ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 года N 40
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2011-2013 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС, Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 и в целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Старшее поколение Республики Северная Осетия-Алания" на 2011-2013 годы.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществить в 2011 году финансирование мероприятий Программы в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год, в последующие годы обеспечить финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 февраля 2011 г. N 40
г. Владикавказ 2011 год
Наименование Программы | Республиканская программа "Старшее поколение Республики Северная Осетия-Алания" на 2011-2013 годы. |
Основание для разработки Программы | Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года N ПР-3464ГС от 27 ноября 2010 года. |
Заказчик и основной разработчик Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. |
Цель Программы, важнейшие целевые показатели | Создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности; |
Сроки реализации Программы | 2011-2013 годы. |
Основные мероприятия Программы: | Обеспечение повыш ения социальной защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; |
Основные исполнители Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания; |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы — 2990,3 млн. руб., в том числе: |
Ожидаемые результаты Программы | Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни и уровня социальной защищенности пожилых людей; |
Организация контроля исполнения Программы | Контроль реализации Программы осуществляют: |
Программа "Старшее поколение Республики Северная Осетия-Алания" на 2011-2013 годы разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС, Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания является высокая численность лиц пожилого возраста. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность граждан старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) на 1 января 2010 года составляют 21 % от общей численности населения республики.
В Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2011 года всего граждан пожилого возраста — 150,1 тыс. чел., на 1 января 2010 года — 147,0 тыс. чел., на 1 января 2009 года — 145, 3 тыс. чел. Рост численности пожилых людей в 2009 году по сравнению с их числом в 2008 году составил 101,2%, в 2010 году по сравнению с показателем в 2009 году — 102%. При этом, в 2010 году численность женщин пожилого возраста составила 105,4 тыс. чел. (в 2009 году - 102 тыс. чел.), превысив численность мужчин в 2,4 раза (в 2009 году — в 2,3 раза), или на 60,7 тыс. чел. (в 2009 году - 58,6 тыс. чел.).
По состоянию на 1 января 2011 года из общей численности лиц пожилого возраста инвалидов - 45044 чел., в том числе мужчин — 16073 чел., женщин — 28971 чел.
В перспективе (после 2012 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения республики.
Численность лиц старших возрастов (более 70 лет) в 2010 году составила 72,2 тыс. чел., или 49,1% от общей численности лиц пенсионного возраста и 10,3 % от общей численности населения. Аналогичные показатели в 2009 и в 2008 годах составили соответственно 69,7 тыс. чел., или 48% от общей численности лиц пенсионного возраста и 9,9% от общей численности населения, и 66,9 тыс. чел., или 46,3% от общей численности лиц пенсионного возраста и 9,5% от общей численности населения.
Постоянно увеличивается доля лиц, достигающих возраста 90-100 лет и более. Количество долгожителей на 1 января 2011 года в возрасте от 85 лет и старше достигло более 8400 человек (мужчин -1839 чел., или 21,8%, женщин - 6594 чел. или 78,2%), в том числе старше 100 лет — 143 человека (из них 6 — мужчин). При этом доля лиц старше 85 лет, проживающих в сельской местности, составляет 53,1% от общей численности долгожителей. Численность населения, проживающего в сельской местности, составляет 52,9% в общей численности населения.
Таким образом, увеличение численности лиц пожилого возраста, в том числе старших возрастных групп, то есть более нуждающихся в постороннем уходе и помощи, является устойчивой демографической тенденцией.
В Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2011 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет 210,3 тыс. человек, в том числе работающих — около 40 тыс. чел., или менее 20%. Несмотря на то, что средний размер пенсии по состоянию на 1 января 2011 года составил 6873 руб. и превысил в 1,71 раза среднегодовую величину прожиточного минимума, установленную для пенсионеров в республике (3795 руб.), он не позволяет удовлетворять все потребности пенсионеров, в связи с чем многие из них нуждаются в дополнительной социальной поддержке.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Особыми проблемами пожилых людей являются ухудшившееся состояние здоровья, необходимость дополнительной материальной поддержки малообеспеченных пенсионеров, одиночество пожилых людей (18,5%), что обусловливает расширение потребностей в медико-социальных услугах, социальном патронаже и долговременном уходе, особенно в отдаленных сельских и горных территориях, где, в основном, отсутствует необходимая социальная инфраструктура.
