ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 марта 2007 года N 95
О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу
<Изменения: постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583>
В соответствии с Законом Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области", в целях создания эффективной системы государственного управления процессами регионального развития, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, достижения уровня жизни и качества среды, соизмеримой со стандартами европейского окружения, и эффективной конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе Балтики Правительство Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. <Утратил силу: постановление Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583>
2. Признать утратившим силу Постановление администрации Калининградской области от 15 июля 2003 года N 392 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года".
3. Аппарату Правительства Калининградской области (А.В. Торбе) обеспечить опубликование данного Постановления в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Калининградской области Г.В. Боос
Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области
от 9 марта 2007 г. N 95
Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население насчитывает немногим менее 950 тыс. человек (из них 77% - горожане).
Калининградская область - регион, уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.
Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая Особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта РФ. На протяжении своего существования, вплоть до настоящего времени, зона в Калининградской области пользуется таможенными льготами.
Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.
Развитие территории на протяжении последнего десятилетия нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад, еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.
За четыре года (2001-2004 гг.) ВРП Калининградской области вырос на 40,9%. Эти темпы роста выше среднероссийских (26,3%). Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.
Вклад отраслей экономики в ВРП области за 2004 г.:
промышленность - 33,6%;
торговля и общественное питание - 15,2%;
транспорт и связь - 9,4%;
сельское и лесное хозяйство - 5,9%;
строительство - 9,7%.
Необходимо отметить возрастание доли услуг - торговли, транспорта и связи в ВРП по сравнению с 2001 годом. Удельный вес "сервисного" сектора в формировании ВРП в 2005 году составил 47,6% против 45,8% в 2001 году. Это в целом прогрессивные сдвиги в структуре экономики области, учитывая и высокие темпы прироста объемов промышленной продукции.
Динамика роста, наметившаяся в Калининградской области за последние четыре года, связана, прежде всего, с темпами роста валовой продукции и промышленного производства, существенно превысившими среднероссийские.
Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и РФ, а также Калининградской областью и европейскими странами.
Динамика темпов прироста ВВП (ВРП)
Страны/области | Темпы прироста ВВП/ВРП по годам, % | Средние | |||||||||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 1995- | 1999- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
ЕС - 15 | 2,4 | 1,7 | 2,6 | 2,9 | 3,0 | 3,9 | 1,9 | 1,1 | 1,1 | 2,3 | 1,5 | 2,2 | 2,1 |
Эстония | 4,5 | 4,4 | 11,1 | 4,4 | 0,3 | 7,9 | 6,5 | 7,2 | 6,7 | 7,8 | 9,8 | 6,4 | 6,6 |
Латвия | -0,9 | 3,8 | 8,3 | 4,7 | 4,7 | 6,9 | 8,0 | 6,5 | 7,2 | 8,5 | 10,2 | 6,2 | 7,4 |
Литва | 3,3 | 4,7 | 7,0 | 7,3 | -1,7 | 3,9 | 6,4 | 6,8 | 10,5 | 7,0 | 7,5 | 5,7 | 5,8 |
Польша | 2,7 | 6,2 | 7,1 | 5,0 | 4,5 | 4,2 | 1,1 | 1,4 | 3,8 | 5,3 | 3,2 | 4,0 | 3,4 |
Дания | 2,8 | 2,8 | 3,2 | 2,2 | 2,6 | 3,5 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 1,9 | 3,1 | 2,2 | 1,9 |
Германия | 1,7 | 1,0 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 3,2 | 1,2 | 0,1 | -0,2 | 1,6 | 1,0 | 1,4 | 1,3 |
Финляндия | 3,4 | 3,8 | 6,2 | 5,0 | 3,4 | 5,0 | 1,0 | 2,2 | 2,4 | 3,6 | 2,1 | 3,5 | 2,8 |
Нидерланды | 3,0 | 3,4 | 4,3 | 3,9 | 4,7 | 3,9 | 1,9 | 0,1 | -0,1 | 1,7 | 1,1 | 2,5 | 1,9 |
Норвегия | 4,4 | 5,3 | 5,2 | 2,6 | 2,1 | 2,8 | 2,7 | 1,1 | 1,1 | 3,1 | 2,3 | 3,0 | 2,2 |
Швеция | 4,1 | 1,3 | 2,3 | 3,7 | 4,5 | 4,3 | 1,1 | 2,0 | 1,7 | 3,7 | 2,7 | 2,9 | 2,9 |
Российская | -4,1 | -3,6 | 1,4 | -5,3 | 6,4 | 10,0 | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | 3,2 | 6,7 |
в том числе: | -16,2 | -14,2 | -4,5 | -9,5 | 6,8 | 15,2 | 3,4 | 9,5 | 9,4 | 12,9 | 13,0 | 2,3 | 10,0 |
При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.
Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области.
Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории.
По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.
Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной.
(потенциальные кластеры)
Структура ВРП Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-Запада и макрорегиона Балтики, следует отнести:
транспортно-логистический комплекс (доля ВРП - 8%);
энергетический комплекс (доля ВРП - 17%);
АПК и пищевая промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля ВРП - 38%);
с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе - туристско-рекреационный комплекс (доля ВРП - 2%);
машиностроение и металлообработка;
традиционные и вновь сформированные сферы деятельности, которые могут быть охарактеризованы как имеющие высокий коэффициент локализации.
К числу дополнительных (инфраструктурных) направлений деятельности, которые будут определять эффективную конкурентоспособность Калининградской области и имеют исторические и экономические основания для своего развития, относятся:
транспорт и связь;
земля и земельный рынок;
развитие инфраструктуры для бизнеса (финансово-кредитная система, консалтинговые услуги);
человеческий капитал территории.
Транспортно-логистический комплекс. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуре Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении.
На транспорт и логистику в настоящий момент приходится порядка 8% ВРП, что является (по сравнению с прогнозными показателями) далеко не полным использованием потенциала этого сегмента экономики. При этом за последние годы наблюдается благоприятная динамика роста, позволяющая рассчитывать на качественные изменения уже в кратко- и среднесрочной перспективе.
Изменение производства ВРП в транспортной отрасли
(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Транспорт | 90,1 | 102,2 | 101,7 | 105,9 | 116,7 | 108,5 | 107,5 |
По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтики. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры - Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.
Морские порты.
Морские порты являются основным звеном транспортной системы области. Морской порт Калининграда после утраты портов стран Балтии стал единственным незамерзающим портом России на Балтике и обеспечивает 4% от российского рынка морских перевозок. Контейнерными линиями порт Калининграда связан с портами Голландии, Англии, Бельгии, Польши и стран Балтии. 12 стивидорных компаний на 17-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке грузов. Проектные возможности их терминалов позволяют перегружать до 20 миллионов тонн различных грузов в год. Это нефть и нефтепродукты, уголь, кокс, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и др.
Преимуществом порта Балтийск является его расположение непосредственно у выхода в открытое море, что позволяет принимать крупнотоннажные суда.
Применительно к перспективам развития морских перевозок оказывается важным наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе прохождение через область 2 ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров.
Основные представители отрасли: ОАО "Морской торговый порт", ОАО "Портовый элеватор", ЗАО "Терминал ГМБ", ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза", ОАО "Порт Пионерский Пионерской базы океанического рыболовного флота".
Объем переработки грузов в 2004 году в портах Калининградской области составил 13,9 млн. тонн. Морские перевозки ориентированы на Балтику, Западную Европу, Тихоокеанский регион и Юго-Восточную Азию.