ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2010 года N 58
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2010-2012 ГОДЫ"
{Изменения:
постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011 N 263, НГР:ru02000201100493;
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012 N 133, НГР:ru02000201200224;
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 340 НГР:ru02000200800960}
В целях развития образования в Республике Алтай, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Алтай на 2010-2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай
Ю.В. Антарадонов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 15 апреля 2010 года N 58
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.05.2012 N 133, НГР:ru02000201200224;
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.12.2012 N 340 НГР:ru02000200800960}
Наименование республиканской целевой программы (далее - Программа) | Республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Алтай на 2010-2012 годы" |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Разработчик Программы | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является формирование условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2012 годы. |
Перечень основных мероприятий | Основными мероприятиями Программы являются: |
Объемы и источники | На реализацию мероприятий Программы |
финансирования | потребуется 459345 тыс. руб., в том числе: |
за счет средств федерального бюджета 342303 | |
тысяч рублей, в том числе по годам: | |
2010 год - 0 тысяч рублей, | |
2011 год - 77396 тысяч рублей, | |
2012 год -264907 тысяч рублей; | |
за счет средств республиканского бюджета | |
Республики Алтай 109051 тысяч рублей, в том | |
числе по годам: | |
2010 год - 10000 тысяч рублей, | |
2011 год - 41588 тысяч рублей, | |
2012 год -57463 тысяч рублей; | |
за счет средств местных бюджетов 7991 тысяч | |
рублей, в том числе по годам: | |
2010 год - 300 тысяч рублей, | |
2011 год - 1792 тысяча рублей, | |
2012 год - 5899 тысяч рублей. | |
Объемы финансирования мероприятий Программы | |
из средств республиканского бюджета | |
Республики Алтай носят прогнозный характер и | |
подлежат ежегодному уточнению при принятии | |
Закона Республики Алтай о республиканском | |
бюджете Республики Алтай на очередной | |
финансовый год и на плановый период"; | |
{В редакции: |
Система организации контроля над исполнением Программы | Контроль хода реализации Программы осуществляют Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы | В результате реализации Программы ожидается: обеспечение государственных образовательных учреждений Республики Алтай учебниками и учебно-методическими пособиями для реализации этнокультурной составляющей содержания образования, увеличение уровня оснащения образовательных учреждений учебниками и учебно-наглядными пособиями; |
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Социальный заказ в сфере образования в современных условиях обращен к области социально-личностного развития и воспитания молодежи. Главная задача образовательной политики на современном этапе - создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования независимо от места проживания, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Приоритетными направлениями развития современной школы являются: реализация вариативного разноуровневого содержания, профильная дифференциация, личностная ориентация образования, создание условий для развития личности, социального и профессионального самоопределения воспитанников, повышение доступности, качества и эффективности образования. Обеспечение качества образования и его повышение являются одними из основных вопросов в реформах образования. Изменение требований к выпускникам образовательных учреждений, особенно к их компетенциям, физическому и духовному здоровью, общей культуре, актуализирует проблему оценки качества образования.
Компетентностный подход предлагает совершенно определенный путь образования человека, успешного на современном рынке труда. Сегодня компетентным считается тот, кто свои знания и умения может применять в ситуациях нестандартных, неопределенных, где приходится действовать, гибко перестраивая привычные способы действия. Эти свойства проявляются в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Данный подход требует радикальных изменений в содержании образования.
Система образования Республики Алтай не может остаться в стороне от внедрения инновационных механизмов, направленных на модернизацию системы образования. С 2006 года идет активный переход на интенсивный путь развития, который ориентирован на качество образования, эффективное расходование бюджетных средств.
Серьезным толчком к развитию системы образования послужило введение предпрофильного и профильного образования, введение единого государственного экзамена в штатный режим, участие в эксперименте по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников девятых классов в новой форме, а также участие республики в реализации приоритетного национального проекта "Образование", который дал старт институциональным изменениям в сфере образования, подготовил почву для внедрения современных механизмов модернизации образования.
Комплексный проект модернизации образования в свою очередь создал условия для развития системных эффектов во всей сфере образования, введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с чем возникает потребность в дальнейшем закреплении институциональных изменений всех направлений модернизации образования.
Несмотря на проводимую планомерную работу, направленную на повышение качества образования, проблема качества образования в Республике Алтай остаётся актуальной и требует дальнейшего развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО).
Для достижения цели в ближайшие годы необходимо обеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в республиканскую систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования.
Достижение поставленной в Программе цели и решение названных задач требует применения эффективных механизмов и методов решения проблем в сфере образования. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Целью Программы является формирование условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Достижение поставленной цели возможно путем реализации следующих ключевых задач развития системы образования Республики Алтай:
1) создание современных условий для ведения образовательного процесса в образовательных учреждениях Республики Алтай, соответствующих требованиям, отраженным в федеральном государственном образовательном стандарте;
2) создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, молодёжи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, развития системы непрерывного образования в регионе;
3) развитие финансово-экономических механизмов, через нормативно-подушевое финансирование и введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях;
4) развитие государственно-общественного управления в системе образования Республики Алтай;
5) развитие учительского потенциала через совершенствование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, молодыми специалистами;
6) развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет;
7) развитие научного потенциала педагогических работников и поддержка молодых ученых;
8) переход к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья обучающихся;
9) усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений;
10) обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений;
11) создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
12) создание условий для реализации этнокультурной составляющей содержания образования через обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими комплексами, учебным оборудованием;
13) оптимизация сети образовательных учреждений Республики Алтай;
14) развитие форм устройства детей в дошкольные образовательные учреждения;
15) модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
16) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
17) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2010-2012 годов.
Все программные мероприятия, направленные на реализацию Программы, отражены в приложении N 1 к Программе.