Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2013 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 25.12.2015)


       I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Одной из нерешенных проблем в сфере управления общественными финансами, поставленных Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р), обозначена слабая взаимосвязь стратегического планирования с бюджетным планированием, отсутствие оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики.

Правовые и организационные основы в области прогнозирования, стратегического и программного планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа регламентированы Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 года N 56-ЗАО и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года N 49-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа".

Согласно указанным документам стратегические цели деятельности органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) по обеспечению комплексного социально-экономического развития автономного округа в долгосрочном периоде определяются Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.

Задачи, которые должны быть решены в среднесрочном периоде для достижения закрепленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года целей, а также целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона определяются Программой социально-экономического развития автономного округа на 2012 - 2016 годы.

Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и Программа социально-экономического развития автономного округа на 2012 - 2016 годы разрабатываются исходя из прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа с учетом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Программы социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р) и иных правовых актов Российской Федерации, определяющих приоритеты государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В свою очередь, реализации Программы социально-экономического развития автономного округа на 2012 - 2016 годы подчинены государственные программы и входящие в их состав ведомственные целевые программы, содержащие перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей развития отраслей и социально-экономических ориентиров развития региона.

Нормативно-правовая база для реализации стратегического и программного планирования социально-экономического развития в автономном округе сформирована, в том числе утверждены:

1. Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года (постановление Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839).

2. Программа социально-экономического развития автономного округа на 2012 - 2016 годы (Закон автономного округа от 24 декабря 2012 года N 148-ЗАО).

3. Перечень государственных программ автономного округа и Порядки разработки, установления сроков реализации и оценки эффективности государственных программ автономного округа (распоряжение Правительства автономного округа от 01 апреля 2014 года N 155-РП, постановление Правительства автономного округа от 15 ноября 2013 года N 960-П "О государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа").

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.12.2015 N 1175-П)

4. Утратил силу. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.12.2015 N 1175-П.

5. Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ (постановление Правительства автономного округа от 03 декабря 2013 года N 1015-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ").

6. Положение об оценке эффективности бюджетных целевых программ автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 30 мая 2013 года N 360-П "Об оценке эффективности бюджетных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа").

Учитывая, что документы стратегического планирования автономного округа создают и определяют необходимость ориентации текущей деятельности Правительства автономного округа, особое внимание должно уделяться качеству их формирования и своевременной их актуализации.

В связи с этим в Программу включено мероприятие по корректировке стратегических документов социально-экономического развития автономного округа.

Объективной и оперативной оценке реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года способствует систематический мониторинг. Его задача как важнейшего инструмента "обратной связи" в территориальном управлении - не только оценивать результативность действий, но и анализировать причины отклонения от запланированных параметров.

Автоматизация процесса мониторинга посредством использования ИАС Мониторинг Ямал, созданной в рамках целевой программы ведомства "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы", позволяет обеспечить открытость, доступность, наглядность и оперативность мониторинга показателей социально-экономического развития автономного округа в сети Интернет для пользователей.

Поэтому расширение возможностей использования ИАС Мониторинг Ямал, модернизация системы обеспечит оптимизацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.

Серьезной системной проблемой на рынке труда автономного округа является дисбаланс между профессионально-квалификационной структурой предлагаемой рабочей силы и требованиями работодателей, что усиливает имеющийся дефицит кадров по требуемым профессиям и специальностям.

Регулирование объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в системе высшего и среднего профессионального образования автономного округа возможно путем прогнозирования занятости населения в целях планирования потребности в квалифицированных кадрах с учетом предложений работодателей, перспективных планов развития экономики и ситуации на рынке труда.

Все вышеуказанные проблемы успешно решаются в рамках целевой программы ведомства "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".

Основными ее итогами являются:

1. Утверждение Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, разработка которой обусловлена необходимостью учета изменений, произошедших в структуре экономики региона, и принятием стратегически важных инвестиционных решений на федеральном уровне. Формирование основного стратегического документа автономного округа осуществлялось с учетом направлений, определенных Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года.

2. Разработка Программы социально-экономического развития автономного округа на 2012 - 2016 годы, обеспечивающей достижение целей, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, при формировании которой учитывалась необходимость выполнения поручений Президента Российской Федерации, данных в майских указах Президента Российской Федерации в области социально-экономической политики.

3. Создание и обслуживание ИАС Мониторинг Ямал.

С целью автоматизации процессов мониторинга социально-экономического развития региона, а также официального и общедоступного ее представления в сети Интернет различным категориям пользователей введена в эксплуатацию ИАС Мониторинг Ямал, включающая 13 направлений мониторинга и анализа социально-экономического состояния автономного округа и муниципальных образований в автономном округе.

Регламент наполнения ИАС Мониторинг Ямал утвержден Правительством автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23 июля 2012 года N 600-П "Об информационно-аналитической системе мониторинга и анализа социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (ИАС Мониторинг Ямал)").