Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2012 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 13.10.2014)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации.

Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие социальной инфраструктуры региона.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики.

По данным Ямалстата, численность населения автономного округа по состоянию на 1 января 2010 года составляет 546,5 тысяч человек, из них 209,5 тысяч гражданам (38%) в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации должна быть обеспечена государственная поддержка, в том числе и через систему постоянно развивающихся социальных служб.

Среди категорий граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке:

- дети, доля которых в общей численности населения автономного округа составляет 23,8%,

- инвалиды, доля которых от численности населения автономного округа составляет 2,7%,

- пожилые граждане, доля которых в общей численности населения автономного округа - 11,8%.

Социально-демографическая ситуация в автономном округе характеризуется как ростом рождаемости (за период с 2008 года по 2010 год значение данного показателя возросло на 3,7%), так и увеличением численности граждан пожилого возраста (с 2005 года по 2010 год на 64,2%).

Таким образом, одним из современных социально-экономических вызовов в автономном округе, как и в целом по России, является снижение численности трудоспособного населения, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа.

Удельный вес трудоспособного населения автономного округа от общей численности населения региона за период с 2005 по 2010 год уменьшился с 72% до 63%. По имеющимся прогнозным данным, к 2020 году численность населения трудоспособного возраста сократится еще на 12% по сравнению с 2010 годом, в то время как численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 86%.

Неуклонное снижение численности трудоспособного населения и ежегодный рост числа граждан пожилого возраста неизбежно приведут к серьезному демографическому разрыву между пожилым, стареющим населением автономного округа и трудоспособным населением - демографическим потенциалом общества.

Выявленные в социально-демографическом прогнозе тенденции сокращения численности населения трудоспособного возраста приведут к дефициту трудовых ресурсов и станут одной из основных проблем демографического и социально-экономического развития автономного округа.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" конкретизированы данные полномочия. В частности, указанными нормативными правовыми актами к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены вопросы разработки и реализации государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий, а также региональных программ социального обслуживания населения.

Социальная защита граждан на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики автономного округа. Существующая в настоящее время система социальной поддержки граждан в автономном округе предусматривает широкий спектр мер, направленных на повышение уровня жизни населения автономного округа. Законодательством автономного округа в дополнение к федеральным установлены региональные меры социальной поддержки для большинства федеральных льготных категорий граждан. Кроме того, введены региональные льготные категории граждан.

Для организации социального обслуживания населения в автономном округе функционирует 32 социальные службы, две из них являются государственными, остальные муниципальными, исполняющими переданные государственные полномочия.

В автономном округе установлены государственные стандарты социального обслуживания, разработанные на основе национальных стандартов, приняты порядки предоставления различных видов социального обслуживания и административные регламенты по предоставлению услуги принятия решения о зачислении граждан на тот или иной вид социального обслуживания.

Большое внимание в автономном округе уделяется вопросу укрепления института семьи. В соответствии с Законом автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" в регионе осуществляется материальная поддержка отдельных категорий семей, им оказываются различные социальные услуги, способствующие улучшению социального и экономического положения семей.

Проводимая в автономном округе социально направленная политика позволила не допустить увеличения негативных демографических показателей, снижения уровня жизни населения в целом и семей с детьми в частности. Улучшился ряд социальных показателей:

- за период с 2008 по 2010 год увеличилось количество многодетных семей, воспользовавшихся мерой социальной поддержки в виде возмещения расходов по коммунальным услугам, на 14,6%; увеличилось количество граждан, получивших единовременные выплаты при рождении детей, на 9,9%; уменьшилось количество малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, кому потребовалась единовременная адресная социальная помощь в трудной жизненной ситуации, на 39,66%;

- за период с 2008 по 2010 год на 5,3% увеличилась рождаемость, рост числа повторных рождений (вторых и последующих рождений) составил 7,2%, рост количества зарегистрированных браков - 7,4%;

- за период с 2007 по 2010 годы увеличился удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг, от общего числа инвалидов с 20,7% до 31,9%, а также удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших различные виды социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан данных категорий с 99,1% до 99,2%.

Указанные результаты достигнуты в том числе и за счет успешно действующих окружных целевых программ "Дети Ямала на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 2 июля 2009 года N 379-А, "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 331-А, направленных на решение отдельно взятых социальных проблем: социальной защиты детского населения автономного округа и обеспечения условий для организации социальной интеграции инвалидов в общество соответственно.

Однако данные программы не обеспечивают комплексного подхода к развитию и совершенствованию системы социальной защиты населения в целом как отрасли, состоящей из системы социальной поддержки населения и системы социального обслуживания населения.

За 2010 год расходы окружного бюджета по разделу "Социальная политика" составили 3,56% от общего объема расходов окружного бюджета. В соответствии с Законом автономного округа от 22 ноября 2010 года N 120-ЗАО "Об окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" затраты по данному разделу могут составить 8,77% от общего объема расходов окружного бюджета, то есть за год отмечается рост указанных расходов на 5,21 процентный пункт.

Расходы на социальную поддержку и социальное обслуживание (по ведомству департамента социальной защиты населения автономного округа) утверждены с увеличением на 21,36% по сравнению с исполнением за 2010 год.

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.09.2012 N 746-П)