ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2012 года N 727
Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)"
(Утратило силу: постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 588
(Изменения: постановление Правительства Ростовской области от 05.02.2013 N 49, НГР:ru61000201300046)
постановление Правительства Ростовской области от 24.05.2013 N 318, НГР:ru61000201300296)
постановление Правительства Ростовской области от 29.08.201 N N 534
постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 802
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2012 N 266 "Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе "Молодежь Ростовской области (2011 - 2014 годы)" по результатам за 2011 год", постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2012 N 315 "О разработке проекта областной долгосрочной целевой программы "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить областную долгосрочную целевую программу "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)" согласно приложению N 1.
2. Утвердить методику оценки эффективности областной долгосрочной целевой программы "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)" согласно приложению N 2.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
комитет по молодежной
политике Ростовской области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)"
Наименование Программы | - | областная долгосрочная целевая программа "Молодежь Ростовской области (2013 - 2015 годы)" (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Ростовской области |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | комитет по молодежной политике Ростовской области (далее - комитет по молодежной политике) |
Государственный заказчик Программы | - | министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Разработчик Программы | - | комитет по молодежной политике |
Основная цель Программы | - | создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса в целях использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития Ростовской области |
Основные задачи Программы | - | формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками инициативной и талантливой молодежи; |
Сроки реализации Программы | - | 2013 - 2015 годы |
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений | - | структура Программы: |
Исполнители Программы | - | комитет по молодежной политике; |
Участники Программы | - | общественные объединения, осуществляющие мероприятия по работе с молодежью (далее - общественные объединения) (по согласованию); |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | реализация мероприятий Программы по предварительным оценкам позволит к 2015 году достичь следующих результатов: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах их компетенции |
Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы по реализации государственной молодежной политики, но и ее внутренние законы, система построения, механизмы развития. Методы оценки ее эффективности не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, так как на федеральном уровне отсутствует базовый нормативный документ, регламентирующий отрасль молодежной политики, - федеральный закон о государственной молодежной политике.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
В Ростовской области существуют такие проблемы, как:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны и региона. Сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;
социальная изолированность молодых людей;
отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
недостаточная вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
слабая информированность о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
отсутствие инфраструктуры сферы молодежной политики, центров по работе с молодежью, в том числе многопрофильных.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным явлениям.
Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на системную и динамичную социализацию молодежи в жизнь региона, определяется Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р. Кроме того, Государственным советом Российской Федерации 17 июля 2009 года рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать региональные молодежные программы, предусмотрев в них меры по поддержке талантливой молодежи, развитию предпринимательства, волонтерского движения, формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде.
Решение данных проблем обеспечивается реализацией Областной долгосрочной целевой программы "Молодежь Ростовской области (2011 - 2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2010 N 148.
В силу многогранности решаемых проблем возникает необходимость координации действий областных органов исполнительной власти и молодежных общественных объединений.
Использование метода Программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Задачи государственной молодежной политики могут быть решены только посредством применения проектного подхода.
Во-первых, проектный подход позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации проектный подход задан при реализации мероприятий.
Во-вторых, опыт, накопленный в части управления Областной долгосрочной целевой программой "Молодежь Ростовской области (2011 - 2014 годы)", показывает, что данный инструмент является действенным в реализации государственной молодежной политики в регионе.
Применение проектного подхода в решении ключевой проблемы позволит:
обеспечить последовательность и контроль инвестирования областных средств в молодежную сферу;
разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
создать предпосылки и условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения;
создать основу для саморазвития сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие Ростовской области.
2.1. Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года определена ключевая задача для развития Ростовской области - повышение уровня и качества жизни населения за счет обеспечения устойчивого экономического развития. Успешному и своевременному решению этой задачи в значительной степени будет способствовать повышение уровня и качества жизни молодых граждан Российской Федерации.
Основная цель Программы - создание благоприятных условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса в целях использования потенциала молодежи в интересах инновационного развития Ростовской области.
2.2. Основными задачами Программы являются:
формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развития;
формирование у молодежи российской идентичности и профилактика асоциального поведения, этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде.
Задачи Программы реализуются по следующим основным направлениям:
2.2.1. Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи
Задача реализуется следующими направлениями:
совершенствование механизмов выявления, отбора и продвижения инициативных и талантливых молодых людей;
активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, повышение общественного статуса лауреатов премий;
мотивация молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и научно-техническому творчеству.
2.2.2. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях собственного развития
Задача реализуется следующими направлениями:
стимулирование молодежи к самоуправлению, развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации;
вовлечение молодежи в активную общественную деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия и лидерства, развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;
вовлечение молодежи в инновационные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в том числе международные;
развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий, популяризация предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.
2.2.3. Формирование у молодежи российской идентичности и профилактика асоциального поведения, этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде
Задача реализуется следующими направлениями:
формирование у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности (россияне);
укрепление в молодежной среде нравственно-культурных и традиционных семейных ценностей, поддержка молодых семей и преодоление кризиса института семьи;
популяризация здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;
предупреждение асоциального и девиантного поведения молодых людей, в том числе посредством вовлечения их в социальную практику;
формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;