Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Табл. 1. Доля расходов на целевые программы в общем объеме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2007-2010 годах


2007

2008

2009

2010

Всего расходов государственного бюджета РС (Я), тыс. руб.

57 469 150

75 982 988

83 282 894

91 486 046

Ведомственные целевые программы (ВЦП) , тыс. руб.

1 232 713,73

1 291 613,47

1 124 072,33

711 669,80

Доля ВЦП в общем объеме расходов государственного бюджета

2,15%

1,70%

1,35%

0,80%

Республиканские целевые программы (РЦП) , тыс. руб.

7 924 194,3

11 758 382,9

11 835 456,3

15 867 000

Доля РЦП в общем объеме расходов государственного бюджета

13,79%

15,48%

14,2%

17,3 %

Для расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, в Республике Саха (Якутия) в 2009 году начало действовать Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В развитие данного положения в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) были разработаны Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД) в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы. Приложением к указанным Методическим рекомендациям является Перечень стратегических целей Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), используемых при разработке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности. В данном перечне указаны главные распорядители средств бюджета Республики Саха (Якутия), отвечающие за определенные цели в соответствии с системой компетенций. Фактическая практика подготовки ДРОНД в Республике Саха (Якутия) отсутствует. Пилотные ДРОНД сформированы в конце 2010 года в 8 субъектах бюджетного планирования социального блока:

N

Наименование СБП Республики Саха (Якутия)

1

Министерство здравоохранения

2

Министерство труда и социального развития

3

Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия)

4

Министерство науки и профессионального образования

5

Министерство образования

6

Министерство по молодежной политике

7

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту

8

Министерство культуры и духовного развития

Наиболее устоявшимся и проработанным инструментом программного бюджетного планирования является институт республиканских целевых программ. Процедуры подготовки, утверждение и реализации республиканских целевых программ регламентируются Постановлением Правительства РС(Я) от 08.10.2009 N 415 (ред. от 10.06.2010) "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ". В 2010 году действовали 32 республиканские целевые программы, средний уровень финансирования которых от плановых показателей по данным 2010 года составляет 98,2% (в 2009 году аналогичный показатель составил 92%). При этом доля расходов государственного бюджета, финансируемых в рамках республиканских целевых программ, составляет в среднем около 17 %. Вместе с тем, все действующие республиканские целевые программы заканчивают свое действие в 2011 году, что требует принятия решения о дальнейшем векторе развития процедур планирования.

Вместе с тем, существующая система программно-целевого планирования бюджета имеет существенный недостаток. В частности, фактически сравнялся статус ведомственных и республиканских целевых программ, несмотря на то, что каждый вид документа регламентируется отдельным нормативным правовым актом. При этом, не смотря на разницу в названиях и различия в порядке принятия решений, данные программы по сути дела направлены на развитие материально-технической базы министерств и ведомств. Кроме того, мероприятия отдельных республиканских и ведомственных целевых программ дублируют друг друга.

Еще одним важным инструментом, применяемым в процессе бюджетного планирования Республики Саха (Якутия), является реестр расходных обязательств. Процедура ведения реестра расходных обязательств была детально регламентирована в рамках порядка, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 04.05.2008 г. N 176. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение реестра расходных обязательств Республики Саха (Якутия), является Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

В настоящее время бюджетный процесс в Республике Саха (Якутия) регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)". Вплоть до последнего времени в Республике Саха (Якутия) применяется практика формирования однолетнего республиканского бюджета и перспективного финансового плана. Качество финансового планирования можно охарактеризовать соотношением значений основных показателей государственного бюджета в первоначальной плане (первая редакция Законов о государственном бюджете на очередной финансовый год), окончательном плане (последняя редакция Законов о государственном бюджете на очередной финансовый год) и фактическом исполнении (Законы об утверждении отчетов об исполнении государственного бюджета за отчетный финансовый год) (табл. 2).