ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 марта 2007 года N 95

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

<Изменения: постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583>

В соответствии с Законом Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области", в целях создания эффективной системы государственного управления процессами регионального развития, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, достижения уровня жизни и качества среды, соизмеримой со стандартами европейского окружения, и эффективной конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе Балтики Правительство Калининградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. <Утратил силу: постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583>

2. Признать утратившим силу Постановление администрации Калининградской области от 15 июля 2003 года N 392 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года".

3. Аппарату Правительства Калининградской области (А.В. Торбе) обеспечить опубликование данного Постановления в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор

Калининградской области Г.В. Боос

Приложение

к Постановлению

Правительства

Калининградской области

от 9 марта 2007 г. N 95

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу

Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ


Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население насчитывает немногим менее 950 тыс. человек (из них 77% - горожане).

Калининградская область - регион, уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.

Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая Особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта РФ. На протяжении своего существования, вплоть до настоящего времени, зона в Калининградской области пользуется таможенными льготами.

Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

Развитие территории на протяжении последнего десятилетия нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад, еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.

За четыре года (2001-2004 гг.) ВРП Калининградской области вырос на 40,9%. Эти темпы роста выше среднероссийских (26,3%). Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.

Вклад отраслей экономики в ВРП области за 2004 г.:

промышленность - 33,6%;

торговля и общественное питание - 15,2%;

транспорт и связь - 9,4%;

сельское и лесное хозяйство - 5,9%;

строительство - 9,7%.

Необходимо отметить возрастание доли услуг - торговли, транспорта и связи в ВРП по сравнению с 2001 годом. Удельный вес "сервисного" сектора в формировании ВРП в 2005 году составил 47,6% против 45,8% в 2001 году. Это в целом прогрессивные сдвиги в структуре экономики области, учитывая и высокие темпы прироста объемов промышленной продукции.

Динамика роста, наметившаяся в Калининградской области за последние четыре года, связана, прежде всего, с темпами роста валовой продукции и промышленного производства, существенно превысившими среднероссийские.

Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и РФ, а также Калининградской областью и европейскими странами.

Таблица 1

Динамика темпов прироста ВВП (ВРП)


Страны/области

Темпы прироста ВВП/ВРП по годам, %

Средние
 темпы
 прироста
 за период:

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1995-
 2005

1999-
 2005

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ЕС - 15

2,4

1,7

2,6

2,9

3,0

3,9

1,9

1,1

1,1

2,3

1,5

2,2

2,1

Эстония

4,5

4,4

11,1

4,4

0,3

7,9

6,5

7,2

6,7

7,8

9,8

6,4

6,6

Латвия

-0,9

3,8

8,3

4,7

4,7

6,9

8,0

6,5

7,2

8,5

10,2

6,2

7,4

Литва

3,3

4,7

7,0

7,3

-1,7

3,9

6,4

6,8

10,5

7,0

7,5

5,7

5,8

Польша

2,7

6,2

7,1

5,0

4,5

4,2

1,1

1,4

3,8

5,3

3,2

4,0

3,4

Дания

2,8

2,8

3,2

2,2

2,6

3,5

0,7

0,5

0,7

1,9

3,1

2,2

1,9

Германия

1,7

1,0

1,8

2,0

2,0

3,2

1,2

0,1

-0,2

1,6

1,0

1,4

1,3

Финляндия

3,4

3,8

6,2

5,0

3,4

5,0

1,0

2,2

2,4

3,6

2,1

3,5

2,8

Нидерланды

3,0

3,4

4,3

3,9

4,7

3,9

1,9

0,1

-0,1

1,7

1,1

2,5

1,9

Норвегия

4,4

5,3

5,2

2,6

2,1

2,8

2,7

1,1

1,1

3,1

2,3

3,0

2,2

Швеция

4,1

1,3

2,3

3,7

4,5

4,3

1,1

2,0

1,7

3,7

2,7

2,9

2,9

Российская
 Федерация

-4,1

-3,6

1,4

-5,3

6,4

10,0

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

3,2

6,7

в том числе:
 ВРП по
 Калининградской
 области РФ

-16,2

-14,2

-4,5

-9,5

6,8

15,2

3,4

9,5

9,4

12,9

13,0

2,3

10,0

При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.

Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области.

Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории.

По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.

Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ

(потенциальные кластеры)

Структура ВРП Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-Запада и макрорегиона Балтики, следует отнести:

транспортно-логистический комплекс (доля ВРП - 8%);

энергетический комплекс (доля ВРП - 17%);

АПК и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля ВРП - 38%);

с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе - туристско-рекреационный комплекс (доля ВРП - 2%);

машиностроение и металлообработка;

традиционные и вновь сформированные сферы деятельности, которые могут быть охарактеризованы как имеющие высокий коэффициент локализации.

К числу дополнительных (инфраструктурных) направлений деятельности, которые будут определять эффективную конкурентоспособность Калининградской области и имеют исторические и экономические основания для своего развития, относятся:

транспорт и связь;

земля и земельный рынок;

развитие инфраструктуры для бизнеса (финансово-кредитная система, консалтинговые услуги);

человеческий капитал территории.

Транспортно-логистический комплекс. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.

На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является (по сравнению с прогнозными показателями) далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.

Таблица 2

Изменение производства ВРП в транспортной отрасли

(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)


1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Транспорт

90,1

102,2

101,7

105,9

116,7

108,5

107,5

По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтики. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.

Морские порты.

Морские порты являются основным звеном транспортной системы области. Морской порт Калининграда после утраты портов стран Балтии стал единственным незамерзающим портом России на Балтике и обеспечивает 4% от российского рынка морских перевозок. Контейнерными линиями порт Калининграда связан с портами Голландии, Англии, Бельгии, Польши и стран Балтии. 12 стивидорных компаний на 17-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке грузов. Проектные возможности их терминалов позволяют перегружать до 20 миллионов тонн различных грузов в год. Это нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и др.

Преимуществом порта Балтийск является его расположение непосредственно у выхода в открытое море, что позволяет принимать крупнотоннажные суда.

Применительно к перспективам развития морских перевозок оказывается важным наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе прохождение через область 2 ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров.

Основные представители отрасли: ОАО "Морской торговый порт", ОАО "Портовый элеватор", ЗАО "Терминал ГМБ", ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза", ОАО "Порт Пионерский Пионерской базы океанического рыболовного флота".

Объем переработки грузов в 2004 году в портах Калининградской области составил 13,9 млн. тонн. Морские перевозки ориентированы на Балтику, Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»