ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 июля 2003 года N 648-III-ОД
Об областной целевой программе "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года"
Изменения и дополнения:
Постановление Воронежской областной Думы от 26.05.2005 г. N 84-IV-О НГР ru36000200500150
Постановление Воронежской областной Думы от 29.03.2008 N 1315-IV-ОД НГР Ru36000200800703
Постановление Воронежской областной Думы от 24.12.2009 N 2033-IV-ОД НГР Ru36000200900839
Постановление Воронежской областной Думы от 27.05.2010 N 138-V-ОД НГР Ru36000201001634
В соответствии с законом Воронежской области от 2 июля 2001 года N 11-III-ОЗ "Устав (Основной закон) Воронежской области" и в целях реализации на территории Воронежской области конституционного права граждан на доступную и бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь, модернизации и дальнейшего развития здравоохранения Воронежской области Воронежская областная Дума
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года" (далее по тексту - программа) согласно приложению.
2. Финансирование мероприятий программы проводить в рамках закона Воронежской области от 5 января 2003 года N 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год".
3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на председателя постоянной комиссии областной Думы по охране здоровья Бредихина С.В.
4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы А.М.НАКВАСИН
Приложение
Утверждено
постановлением
Воронежской областной Думы
от 03.07.2003 N 648-III-ОД
(Приложение в ред.постановления Воронежской областной Думы от 27.05.2010 N 138-V-ОД НГР Ru36000201001634)
Наименование | "Развитие здравоохранения Воронежской области |
Основания для | Постановление Правительства Российской |
Государственный | Главное управление здравоохранения |
Основные | Главное управление здравоохранения |
Основная цель | Реализация на территории Воронежской области |
Основные задачи | 1. Приближение врачебной помощи к населению |
Сроки и этапы | Сроки реализации программы 2003 - 2010 годы |
Перечень основных | 1. Оптимизация оказания медицинской помощи |
Исполнители | Главное управление здравоохранения |
Объемы и источники | Финансирование прогр аммы осуществляется за |
Контроль | Текущий административный контроль за |
Ожидаемые конечные | Стабилизация эпидемической ситуации по |
Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003 - 2006 годы и на период до 2010 года" разработана в соответствии с требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 02.11.2001 N 424 и Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 08.10.2002 N 863. Программа рассчитана в ценах 2003 года, по курсу доллара на 17.06.2003, равному 30 рублей 50 коп.
Настоящая программа разработана структурными подразделениями администрации Воронежской области (Главное управление здравоохранения администрации Воронежской области, Главное управление экономического развития администрации Воронежской области) и направлена на развитие здравоохранения Воронежской области до 2010 года.
Актуальность разработки программы обусловлена тем, что, несмотря на имеющуюся развитую систему здравоохранения Воронежской области, остается значительное число обоснованных нареканий жителей Воронежской области на ненадлежащие качество и доступность лечебно-профилактической помощи. Специализированная высокотехнологичная медицинская помощь, как правило, удалена от пациентов, проживающих в сельской местности, и оказывается исключительно областными лечебными учреждениями, расположенными в городе Воронеже.
Прослеживается тенденция смещения приоритетов в формах оказания медицинской помощи в сторону круглосуточных стационаров, что заставляет жителей Воронежской области обращаться в лечебные учреждения районных и областных центров. Высокотехнологичная оперативная медицинская помощь, по существу, недоступна для жителей сельских районов не только из-за слабой оснащенности ЦРБ лечебным медицинским оборудованием, но и вследствие недопустимо слабой обеспеченности высококвалифицированными кадрами.
Все мероприятия программы определены на основе глубокого анализа состояния системы оказания медицинской помощи населению Воронежской области.
Охрана здоровья населения Воронежской области является одним из приоритетных направлений социальной политики в период реформирования экономики и социальной сферы.
В Воронежской области сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется низким уровнем рождаемости (2001 год - 7,6%, 2002 год - 7,9%), по Центральному Федеральному округу 2001 год - 8,0%, 2002 год - 8,5%, по РФ 2001 год - 9,1%, 2002 год - 9,8%), высоким уровнем смертности населения Воронежской области 2001 год - 18,2%, 2002 год - 18,6%; по ЦФР 2001 год - 18,0%, 2002 год - 18,5%; по РФ 2001 год - 154,6%, 2002 год - 16,3%.
Уровень рождаемости в Воронежской области ниже, чем по Центральному Федеральному округу и ниже, чем в Российской Федерации. Уровень смертности населения в Воронежской области значительно превышает средний показатель по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации.
В связи с этим естественная убыль населения по Воронежской области составляет в 2002 год - 10,7% (2001 год - 10,6%), по ЦФР 2002 год - 10,0% (2001 год - 10,0%), по РФ 2002 год - 6,5 % (2001 год - 6,5%).
