Недействующий

Об основных направлениях содействия выходу предприятий малого и среднего бизнеса на мировые рынки

Внешнеторговая деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) в сфере малого и среднего бизнеса


Показатели

2000год

2001год

2002 год

2003 год (8 мес.)

Количество КОИИ участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч.

13

16

12

10

экспортеров

8

11

7

4

импортеров

5

5

5

6

Внешнеторговый оборот КОИИ, тыс. долларов США

1 775

1 482

693

640

Объем экспорта, тыс. долларов США

1 128

662

421

263

Объем импорта, тыс. долларов США

647

820

272

377

Удельный вес КОИИ в общих показателях предприятий малого и среднего бизнеса

Внешнеторговый оборот, %%

9,4%

5,1%

5,1%

5,9%

Экспорт, %%

14,5%

6,7%

7,5%

8,1%

Импорт, %%

5,8%

4,3%

3,4%

5,0%

На общем фоне снижения внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса большую устойчивость к негативным внешним факторам демонстрируют коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ), удельный вес которых в объеме внешнеторгового оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также в экспорте и импорте продукции продолжает увеличиваться.

Основными факторами снижения внешнеторговой активности предприятий являются избыточное таможенное и валютное регулирование и сложности в правоприменительной практике. Поэтому, несмотря на сложившуюся положительную динамику во внешнеэкономической деятельности Владимирской области, работа предприятий малого и среднего бизнеса на внешнем рынке не позволяет говорить о создании прочной основы долгосрочного, устойчивого роста внешнеэкономической активности и о ликвидации сильной зависимости от конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.

Для малого бизнеса очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка при ведении внешнеэкономической деятельности. Существующая инфраструктура поддержки малого предпринимательства играет значительную роль в решении вопросов подобной направленности, однако спрос на оказание консультационных и иных услуг внешнеэкономической направленности пока значительно превышает предложение.

Другой проблемой является недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов. Как для начинающих, так и для работающих предприятий необходима разработка обучающих программ, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этого образования является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области маркетинга, менеджмента, таможенного дела и т.п.

Работа по расширению экспортных возможностей предприятий малого и среднего бизнеса требует участия органов местного самоуправления, органов и структурных подразделений администрации области, координирующих вопросы внешнеэкономической деятельности и поддержки предпринимательства. В связи с этим, на соответствующие структуры может быть возложена роль по ведению и разработке следующих составляющих эффективного сценария экспортной торговли:

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;

- проведение маркетинговых исследований внешних рынков;

- поддержка в установлении деловых связей с представителями иностранных структур и поиск иностранных партнеров для совместного участия в производственной и внешнеторговой деятельности;

- экономические меры стимулирования экспортного производства;

- содействие продвижению товаров и услуг, производимых в области, на зарубежный рынок;

- обеспечение дополнительных специальных мер предприятиям малого бизнеса, в том числе подготовка кадров, проведение методики оценки готовности предприятия к работе на внешнем рынке и т.д.

При этом одним из необходимых условий успешной государственной поддержки выхода предприятий малого и среднего бизнеса на мировой рынок является координация действий всех участников этого процесса: предприятий, финансово-кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов управления. Роль администрации заключается в активном участии в формировании соответствующих организационных, финансовых и информационных инфраструктур.