Среднесрочное финансовое планирование применяется в Республике Алтай с 2005 года. Первоначально в бюджетный процесс был внедрен среднесрочный финансовый план Республики Алтай, формируемый в соответствии со статьей 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вторым этапом развития среднесрочного планирования бюджета стал переход к составлению и утверждению республиканского бюджета на трехлетний период, закрепленный Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай". Порядок организации составления проекта республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 100 "Об организации работы по составлению проекта республиканского бюджета Республики Алтай и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период".
Региональным бюджетным законодательством закреплена обязательность планирования республиканского бюджета Республики Алтай по принципу "скользящей трехлетки" с учетом корректировки показателей уточненного прогноза социально - экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу. При этом основные показатели бюджета утверждаются с горизонтом в три года и исходными данными являются показатели утвержденного бюджета предыдущего года, выступая утвержденными на уровне представительной власти ориентирами для разработки проекта бюджета.
Начальным этапом формирования республиканского бюджета Республики Алтай на среднесрочную перспективу является определение общего объема бюджетных расходов, совокупных обязательств перед гражданами и определения потребностей в бюджетных доходах на реализацию этих обязательств. Основные решения в части расходов бюджета вырабатываются в процессе составления планового реестра расходных обязательств, оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ и анализа докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Порядок ведения реестра расходных обязательств Республики Алтай утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 1 сентября 2005 года N 155 "О Порядке ведения реестров расходных обязательств Республики Алтай". В процессе свода планового и уточненного реестра расходных обязательств Республики Алтай осуществляется анализ расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и расходных обязательств муниципальных образований в Республике Алтай, а также методов планирования расходов, преимущественно применяемых при планировании расходов.
В 2008-2009 годы процесс представления реестров расходных обязательств главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай для свода был автоматизирован, что позволило провести полноценную инвентаризацию расходных обязательств республики, а также применяемых методов планирования расходов. В результате расходы республиканского бюджета формируются полностью программно-целевым и нормативным методами.
Кроме того, в аналитических целях реестр расходных обязательств Республики Алтай формируется в разрезе государственных услуг по которым утверждены стандарты. Сложившийся механизм формирования реестра расходных обязательств Республики Алтай обеспечивает учет расходных обязательств главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай и определения объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения обязательств, включенных в реестр расходных обязательств Республики Алтай.
Планирование расходов республиканского бюджета Республики Алтай за исключением долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ предваряется расчетом предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых главным распорядителем бюджетных средств.
Расходы республиканского бюджета Республики Алтай, в части реализации целевых программ при составлении проекта трехлетнего бюджета формируются на основе перечня республиканских целевых программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период. Данный перечень составляется в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9.
Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай на основе результатов оценки эффективности их реализации, которая производится в соответствии с Положением о порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 5 ноября 2008 года N 251. Согласно данному положению, включению в перечень подлежат программы, получившие соответствующую оценку. Объемы расходов на реализацию целевой программы могут изменяться в соответствии с решениями о корректировке, принимаемыми Комиссией Правительства Республики Алтай по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, осуществляющей деятельность в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 16 мая 2006 года N 84, при этом объем расходов, не включенный в закон о республиканском бюджете Республики Алтай в текущем финансовом году может предусматриваться в плановом периоде. В результате ежегодного внесения изменений в долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы в части объема расходов не требуется.
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 04.06.2012 N 151; НГР:ru02000201200305}
В целях повышения качества среднесрочного планирования республиканского бюджета Республики Алтай порядок и методика планирования бюджетных ассигнований и порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета утверждены без ограничения срока действия приказом Министерства финансов Республики Алтай от 24 декабря 2010 год N 162-п.
Налаженный процесс планирования бюджета обеспечивает качество среднесрочного планирования республиканского бюджета Республики Алтай. Так, абсолютное отклонение, утвержденное законом о республиканском бюджете Республики Алтай на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов, от объема расходов на 2009 год при его утверждении законом о республиканском бюджете Республики Алтай на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов составил 16%, при этом аналогичный показатель для расходов за 2010 год составил 9%.
Переход к "программному" бюджету смещает акценты не только в порядке формирования бюджетных ассигнований в сторону программно-целевого метода, но и в структуре расходных обязательств. В связи с изложенным, усовершенствованы методологические основы расчета обоснований бюджетных ассигнований, доводимых главным распорядителям бюджетных средств на плановый период с учетом реестра расходных обязательств Республики Алтай.
Развитием практики применения порядка оценки эффективности долгосрочных республиканских целевых программ может стать формализация процесса распределения бюджетных ассигнований на принимаемые и действующие обязательства, что требует утверждения методики оценки эффективности ведомственных целевых программ.
Внедрение формализованного порядка распределения бюджетных ассигнований на принимаемые и действующие обязательства позволит при формировании проекта бюджета отказаться от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками.
В целях обеспечения объективности и прозрачности бюджетного процесса Законом Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" установлена необходимость проведения публичной независимой экспертизы законопроектов, публичных и общественных слушаний по вопросам, затрагивающим важные аспекты политической и общественной жизни Республики Алтай, в том числе бюджетной и налоговой политики, связанных с:
1) изменением условий налогообложения (изменение ставок, введение налогов, изменение налогооблагаемой базы, сроков уплаты налогов, распределения налогов по уровням бюджетной системы);
2) принятием республиканского бюджета Республики Алтай или внесением в него изменений;
3) бюджетным процессом;
4) долговой политикой Республики Алтай;
5) принятием новых расходных обязательств, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, делегируемых для исполнения органам местного самоуправления.
Поскольку целевые программы утверждаются постановлениями Правительства Республики Алтай и включаются в бюджетный процесс, то их проекты проходят обязательные публичные обсуждения и независимую экспертизу порядок которых утвержден приказом Министерства финансов республики Алтай от 24 декабря 2010 года N 164-п. В целях охвата большего круга заинтересованных лиц публичные обсуждения проектов целевых программ проводятся с участием оппонентов.
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 16.06.2011 N 127; НГР:ru02000201100293}