Недействующий


ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 ноября 2007 года N 114-ОЗ

О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят
областной Думой
8 ноября 2007 года

Настоящий Закон Воронежской области определяет приоритетные направления социально-экономической политики органов государственной власти Воронежской области на долгосрочную перспективу.

Статья 1


Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (далее - стратегия) - это система представлений об основных целях и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти Воронежской области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу (прилагается).

Статья 2


Меры социальной и экономической политики, предусмотренные стратегией, являются основой для разработки и реализации программ социально-экономического развития Воронежской области, областных и ведомственных целевых программ.

Статья 3


Организация и осуществление мониторинга процесса реализации настоящей стратегии осуществляется уполномоченным администрацией Воронежской области исполнительным органом государственной власти Воронежской области.

Результаты мониторинга процесса реализации стратегии используются для разработки прогнозов социально-экономического развития Воронежской области, уточнения отдельных приоритетов стратегии с учетом изменения социально-экономической ситуации в Воронежской области.

Контроль процесса реализации стратегии осуществляется Воронежской областной Думой и администрацией Воронежской области в пределах своих полномочий.

Статья 4


Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



Губернатор
Воронежской области
В.Г.Кулаков

г.Воронеж,

20 ноября 2007 года

N 114-ОЗ



Приложение
к Закону
Воронежской области
"О стратегии социально-экономического
развития Воронежской области
на долгосрочную перспективу"
от 20 ноября 2007 года N 114-ОЗ

СТРАТЕГИЯ
 социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу

     

Введение


В условиях открытого глобального общества обеспечить достаточный уровень безопасности государства и его граждан можно только через ускоренное социально-экономическое развитие страны, повышение конкурентоспособности и создание высокого качества жизни населения на ее территории.

Именно поэтому разработка стратегии развития становится важнейшей политической задачей как на уровне государства, так и на уровне субъектов Федерации.

Стратегия развития Воронежской области - это ориентиры и индикаторы качественных изменений экономической, социальной и общественной сферы, проектируемый образ будущего области в долгосрочной перспективе.

Стратегия развития Воронежской области на долгосрочную перспективу предполагает создание самого текста стратегии; среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития, направленной на реализацию стратегии; плана действий органов власти по реализации комплексной программы социально-экономического развития.

Основой комплексной программы реализации стратегии социально-экономического развития являются конкретные проекты и программы, которые решают задачи развития непосредственно, на конкретной территории в конкретной среде.

Формирование и реализация стратегии предполагает вовлечение значительного числа участников в подготовку и осуществление проектов и программ развития конкретной отрасли или территории.

Стратегия тем успешнее, чем большее число заинтересованных лиц непосредственно участвует в ее реализации.

Активизировать людей и сделать их реальной действующей силой развития можно только с помощью идеологии, дающей людям уверенность в том, что их активная деятельность сегодня, в ближайшей и длительной перспективе принесет реальное улучшение жизни для их семей, семей детей и внуков.

Таким образом, создание идеологии стратегии развития области является одним из главных направлений стратегического действия.

При этом роль региональной власти в идеологическом обеспечении стратегии состоит как в создании организационных условий выработки идеологии стратегии, так и в активном ее продвижении в общественное сознание путем разъяснительной, агитационной и пропагандистской работы, путем непрерывного диалога и взаимодействия с представителями бизнеса, общественных институтов, элитарно мыслящих людей.

Идеологией развития Воронежской области является политика воздействия на общественное сознание через систему социально-политических идей и организационных мероприятий, направленных на консолидацию общества, власти и бизнеса для достижения стратегических целей развития.

Реализация целей стратегии предполагает комплекс мер:

1. Связанных с модернизацией системы государственного и муниципального управления, направленных на достижение максимальной эффективности действий власти, и в первую очередь, направленных на обеспечение конкурентоспособности Воронежской области.

Начало этому процессу положено в рамках реализации федеральной концепции и программы административной реформы и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Направленных на развитие человеческого потенциала, создание цивилизованной среды развития человеческого потенциала на всем пути - от рождения до обеспеченной старости.