Зачастую пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, отсутствие достаточных возможностей для полноценного участия в общественной жизни, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве. Это затрудняет их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства. Процесс старения населения обусловливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
В Республике Северная Осетия-Алания в основном сформирована нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста:
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года N 20-рз "О мерах социальной поддержки ветеранов", устанавливающий виды, формы и порядок предоставления мер социальной поддержки региональным категориям ветеранов;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2005 года N 19-рз "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", устанавливающий виды, формы и порядок предоставления мер социальной поддержки указанным категориям граждан;
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года N 73-рз "О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания", регулирующий отношения в сфере социального обслуживания населения;
Региональные государственные стандарты социального обслуживания, утвержденные постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2009 года N 260 "О региональных стандартах социального обслуживания населения Республики Северная Осетия-Алания";
постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 декабря 2008 года N 308 "О мерах по реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года N 73-РЗ "О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания", которым утверждены Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Северная Осетия-Алания, положения о порядке и условиях предоставления надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания;
ряд других нормативно-правовых актов по вопросам предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки пожилым гражданам.
В Республике Северная Осетия-Алания сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста представлена 3 стационарными учреждениями (2 дома-интерната, геронтологический центр), 22 полустационарными и нестационарными учреждениями и отделениями социального обслуживания. Ежегодно различные виды социальных услуг оказываются более 140 тыс. ветеранов, инвалидов, пожилых граждан и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в Республике Северная Осетия-Алания является создание условий, отвечающих требованиям национальных стандартов по обеспечению комплексной, в том числе антитеррористической и противопожарной безопасности, санитарных норм и правил для безопасного проживания граждан в учреждениях социального обслуживания населения и оказания качественных социальных услуг.
В целях укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и увеличения их мощностей, а также удовлетворения спроса на получение социальных услуг ведется реконструкция Республиканского геронтологического центра на 100 мест, строительство пищеблока со столовой на 200 посадочных мест в Республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов "Забота" и др. Для приближения социальной помощи населению отдаленных сельских административных образований республики принимаются меры по внедрению инновационных форм стационарного социального обслуживания. Приобретены здания в г. Моздок для размещения дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 20 койко-мест и в г. Дигора для размещения Центра социального обслуживания населения с отделением дневного пребывания на 20 мест. Разработана перспективная схема развития и размещения учреждений социального обслуживания населения в Республике Северная Осетия-Алания до 2017 года, предусматривающая строительство, реконструкцию и оснащение стационарных и реабилитационных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Несмотря на принимаемые меры, актуальными остаются развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг, укрепление материально-технической базы учреждений, ликвидация очереди на размещение в дома-интернаты, которая сегодня составляет более 200 человек, внедрение инновационных технологий социального обслуживания, развитие платных услуг и формирование негосударственного сектора социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, совершенствование работы по оказанию качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставлению услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач, создания системы взаимодействия различных министерств и ведомств, общественных объединений и социально ответственного бизнеса.
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии российского общества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологический центр, геронтологическое отделение, дом-интернат малой вместимости, отделение сестринского ухода, социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов, центры (клубы) для пожилых людей и другие);
развитие надомного ухода, в том числе медицинского стационара на дому, социального патронажа, а также института опеки и приемной семьи для пожилых людей;
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения современных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям различных категорий пожилых граждан;
развитие мобильных социальных служб для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, в том числе в отдаленной и малонаселенной сельской и горной местности;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов; переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих помещениях учреждений социального обслуживания, в благоустроенные помещения;обеспечение комплексной, в том числе антитеррористической и противопожарной безопасности,создание условий, отвечающих требованиям национальных стандартов, санитарных норм и правил для безопасного проживания граждан в учреждениях социального обслуживания населения;
реализация мероприятий по организации продажи гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости, в том числе сельскохозяйственной продукции, создание социальных магазинов;
содействие процессу социальной интеграции пожилых людей через возможность использования ими спортивных, оздоровительных, рекреационных ресурсов, организации для пожилых людей компьютерных классов и клубов;
развитие социального туризма и экскурсионного обслуживания пожилых людей;
внедрение систем стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов по социальному обслуживанию пожилых граждан;
проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения.
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в 2011-2013 годах.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение).
На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста направлено проведение кодификации и систематизации нормативных правовых документов и материалов по организации деятельности государственных учреждений социального обслуживания; совершенствование республиканского законодательства в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста; разработка межведомственных нормативных правовых актов по предоставлению социальных услуг высокого качества с учетом реальных потребностей пожилых людей, на основе установления и практического применения в деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов государственных стандартов социального обслуживания.
Планируется разработка нормативных правовых актов, направленных на улучшение занятости пожилых людей, предусматривающих определение графиков работы, условий стимулирования их труда, обеспечение правового регулирования участия родственников в уходе за пожилыми людьми и формирования института приемной семьи для пожилого человека, а также подготовка нормативной базы для проведения республиканского конкурса на звание "Лучший социальный работник".