Очевидна необходимость принятия мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения Воронежской области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Анализ финансирования на одного жителя Воронежской области за 2002 год показал, что в среднем по отношению к прошлому году финансирование увеличилось на 513 рублей и составило 1441 рубль (в 2001 году - 928 рублей, в 2000 году - 814 рублей).
Строительство объектов здравоохранения Воронежской области в 2001 году профинансировано из всех источников на 71% от запланированного, а в 2002 году - на 99% от запланированного.
Кадровая политика здравоохранения строится на принципах оптимизации кадровой структуры здравоохранения, качественного и квалифицированного состава руководящих кадров отрасли и специалистов, работающих в ней. Обеспеченность врачами в Воронежской области в 2002 году составила 44,4 на 10000 населения (2001 год - 44,2 на 10000), по РФ: 2002 год - 42,2 на 10000 (2001 год - 42,0), выше, чем по Российской Федерации, но ниже, чем в других областях Центрального Федерального округа.
В 19 районах Воронежской области обеспеченность врачами ниже среднерайонного показателя 19,3 на 10000 населения. Поэтому в районах штатные должности врачей укомплектованы физическими лицами только на 62,1%. Десятилетиями не решался вопрос о строительстве и предоставлении жилья медицинским работникам. На конец 2001 года в районах Воронежской области нуждались в предоставлении жилья и улучшении жилищных условий 395 врачей и 403 средних медицинских работника.
Отсутствие возможностей для приглашения на работу специалистов, наряду с отсутствием принудительного распределения выпускников, создает дефицит кадров и неукомплектованность ими сельских учреждений. Кадровая ситуация в сельском здравоохранении усугубляется отсутствием молодых специалистов и увеличением лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Заработная плата врачей по Воронежской области на конец 2002 года составила 2830 рублей (2001 год - 1655 рублей), среднего медицинского персонала - 1947 рублей (2001 год - 1004 рубля), младшего медицинского персонала - 1028 рублей (2001 год - 575 рублей), прочего персонала - 1686 рублей (2001 год - 1001 рубль).
Принцип оказания первичной медико-социальной помощи населению врачами общей практики избрали все экономически развитые страны. У нас, в Российской Федерации, делаются только первые шаги, так как на сегодняшний день имеется 2320 врачей общей практики, по Центральному Федеральному округу - 396, а в Воронежской области подготовлено 27, из них работают по специальности 26 человек.
1.2. Проблемы:
- низкий уровень жизни населения;
- недостаточный уровень оказания качественной медицинской помощи;
- недостаточное финансирование отрасли;
- низкий уровень обеспеченности ЛПУ врачебными кадрами;
- доступность и своевременность медицинской помощи;
- изношенность основных фондов (моральный и физический износ зданий и сооружений, автотранспорта).
Основной целью настоящей программы является реализация на территории Воронежской области конституционного права граждан на доступную и бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь.
В соответствии с намеченной целью программы основные задачи направлены на:
1. Приближение врачебной помощи к сельским жителям.
2. Повсеместное создание и разукрупнение врачебных участков.
3. Переориентация оказания медицинской помощи населению Воронежской области на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации.
4. Создание института врачей общей практики (семейных врачей).
5. Развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи.
6. Приближение специализированной медицинской помощи населению Воронежской области путем создания областных лечебных учреждений на базе крупных ЦРБ.
7. Закрепление медицинских кадров в сельской местности.
8. Приведение коечной мощности учреждений Воронежской области в соответствие с реальной потребностью населения в условиях рыночной экономики и обязательного медицинского страхования с учетом социально-возрастного состава вылеченных больных.
9. Совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи.
10. Совершенствование деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения Воронежской области.
11. Улучшение демографической ситуации в Воронежской области. Решающую роль в улучшении работы отрасли здравоохранения Воронежской области будет играть создание территориальной системы управленческих округов, развитие оптимальной сети лечебно-профилактических учреждений, укрепление их материально-технической базы, а также обеспечение здравоохранения Воронежской области высококвалифицированными кадрами.
В связи с этим система программных мероприятий включает в себя следующие приоритетные направления и этапы реализации программы:
I этап (2003 - 2006 годы) - реформирование сети лечебно-профилактических учреждений Воронежской области и укрепление их материально-технической базы;
II этап (2006 - 2010 годы) - реализация социальных мероприятий, закрепляющих реформирование сети ЛПУ, направленных на улучшение обеспечения населения Воронежской области высококвалифицированной медицинской помощью.
Программа содержит 4 мероприятия с общим объемом финансирования 5467,7 млн. рублей, из них:
- средства федерального бюджета - 1355,7 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 3275, млн. рублей;
- средства муниципального бюджета - 89,4 млн. рублей;