ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 октября 2012 года N 241-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2015 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 130,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет) и может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 8 октября 2012 года N 241-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2015 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Концепция республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы" (далее - Программа) направлена на решение социально-экономических задач по сохранению здоровья населения и обеспечению его продуктами питания в основном за счет собственного производства и достижения продовольственной, сырьевой и товарной независимости от импорта.

Молочное скотоводство было и остается одной из важнейших отраслей сельского хозяйства республики. В силу своей специфики оно обеспечивает рабочими местами большое количество сельского населения. Постоянное получение и реализация молока обеспечивают ежедневное поступление денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям республики, что очень важно в условиях круглогодового сельскохозяйственного цикла.

В последние годы важным этапом качественного перевооружения и модернизации молочного скотоводства в республике стала республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 августа 2009 года N 271.

С начала реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", благодаря господдержке, сельхозтоваропроизводителями республики проведены строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов (ферм) на 13500 скотомест, в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению. В целях укрепления племенной базы приобретено 9500 голов племмолодняка.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на 1 января 2012 г. в хозяйствах всех категорий республики численность крупного рогатого скота составила 910,5 тыс. голов, в том числе коров - 425,0 тыс. голов, что соответственно на 4,9 и 19,9 тыс. голов больше, чем в аналогичный период 2009 года.

За этот же период валовое производство молока выросло на 14,8 проц. и составило 643,4 тыс. тонн. Доля хозяйств населения в общем объеме производства молока составляет 77,7 проц., в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах соответственно - 13,4 и 8,9 процента.

Надой молока на корову в 2011 году в сельхозпредприятиях республики достиг 1606 килограммов. Это один из самых низких показателей в Республике Дагестан и регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Качество закупаемого молока предприятиями молочной промышленности из года в год улучшается. Доля молока высшего сорта увеличилась с 16,0 проц. до 20,0 проц. от всего закупаемого молока, доля молока первого сорта составляет 67 процентов. Закупка молока 2 сорта и несортового сократилась с 10,5 до 6,0 процента.

В то же время для модернизации отрасли молочного скотоводства Республика Дагестан располагает всеми необходимыми ресурсами.

Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:

недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам;

низкий выход приплода в расчете на 100 коров;

финансовая неустойчивость большинства сельхозтоваропроизводителей республики;

низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий;

недостаток залогового обеспечения и, как следствие, недоступность кредитных ресурсов;

ограниченность объемов средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства;

опережающее сокращение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, износ технологического оборудования, низкие темпы внедрения современных технологий;

дефицит квалифицированных управленческих кадров и специалистов, отток молодых специалистов из-за низкого уровня заработной платы на селе;

неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптово-розничная торговля".

Острота изложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления Программа должна обеспечивать связь стратегических целей и задач развития отрасли, что достигается применением программно-целевого метода.

В настоящее время использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:

формулирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан";

обоснование и выбор основных вариантов развития молочного скотоводства, определение потребности в финансировании мероприятий Программы;

определение планируемых объемов конечных результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;

разработка механизма реализации и мониторинга.

Планируемый рост поголовья и развитие молочного скотоводства должны обеспечить производство продукции молочного скотоводства в соответствии с целевыми показателями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

Программные мероприятия направлены на улучшение условий производства продукции животноводства при экологически безопасном использовании природных ресурсов.

Использование программно-целевого метода разработки и реализации Концепции Программы позволит:

обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода


Для совершенствования породных качеств скота и увеличения производства молока в товарных стадах необходимо, чтобы в племенных хозяйствах было сосредоточено не менее 10 проц. поголовья от общего количества скота. В настоящее время имеется всего лишь около 2,0 процента.

Однако ситуация в племенном животноводстве республики усугубилась из-за требований Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам по племенному животноводству для субсидирования из федерального бюджета. При этом показатель по продуктивности коров в молочном скотоводстве доведен до 5000 кг молока на корову. В связи с этим из 20 племенных предприятий республики одно хозяйство - ОАО "Кизлярагрокомплекс" Кизлярского района обеспечено государственной поддержкой.

Сложившаяся в племенном животноводстве республики ситуация без учета природно-климатических условий республики при отсутствии субсидирования из федерального бюджета может привести к полной потере ценного генофонда российского племенного животноводства, созданного десятилетними трудами дагестанских ученых и производственников.

Решение основных задач Программы будет достигнуто за счет реализации комплекса программных мероприятий. Основные мероприятия Программы представлены следующими направлениями:

1. укрепление кормовой базы и обеспечение скота качественными высокобелковыми кормами, в том числе:

приобретение комбикормов;

приобретение семян высокобелковых кормовых культур;

2. укрепление племенной базы молочного скотоводства, в том числе создание пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и компенсации затрат по искусственному осеменению коров и телок;

3. увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства, в том числе:

субсидирование молока по уровню продуктивности коров;

закупка товарного маточного поголовья крупного рогатого скота;

разработка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР);

повышение квалификации кадров и освещение в средствах массовой информации проблем производства молока;

4. укрепление материально-технической базы молочного скотоводства, в том числе:

приобретение специализированной техники и оборудования для производства, переработки (мини-заводы), хранения и реализации молока и молочной продукции;

строительство и реконструкция комплексов и ферм.

Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы с 2013 по 2015 год.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В настоящей Концепции рассматриваются два варианта решения проблемы создания благоприятных условий для наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства и обеспечение населения качественной продукцией молочного скотоводства, в целях улучшения социальной обстановки и жизни на селе.

Первый вариант - инерционный, предусматривает направление ограниченного объема финансовых средств на поддержку отрасли молочного скотоводства с основным упором на собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако это не обеспечит коренного улучшения состояния в отрасли и роста производства сельскохозяйственной продукции, в частности продукции животноводства, в объемах, намеченных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

Второй вариант - инновационный, предусматривает применение современных передовых технологий, достижений науки, обеспечивает наиболее быструю окупаемость затрат при максимально эффективном использовании финансовых средств.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции и трудностям с ее реализацией;

б) внутренние риски:

экономические (недополучение запланированных объемов производства молока вследствие невыхода на прогнозируемые показатели средней продуктивности коров);

организационные (слабая подготовка кадров, недостаточное формирование инфраструктуры рынка);

производственные и технологические (слабое обеспечение кормами, ветеринарная защита и др.);

природно-климатические (неурожайные годы и недостаток кормов, стихийные бедствия);

социальные (недостаток трудовых ресурсов в районах с развитым животноводством, недостаточно развитая инфраструктура, диспаритет цен и разрыв между уровнем жизни на селе и в городе).

Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном и республиканском уровнях.

Риски от невыхода на плановые показатели по продуктивности и численности поголовья коров могут повлечь существенные экономические потери.

Для выполнения мероприятий Программы необходимо эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»