозок грузов в 2003 г. наблюдался на грузовом автомобильном транспорте - 133%. При этом объем перевозок грузов автомобильным транспортом частных предпринимателей только в 2003 году увеличился на 88,6%.

Количество перевезенных пассажиров транспортом общего пользования в 2003 г. увеличилось по сравнению с уровнем 2002 годом на 2,4%. За последние годы наблюдался существенный прирост пассажирских перевозок воздушным транспортом. В 2001-2003 голах ежегодный прирост составил в среднем 9,3%. При этом в 2002 году преодолена тенденция спада авиаперевозок на местных авиалиниях. В 2003 году на 2,4% увеличились перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в чем основную роль сыграло увеличение перевозок частными предпринимателями.

Прошедшие годы реформ характеризовались резким снижением показателей подвижности населения с 4412 пассажирокилометров на 1 жителя в 1990 году до 1972 пкм/чел. в 2000 году. В последние годы появилась положительная динамика. В 2003 году показатель транспортной подвижности населения вырос до 2455 пкм/чел.

Трудоемкость валового регионального продукта в сопоставимых ценах с 1995 года имела устойчивую тенденцию снижения с 459 ткм/тыс. руб. ВРП до 368 ткм/тыс. руб. ВРП в 2000 году и 316 ткм/тыс. руб. ВРП в 2003 году. Существенным в данной динамике является то, что последовательно снижается ресурсоемкость, происходят глубинные процессы повышения эффективности производства.

Водный транспорт республики в настоящее время является основным перевозчиком грузов межрегионального и внутриреспубликанского обмена. В транспортном обеспечении массовых грузопотоков в арктические районы он остается безальтернативным и в перспективе.

Протяженность эксплуатируемых водных путей на территории республики составляет 16,7 тыс. км, обеспеченных судоходной обстановкой - 10,65 тыс. км, с гарантированными габаритами судового хода - 8 тыс. км, с освещаемой обстановкой около 3 тыс. км. Водными путями Ленского бассейна пользуются 127 судовладельцев, которые имеют 2372 единицы самоходного и несамоходного флота. Общее количество маломерного флота (мощность судов менее 75 л.с.) составляет около 15 тыс. единиц и уменьшилось в 1,8 раз против 1994 года.

В основных судоходных компаниях республики, зарегистрированных на учете к Ленской инспекции российского речного регистра, выполняющих массовые перевозки грузов, числится 829 судов. Средний возраст флота составляет 24 года, при этом доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет всего 11%, а в технически годном состоянии находится - 62% флота. Более 30 лет в среднем находятся в эксплуатации суда наиболее перспективного типа сухогрузы класса "река-море", наливные суда в среднем отработали 24 года. Нормативный срок службы судов такого типа 24 года. Пассажирский флот республики представлен 27 судами, из которых 22 единицы - это скоростной флот. Средний возраст этих судов превышает 20 лет. 10 судов физически полностью устарели.

Ежегодно по водным путям республики перевозится боле; 2,6 млн. тонн различных грузов, в том числе для государственных нужд республики около 1 млн. тонн, в смешанном "река-море" сообщении 440-460 тыс. тонн. За пределами республики работают все 18 судов ГСК "Арктическое морское пароходство" и 14 судов ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Средний возраст судов Арктического пароходства достигает 23 года, при нормативном сроке службы 22 года. Доходы от использования судов в заграничном плавании по этим судоходным компаниям в 2003 году составили 15,1 млн. долларов или 102,6% к 2002 году. Объем перевозок грузов морским транспортом составил 310 тыс. тонн пли 75,4% к 2002 г.

Железнодорожный транспорт в республике представлен участком железной дороги Беркакит-Томмот протяженностью 360 км. В 2004 году планируется его ввод во временную эксплуатацию. Строительство железной дороги в Южной Якутии оказало огромное воздействие на экономическое развитие региона. Даже эксплуатация недостроенного участка железной дороги Беркакит-Томмот, имеющего ограниченную пропускную способность, дала ощутимый экономический эффект Интенсивное развитие получили ранее разведанные малые угольные разрезы, энергетика, лесопромышленный комплекс. На круглогодичное обеспечение товарами и материальными ресурсами перешли два крупных района республики - Нерюнгринский и Алданский, а также в значительной степени группа заречных улусов. Ежегодно увеличиваются объемы перевозок грузов по строящемуся участку. В 2003 году перевезено 1,8 млн. тонн грузов, что на 38% выше уровня предыдущего года.

Дорожное хозяйство на территории республики имеет протяженность свыше 30 тысяч километров автомобильных дорог, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Сеть автомобильных дорог республики включает 19,8 тысяч километров дорог общего пользования, что составляет 65%. Из общей протяженности дорог общего пользования доля дорог федерального значения - 2,1 тыс. км или 11%, территориальных - 17,7 тыс. км или 89%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»