ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 07 декабря 2009 года N 3
О внесении изменений в приказ департамента информационно- аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 25.12.2008 N 1
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2009 N 702-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 27.08.2008 N 448-п"
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1.1. В пункте 1 приказа цифры "2009-2011" заменить цифрами "2010-2012".
1.2. Ведомственную целевую программу развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2009-2011 годы, утвержденную приказом, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента Пономаренко Д.В.
3. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.
Директор департамента Д.В. Пономаренко
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
информационно-аналитического
обеспечения органов
государственной власти
Ярославской области
(в редакции приказа департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области от 07.12.2009 N 3)
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010-2012 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы
Наименование исполнителя программы (субъекта бюджетного планирования) | департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области |
Наименование программы | ведомственная целевая программа развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области (далее - программа) |
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта | директор департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Пономаренко Дмитрий Васильевич; |
Наименования задач программы | подготовка условий для поступательного роста гражданского самосознания, развития гражданской инициативы, формирования в обществе атмосферы уважения прав и свобод человека, верховенства закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии, экстремизма; |
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы | 33700 тыс. руб. - средства областного бюджета, в том числе по годам: |
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы | заместитель директора департамента - председатель комитета политического мониторинга департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Исаев Павел Валентинович, тел. 401637 |
I. Основные положения и понятия
Программа разработана на период с 2010 до 2012 года и определяет приоритеты и мероприятия департамента информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Ярославской области, ориентированные на решение задач общественного развития Ярославской области, включающие задачи, связанные с развитием институтов гражданского общества, социального партнерства, межсекторного взаимодействия, формированием в обществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, верховенством закона, толерантности, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве.
Основные термины и понятия, используемые в программе
Гражданское общество - ступень общественного развития, характеризующаяся совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений; сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора;
институты гражданского общества - некоммерческие негосударственные организации: политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, общественные объединения, национально-культурные автономии, общественные фонды и т.д.;
общественные объединения - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
социальное партнерство - совместная деятельность участников партнерства (общественных объединений, органов государственной власти, коммерческих организаций), предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников (то же, что межсекторное взаимодействие);
гражданская инициатива - совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями предложений по решению вопросов жизнедеятельности;
общественная экспертиза - процедура изучения уполномоченными органами общественных объединений либо отдельным общественным объединением вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых актов;
развитие институтов гражданского общества - правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным и иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога;
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
права человека - данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества;
ксенофобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами, иностранцами, нетерпимость к чужому, непривычному;
расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества;
экстремизм - деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России; подрыв безопасности России; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование вышеуказанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
II. Описание проблемы на основе анализа имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, а также обоснование целесообразности решения проблемы в рамках программы
Программа является основой системы формирования приоритетов и мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих развитию институтов гражданского общества, социального партнерства и активной реализации гражданских инициатив в интересах Ярославской области, оказывающих положительный эффект на социально-экономическое и культурное развитие региона, обеспечение его конкурентоспособности и укрепление безопасности.
Программа ориентирована преимущественно на институты гражданского общества, общественные объединения и общественные отношения, действующие на территории Ярославской области.
Правовые основы разработки программы
Правовую основу программы составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
- решение II конференции Общественного совета Центрального федерального округа от 13 апреля 2007 года "О программе общественного развития Центрального федерального округа на 2008-2012 годы";
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Гражданское общество наряду с рыночной экономикой, демократическим типом политической системы и правовым характером государства является отличительной чертой всех развитых стран. Институты гражданского общества характеризуют, во-первых, относительную независимость людей от государства и, во-вторых, добровольность их объединения в ассоциации и союзы для реализации своих интересов. Основными элементами гражданского общества являются: многообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитие самоуправления, цивилизованная правовая власть.
К основным направлениям развития институтов гражданского общества современной России следует отнести следующие: формирование среднего класса; становление гражданского финансового контроля - своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств; создание условий для развития политических партий и движений; формирование независимых средств массовой информации; государственная поддержка правозащитных, научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан; законодательное оформление статуса общественной экспертизы; формирование информационной открытости.
