(с изменениями на 28 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412, от 13.04.2022 N 184, от 28.02.2024 N 79-п)
В соответствии с Уставным законом Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области", в целях создания эффективной системы государственного управления процессами регионального развития, динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, условий для повышения уровня и качества жизни населения Правительство Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу согласно приложению.
2. Признать утратившим силу пункт 1 Постановления Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года N 95 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу".
3. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
Е.М. Морозов
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу
(в ред. Постановлений Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412, от 13.04.2022 N 184, от 28.02.2024 N 79-п)
(в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)
1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, разработанным в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Калининградской области.
2. Настоящая Стратегия обеспечивает согласованность действий органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления в долгосрочной перспективе, служит основой для принятия управленческих решений на областном уровне.
В рамках системы стратегического планирования Стратегию дополняют государственные программы Калининградской области, государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" и Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.
3. Стратегия учитывает документы стратегического планирования Российской Федерации:
1) Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
2) Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р;
3) Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
4) Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;
5) государственные программы Российской Федерации;
6) указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606;
8) ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
4. Изменение ряда внешних политических и экономических условий определило ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. Российская Федерация стала членом Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси, а также станет членом Всемирной торговой организации. Принятые на себя в этой связи международные обязательства делают невозможным продление режима свободной таможенной зоны, на котором построена значительная часть современной экономики Калининградской области.
5. На развитие экономики Калининградской области оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, прошедший в 2008-2009 годах и нанесший существенный ущерб, особенно в части обрабатывающих производств, а также сделавший затруднительным переход организаций, работающих на условиях "переходного периода" по режиму свободной таможенной зоны, на увеличение локализации производства и совершенствование применяемых технологий.
6. Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
1) социальная ориентация, главной целью которой является повышение уровня и качества жизни населения Калининградской области;
2) устойчивое развитие Калининградской области, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;
3) сотрудничество, обеспечивающее сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.
7. Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Калининградской области и служит основой для разработки государственных программ Калининградской области, региональных проектов, планов деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.
(п. 7 в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 412)
8. Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Калининградской области, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.
9. Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Калининградской области с учетом предложений представителей образования и науки Калининградской области. Проект Стратегии рассмотрен на совете по стратегическому планированию, экономической политике и предпринимательству при Губернаторе Калининградской области, обсужден на заседаниях Общественной палаты Калининградской области, Общественно-политического совета при Губернаторе Калининградской области, в бизнес-ассоциациях и общественных организациях Калининградской области.
10. Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория Калининградской области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% - жители города).
Калининградская область - территория, уникальная по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. При этом, Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации и наиболее близким к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.
11. Калининградская область - свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.
До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), предусматривавшим для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области существенные таможенные льготы.
Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех организаций промышленности и торговли Калининградской области существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении "Калининградская область - остальная часть Российской Федерации", а также обратно, через территории Литвы и Беларуси, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.
Недостатком Особой экономической зоны в Калининградской области является отсутствие долгосрочных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих таможенные и налоговые процедуры.
Таким образом, затруднен товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение Калининградской области в межрегиональное разделение труда.
В 2006 году был принят Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем отдельные положения Закона N 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года.
В соответствии с логикой Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости организаций, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом организации, использующие режим таможенных преференций в рамках Закона N 13-ФЗ, должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.
12. Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.
13. Развитие территории Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации. Серьезным рубежом в развитии экономики Калининградской области стал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.
14. На сегодняшний день экономика Калининградской области полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, - 8%.
Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.
В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.
15. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует в общих чертах стабильное развитие Калининградской области. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям социально-экономического развития между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также между Калининградской областью и европейскими странами (данные отражены в таблице 1). При этом целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Калининградской области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.