Показатели | 2000год | 2001год | 2002 год | 2003 год (8 мес.) |
Количество КОИИ участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч. | 13 | 16 | 12 | 10 |
экспортеров | 8 | 11 | 7 | 4 |
импортеров | 5 | 5 | 5 | 6 |
Внешнеторговый оборот КОИИ, тыс. долларов США | 1 775 | 1 482 | 693 | 640 |
Объем экспорта, тыс. долларов США | 1 128 | 662 | 421 | 263 |
Объем импорта, тыс. долларов США | 647 | 820 | 272 | 377 |
Удельный вес КОИИ в общих показателях предприятий малого и среднего бизнеса | ||||
Внешнеторговый оборот, %% | 9,4% | 5,1% | 5,1% | 5,9% |
Экспорт, %% | 14,5% | 6,7% | 7,5% | 8,1% |
Импорт, %% | 5,8% | 4,3% | 3,4% | 5,0% |
На общем фоне снижения внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса большую устойчивость к негативным внешним факторам демонстрируют коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ), удельный вес которых в объеме внешнеторгового оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также в экспорте и импорте продукции продолжает увеличиваться.
Основными факторами снижения внешнеторговой активности предприятий являются избыточное таможенное и валютное регулирование и сложности в правоприменительной практике. Поэтому, несмотря на сложившуюся положительную динамику во внешнеэкономической деятельности Владимирской области, работа предприятий малого и среднего бизнеса на внешнем рынке не позволяет говорить о создании прочной основы долгосрочного, устойчивого роста внешнеэкономической активности и о ликвидации сильной зависимости от конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
Для малого бизнеса очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка при ведении внешнеэкономической деятельности. Существующая инфраструктура поддержки малого предпринимательства играет значительную роль в решении вопросов подобной направленности, однако спрос на оказание консультационных и иных услуг внешнеэкономической направленности пока значительно превышает предложение.
Другой проблемой является недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов. Как для начинающих, так и для работающих предприятий необходима разработка обучающих программ, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этого образования является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области маркетинга, менеджмента, таможенного дела и т.п.
Работа по расширению экспортных возможностей предприятий малого и среднего бизнеса требует участия органов местного самоуправления, органов и структурных подразделений администрации области, координирующих вопросы внешнеэкономической деятельности и поддержки предпринимательства. В связи с этим, на соответствующие структуры может быть возложена роль по ведению и разработке следующих составляющих эффективного сценария экспортной торговли:
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;
- проведение маркетинговых исследований внешних рынков;
- поддержка в установлении деловых связей с представителями иностранных структур и поиск иностранных партнеров для совместного участия в производственной и внешнеторговой деятельности;
- экономические меры стимулирования экспортного производства;
- содействие продвижению товаров и услуг, производимых в области, на зарубежный рынок;
- обеспечение дополнительных специальных мер предприятиям малого бизнеса, в том числе подготовка кадров, проведение методики оценки готовности предприятия к работе на внешнем рынке и т.д.
При этом одним из необходимых условий успешной государственной поддержки выхода предприятий малого и среднего бизнеса на мировой рынок является координация действий всех участников этого процесса: предприятий, финансово-кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов управления. Роль администрации заключается в активном участии в формировании соответствующих организационных, финансовых и информационных инфраструктур.