Особую актуальность для современного российского общества имеет формирование установок общероссийского патриотизма, межэтнической солидарности, этнотолерантности, профилактика фашизма, национализма и различных видов ксенофобии, выстраивание духовно-нравственного, интеллектуального барьера, препятствующего их распространению, налаживание подлинного диалога культур. Обстановка войны с терроризмом, прорывающиеся в социум всплески межнациональной ненависти и вражды, поиск эффективного государственного и общественного противодействия угрозам целостности Российского государства заставляют осознавать необходимость комплексного программного решения указанных проблем.
Развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. Гражданская инициатива является элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества, демократизация государства и активный экономический рост.
Анализ сильных сторон
В настоящее время в России и в Ярославской области созданы и работают отдельные институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны и региона проблем. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, на 01 января 2009 года в области зарегистрировано 1404 общественных объединения, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранов, правозащитников, молодежи, отраслевые, научные, женские и другие организации. Также на территории области зарегистрированы и функционируют 48 национальных общественных объединений, в том числе национально-культурные автономии регионального и местного уровней.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями созданы предпосылки для успешного формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества и межнационального согласия на территории Ярославской области. В 1996 году учреждено Ярославское губернское общественное собрание при Губернаторе области, регулярно общественным объединениям предоставлялась методическая, организационная и финансовая поддержка, активно ведется работа с молодежными общественными объединениями, в 2003 году принят Закон Ярославской области "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений", в 2008 году создана Общественная палата Ярославской области, на протяжении десяти лет при поддержке органов государственной власти в регионе действует Ассамблея народов России, объединяющая национальные диаспоры Ярославской области.
Во многом благодаря этой работе и позитивной динамике экономического развития региона общественно-политическая ситуация в Ярославской области устойчиво сохраняет характеристики стабильности.
Анализ слабых сторон
Однако работа по развитию институтов гражданского общества, проводимая в настоящий момент органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления, не систематизирована и имеет дискретный характер. Она не охватывает и не учитывает всю совокупность институтов гражданского общества, факторов их развития и ведется в основном в направлении выстраивания взаимодействия отдельных органов исполнительной власти Ярославской области с узким кругом общественных объединений исходя преимущественно из ведомственных и отраслевых интересов.
Порядок предоставления организационной и финансовой помощи общественным объединениям не имеет единой регламентации и выстраивается у каждого распорядителя бюджетных средств индивидуально. Отсутствуют механизмы оценки эффективности и результативности государственной поддержки институтов гражданского общества. Сами же общественные объединения Ярославской области продолжают испытывать сложности с формированием собственной материально-технической базы, приобретением и использованием офисных помещений, неразвитостью инфраструктуры некоммерческого сектора, отсутствием дееспособных сетей общественных объединений в муниципальных образованиях области.
В регионе сохраняется проблема несовершенства нормативно-правового обеспечения совместной деятельности институтов гражданского общества и органов государственной власти, органов местного самоуправления. С момента утверждения Закона Ярославской области от 23 октября 2003 г. N 61-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений" не принято практически ни одного нормативного акта, регулирующего механизмы его исполнения, что фактически приостановило его действие.
В Ярославской области существует проблема эффективной обратной связи при утверждении решений по общественно значимым вопросам жизнедеятельности. Многие проекты решений не обсуждаются и не согласовываются с общественными объединениями, либо охват привлекаемых для этого организаций в настоящее время явно недостаточен для выдерживания паритета мнений и обеспечения общественного признания вынужденных непопулярных решений. При абсолютном большинстве органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ярославской области отсутствуют общественные советы, которые могли бы выполнять функции контроля и общественной экспертизы работы публичных органов. Непроработанными остаются формы участия общественных объединений в законотворческом процессе. Не реализуются программы и проекты, направленные на развитие современных форм социального партнерства.