Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2012 года N 378

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

3. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить ежегодное представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документов, необходимых для выделения республиканскому бюджету Республики Дагестан ассигнований из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан разработать и утвердить муниципальные программы развития молочного скотоводства и увеличения производства молока.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Шихсаидова М.Ш.

Председатель Правительства

Республики Дагестан

М. Абдуллаев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Дагестан

от 16 ноября 2012 г. N 378

Республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы"

ПАСПОРТ


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013 - 2015 годы" (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 8 октября 2012 г. N 241-р

Государс твенный заказчик Программы

-

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан

Основной разработчик Программы

-

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан

Цели и задачи Программы

-

создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в Республике Дагестан до 800,0 тыс. тонн в 2015 году;

 укрепление кормовой базы и обеспечение скота качественными высокобелковыми кормами;

 укрепление племенной базы молочного ското-водства;

 увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства;

 модернизация отрасли молочного скотоводства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
 Программы

-

доведение посевов многолетних трав текущего года до 30,0 тыс. гектаров;

 доведение к 2015 году поголовья молочных коров во всех категориях хозяйств до 418,0 тыс.голов;

 увеличение к 2015 году производства молока во всех категориях хозяйств до 800,0 тыс. тонн;

 увеличение к 2015 году надоев молока на корову в год в сельхозпредприятиях до 1850 килограммов;

 доведение к 2015 году производства молока в расчете на душу населения до 252 килограммов;

 доведение выхода телят на 100 коров до 85 голов в 2015 году;

 ежегодное создание 10 пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйст-венных животных;

 создание и реконструкция комплексов и ферм за 2013-2015 годы на 5,0 тыс. скотомест

Сроки реализации Программы

-

2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общая потребность в финансовых ресурсах -3195,0 млн рублей, из них:
 средства федерального бюджета - 395,0 млн рублей, в том числе:
 2013 год - 125,0 млн рублей;

 2014 год - 135,0 млн рублей;

 2015 год - 135,0 млн рублей;

 средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 130,0 млн рублей, в том числе:
 2013 год - 40,0 млн рублей;

 2014 год - 45,0 млн рублей;

 2015 год - 45,0 млн рублей;

 средства внебюджетных источников - 2670,0 млн рублей, в том числе:
 2013 год - 887,0 млн рублей;

 2014 год - 891,5 млн рублей;

 2015 год - 891,5 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

увеличение надоев коров к 2015 году во всех категориях хозяйств до 1914 кг, валового производства молока - до 800,0 тыс. тонн;

 увеличение поголовья молочных коров во всех категориях хозяйств до 418,0 тыс.голов;

 доведение производства молока в расчете на душу населения до 252 кг в год;

 строительство и реконструкция комплексов и ферм на 5,0 тыс. скотомест;

 поступление налогов в бюджеты всех уровней - 260,2 млн рублей

Контроль за реализацией Программы

-

Правительство Республики Дагестан

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.

Молочное скотоводство занимает одно из приоритетных направлений в продовольственном комплексе Республики Дагестан. Важность отрасли определяется ее высокой долей в структуре производства валовой продукции сельского хозяйства, а также существенным влиянием на экономические показатели сельского хозяйства, уровень обеспечения населения продуктами питания.

Это одна из немногих доходных отраслей, и если упущения в вопросах земледелия можно исправить за год, то в молочном скотоводстве на это потребуется не менее 3 лет.

Увеличение производства высококачественных продуктов скотоводства - проблема, с годами не теряющая своей актуальности, а все больше приобретающая значение.

Вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает необходимость принятия действенных мер по обеспечению динамичного развития отраслей животноводства, в том числе и молочного скотоводства. Существующие масштабы производства и продовольственного обеспечения населения выдвигают необходимость принятия срочных мер по эффективному развитию этой отрасли.

Одной из важнейших проблем, требующих решения в ближайшие годы, является увеличение объемов производства молока при рациональном использовании кормовой базы и финансовых средств, автоматизации труда на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства.

Развитие молочного скотоводства в республике началось в 2006 году с реализацией направления "Ускоренное развитие животноводства" приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", впоследствии трансформированного в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Дальнейшему сохранению положительных тенденций в развитии отрасли послужила республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 августа 2009 г. N 271.

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства позволила сельскохозяйственным товаропроизводителям республики создать предпосылки для его последующего устойчивого и динамичного развития.

По итогам проверки выполнения целевых индикаторов по животноводству за 2011 год в рамках реализации Государственной программы, проведенной Департаментом животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России (далее - Минсельхоз России), Республика Дагестан числится среди регионов Российской Федерации в лидерах по производству молока.

Таблица 1

Анализ состояния молочного скотоводства в Республике Дагестан


Показатели

Един.
 измер.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г . к 2009 г., %

Поголовье молочных коров, всего
 (на конец года)

тыс. гол.

401,5

410,1

410,1

102,1

Надой на корову в год в сельхозпредприятиях

кг

1578

1829

1606

101,8

Валовое производство молока

тыс. тонн

560,4

591,7

643,4

114,8

Производство молока на душу населения

кг

205

203

219

106,8

Покупка племенного молодняка
 крупного рогатого скота
 молочных пород

гол.

