АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 года N 350-А
Об утверждении окружной целевой программы "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 2010 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 N 638-А
В целях реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", на основании пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО "О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 25 июня 2009 г. N 350-А
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы"
Наименование Программы | окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ; |
Государственный заказчик | департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент занятости населения) |
Ответственные за выполнение мероприятий | |
Разработчики Программы | |
Цели и задачи Программы | цели: |
Сроки и этапы реализации | 2008 - 2010 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы | уровень регистрируемой безработицы; |
Основные направления реализации мероприятий | информирование работодателей и населения о положении на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Объёмы и источники финансирования | общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета составит 14428 (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200900450.doc ) |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности | реализация Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит: |
В 2004 - 2006 годах в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проводились мероприятия, направленные на реализацию планов социально-экономического развития автономного округа, на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере, на обеспечение достойной жизни всего населения, проживающего на Ямале. Одновременно произошёл рост объёмов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объёмы инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. Предприятиями автономного округа в январе - сентябре 2006 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 382,4 млрд. рублей, в том числе: добыча полезных ископаемых - 345,0 млрд. рублей, обрабатывающие производства - 24,5 млрд. рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2006 года составил 101,4% к аналогичному периоду 2005 года.
К положительным моментам развития автономного округа следует отнести рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокие темпы роста денежных доходов в январе - сентябре 2006 года по сравнению с ростом потребительских цен обусловили рост реальных располагаемых денежных доходов на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения происходил на фоне увеличения темпов роста заработной платы работников организаций (119,4% в январе - сентябре 2006 года против 113,2% в январе - сентябре 2005 года).
Положительные изменения в экономике автономного округа, связанные с реализацией национальных проектов, привлечением инвестиций с целью освоения Полярного Урала, создают условия для устойчивого развития региона и повышения уровня жизни населения. Это оказывает благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда автономного округа.
Рынок труда автономного округа на протяжении ряда лет остаётся стабильным. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных по состоянию на 1 января 2007 года составила 7003 человека, что на 18,4% ниже уровня 2006 года. В среднем за месяц статус безработного получали порядка 1200 человек. Объективной причиной стабильности являлось наличие регионального банка вакансий, который насчитывал в 2006 году 26437 вакансий, что на 31,1% выше 2005 года.
Одним из факторов, определяющих состояние рынка труда, является уровень регистрируемой безработицы, который на 1 января 2007 года составил 2,17% от численности экономически активного населения автономного округа. Окружной показатель уровня безработицы ниже российского (2,36%), но выше показателя по Уральскому федеральному округу (1,77%).
В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления политики занятости, проводимой в автономном округе.
Одной из проблем рынка труда автономного округа является дифференциация территорий по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. К числу территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы относятся в первую очередь районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - Шурышкарский (8,61%), Ямальский (6,21%), Приуральский (3,81%), Красноселькупский (3,55%) районы.
Наименьшие показатели уровня безработицы на 1 января 2007 года зарегистрированы в городах: Надыме (0,93%), Губкинском (1,19%), Салехарде (1,32%), Ноябрьске (1,84%), Новом Уренгое (1,91%), где в основном расположены предприятия топливно-энергетического комплекса.
Несмотря на динамичное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В структуре заявленных в органы занятости вакансий 79,8% составляют вакансии по "мужским" рабочим профессиям и специальностям. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (66%) и молодёжь без практического опыта работы (47%).
На протяжении последних лет основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, ограниченными физическими возможностями, а также граждане, не способные справиться с возникшими жизненными переменами и профессиональными трудностями. К категории безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и т.д. Причём численность обращений граждан этих категорий в городские и районные Центры занятости населения постоянно растёт. Например, доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных увеличилась с 5,5% в 2005 году до 6,1% в 2006 году, численность обратившихся в органы службы занятости инвалидов в 2006 году возросла на 20% по сравнению с 2005 годом.
В целях трудовой и социальной адаптации, повышения мотивации к трудовой деятельности, а также материальной поддержки органами службы занятости автономного округа осуществляются мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодёжи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако объёмы финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета из года в год сокращались. Федеральное законодательство ограничивало возможность привлечения средств окружного бюджета для решения проблем территориального рынка труда, в связи с чем сократилась численность безработных граждан, трудоустроенных при содействии органов занятости.
Слабая информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, о возможностях профессионального обучения, консультировать по вопросам трудового законодательства, выполнять требования Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, представлять данные о потребностях предприятий и организаций в работниках. К эффективным моментам в информационной работе службы занятости следует отнести выпуск ежеквартальной газеты "Ямал-Профи", а также функционирование сайта в сети Интернет.
Слаборазвитая информационная коммуникация центров занятости населения в сельской местности автономного округа не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда, и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем представляется единственно возможным. Программа предусматривает взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс действий, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере обеспечения занятости населения автономного округа.
Основными целями Программы являются:
1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.
2. Развитие продуктивной занятости населения автономного округа.
Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи:
повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и её предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;
активизация участия и улучшение координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, работодателей в вопросах содействия трудоустройству населения;
расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;
оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодёжь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание, и др.);
совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учётом потребности автономного округа;
временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;
временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;
повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг.
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за трёхлетний период - с 2008 по 2010 годы, без разделения на этапы.
Для определения эффективности реализации программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, перечень которых представлен в таблице 1.
(в ред. от 19.11.2009 N 368-А)
Наименование индикатора, показателя | Содержание индикатора, показателя | Планируемое значение | Коэф-фициент веса | ||||
2008 год | 2009 год | 2010 | |||||
Уровень регистрируемой безработицы | отношение численности официально зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения автономного округа, % | 2,5 | 2,9 | 2,3 | 0,2 | ||
Численность трудоустроенных граждан | численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости на временные рабочие места, чел. | 11 500 | 292 | 279 | 0,3 | ||
Численность участников мероприятий в области занятости населения | численность граждан, принявших участие в мероприятиях по содействию занятости населения (ярмарки вакансий и временных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда), чел. | 8 000 | 0 | 650 | 0,3 | ||
Проведение тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан | проведено тематических семинаров со специалистами службы занятости по вопросам профессионального обучения и переобучения незанятых и безработных граждан, ед. | 1 | 0 | 0 | 0,1 | ||
Коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда | численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчёте на одну заявленную вакансию, чел. | 1,18 | 1,15 | 1,14 | 0,1 | ". |
Мероприятия Программы разработаны исходя из необходимости решения задач по содействию занятости населения на территории автономного округа с учётом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закреплённых за исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочий в области содействия занятости населения, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Достижение тактических задач в области занятости планируется осуществлять посредством реализации программных мероприятий, объединённых в четыре основных раздела.
1. Информирование работодателей и населения о положении на рынке труда автономного округа предусматривает:
предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного выбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, непосредственные встречи с представителями работодателей, получение информации о возможностях профессионального обучения по новой специальности;
формирование регионального банка вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организацию работы и осуществление специалистами органов службы занятости подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;
тиражирование рекламно-информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и её предложении в средствах массовой информации, изготовление и аренду рекламных щитов, подготовку и издание справочных материалов;
проведение специализированных мероприятий ("Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест", "Лучший работодатель" и т.д.);
оборудование информационных залов согласно требованиям Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости;
внедрение новых технологий при работе специалистов органов службы занятости с клиентами;