2820

3180

3500

124,1

Выход телят на 100 маток

гол.

70

71

76

108,6

Удельный вес племенных коров в
 общей численности коров
 молочных пород

%

1,7

2,1

2,4

Рентабельность производства
 молока:

%

с государственной поддержкой

%

53,8

49,8

28,8

без госу дарственной поддержки

%

6,1

3,3

2,6

Анализ состояния молочного скотоводства в Республике Дагестан (таблица 1) показывает, что за последние три года поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств увеличилось на 2,1 процента и составило на конец 2011 года 410,1 тыс.голов, выросли объемы производства молока на 14,8 процента, выход телят на 100 коров достиг до 76 голов. За этот же период доля сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовом производстве молока выросла с 18,1 процента до 22,3 процента. В то же время снизилась рентабельность производства молока на 3,5 процента. Однако надой молока на корову в сельхозпредприятиях республики все еще остается низким - 1606 килограммов. Это следствие слабой селекционно-племенной работы, проводимой с крупным рогатым скотом, и низкого удельного веса племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота –2,4 процента.

В Республике Дагестан имеется 20 племенных предприятий по крупному рогатому скоту, занесенных в государственный племенной регистр Минсельхоза России.

Статус племенного завода по разведению красной степной породы имеет ОАО "Кизлярагрокомплекс" Кизлярского района; племенных репродукторов - 11 сельскохозяйственных предприятий, из которых: 10 – по разведению крупного рогатого скота красной степной породы и 1 – по симментальской породе; генофондных хозяйств – 7, в том числе: по разведению крупного рогатого скота кавказского типа бурой швицкой породы – 5, зебувидного скота – 1 и горного скота Дагестана – 1.

В племенных хозяйствах содержится 10,3 тыс. коров, что составляет 2,4 процента поголовья коров, имеющихся во всех категориях хозяйств республики. Средний надой молока на корову по племенным хозяйствам за 2011 год составил 2785 килограммов.

На сегодняшний день ситуация в племенном животноводстве республики усугубилась из-за отсутствия субсидий из федерального бюджета на содержание племенного маточного поголовья.

Республика Дагестан - это уникальный регион России, в котором различают пять климатических зон: начиная от субтропиков в прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня мирового океана, и до снежных вершин высотой более 2000 метров. Равнинная зона республики, где в основном сосредоточено молочное животноводство, характеризуется знойной жарой и массовыми вспышками кровопаразитарных заболеваний животных, из-за чего в период с апреля по октябрь здесь приходится периодически проводить ветеринарно-профилактические мероприятия против пироплазмидозов. При сильной вспышке заболеваний падеж животных составляет до 20 – 30 процентов от общего поголовья, а переболевшие животные теряют продуктивность на 25-30 процентов.

Природно-климатические условия предгорной и горной зон Дагестана значительно отличаются от равнинной: это пониженное атмосферное давление, разреженный воздух, недостаток кислорода, резкие перепады температур (день-ночь), сложный рельеф. Для обеспечения полноценного кормления животных генофондных хозяйств, расположенных на высоте более 1500-2000 метров над уровнем моря, приходится завозить корма с прикутанных земель на расстоянии 400-500 км, что связано с большими дорожно-транспортными расходами.

При таких, казалось бы, экстремальных условиях в республике функционируют 20 племенных предприятий, из которых под субсидирование из федерального бюджета попадает только одно хозяйство - ОАО "Кизлярагрокомплекс" Кизлярского района.

По зоотехническим нормам для улучшения породных качеств скота необходимо, чтобы не менее 10 процентов поголовья от общего количества скота было сосредоточено в племенных хозяйствах, а в настоящее время имеется чуть более 2,0 процента племенного скота.

Ввиду вышеперечисленных причин проявление генетического потенциала продуктивности животных весьма ограниченно и достижение уровня продуктивности коров в племпредприятиях до 5000 кг молока не представляется возможным. В подобной ситуации отсутствие субсидирования из федерального бюджета может привести к полной потере ценного генофонда российского племенного животноводства, созданного десятилетними трудами дагестанских ученых и производственников.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, относятся:

1. Внешние риски:

недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяй-ственных производителей - из собственных и заемных средств;

вступление России во Всемирную торговую организацию;

неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг для села (рост цен на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;

неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.

2. Внутренние риски:

организационные, запаздывание с подготовкой кадров;

производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).

Таблица 2

Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы


Виды рисков

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Недостижение плановой продуктивности коров (кг молока на корову)

53

55

58

Недостижение планового поголовья коров, гол.

12384

12465

12540

Общая оценка рисков:
 тыс. тонн

43,0

45,0

47,0

млн рублей (для расчета принята цена 1 тонны молока - 11,5 тыс. рублей)

494,5

517,5

540,0

Управление рисками в рамках данной Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за недостижения прогнозируемых показателей среднего удоя на корову в год и снижения поголовья молочного скота (минус 3 процента к плану).

Расчеты показали (таблица 2), что риски недостижения плановых показателей удоя на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»