Комплекс мер, направленных на ликвидацию ментальных ограничений, созданных патерналистской политикой советской системы. С одной стороны, разрушение стереотипа всесилия и обязанности государства решать все проблемы каждого человека. С другой стороны, формирование полноценного члена гражданского общества, патриотически настроенного, активного, уверенного в справедливости действий власти и законов, защищающего интересы государства и уверенного в незыблемости своих конституционных прав.

3. Направленных на создание инновационной инфраструктуры новой экономики, активизацию бизнеса и, в первую очередь, участия общественных бизнес-объединений в формировании цивилизованных правил развития бизнеса, отношений с властью и обществом. Формирование элитарного мышления и действий, направленных на капитализацию бизнеса в собственном регионе, участие в развитии человеческого потенциала, активизацию деятельности, способствующей развитию социально-культурной сферы (массового спорта, туризма, искусства и т.д.).

4. Направленных на разработку механизмов воспроизводства элиты во всех сферах. Создание условий для вхождения во властные структуры значительного числа элитарно мыслящих людей. Создание дискуссионных площадок для обсуждения стратегически важных направлений развития экономики и общества.

1. Анализ внешних факторов. Мировые и внутрироссийские тенденции, определяющие социально-экономическое развитие Воронежской области на долгосрочную перспективу


Российская Федерация в настоящий момент переживает период длительного и интенсивного экономического роста: с 2002 года прирост ВВП находится в коридоре 4,7-7,3% в год, а инфляция снизилась с 15% в 2002 году до 10-12%, государственный внешний долг Российской Федерации сократился с 54% ВВП в 2000 году до 10,2% в 2005 году. Во многом это связано с удачно сложившейся конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2006 год металлы в среднем подорожали в 1,8 раза, нефть - в 1,57 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). В то же время в последние три - пять лет усиливается вклад в данный рост фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала. Позитивный эффект для экономики имеет тот факт, что в стране проведена значительная часть структурных реформ, сформирована институциональная среда, адекватная развитию рыночных процессов, способствующая интеграции российского хозяйства в глобальный рынок.

Большинство долгосрочных прогнозов в отношении экономики Российской Федерации исходит из того, что ее темпы роста будут опережать среднемировые показатели. К числу факторов, определяющих данный рост, относятся:

1. Сохранение длительного устойчивого спроса и высоких цен на российское сырье на мировых рынках, получившее название "сырьевого суперцикла".

2. Рост российского внутреннего рынка, превращение его в значимый сегмент мировой экономики. Речь идет как о рынке производственного потребления, росте государственных расходов, так и о рынке конечного потребления.

3. Продолжение интеграции российской экономики в глобальный рынок, в том числе открытие рынков для импорта, выравнивание цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами. Данная интеграция будет сопровождаться обострением конкуренции для российских компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

4. Сохранение, по крайней мере в среднесрочной перспективе, макроэкономической устойчивости, для которой характерны: умеренные темпы инфляции, сохранение существующего или даже возможность повышения паритета покупательной способности рубля по отношению к основным мировым валютам, накопление масштабных золотовалютных резервов и сохранение Стабилизационного фонда, укрепление бюджетной системы страны.

Вышеназванные факторы развития российской экономики задают параметры последнего, характерные для "сырьевой модели": наличие задающего специализацию мощного сырьевого сектора, обеспечивающего устойчивый и масштабный приток средств в страну за счет экспорта природных ресурсов; модернизация основных фондов и рост технологического трансфера в основных отраслях экономики (нефтегазовом комплексе, металлургии, химии, транспорте, отдельных видах производств в машиностроении и металлообработке). В российской экономике будет идти переток средств из сырьевой сферы в несырьевую.

"Сырьевая модель" развития российской экономики будет иметь ряд важных прогнозируемых последствий для пространственной организации страны:

1. Новая функционализация российских территорий.

В долгосрочной перспективе ожидается перемещение основного "производственного цеха" страны в ее северные и восточные регионы: именно там предполагается реализация значительного пакета инвестиционных проектов, развертывание процессов так называемого "нового освоения".

Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию Российской Федерации в глобальную экономику (Ленинградская область, Владивосток, Краснодарский край, транспортные узлы Транссиба и Северного Урала). Предполагается ускоренное развитие крупных городских агломераций - "центров управления", в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на глобальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций - крупные города (прежде всего, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара) - будут стягивать на себя управленческие функции. Возможно осложнение ситуации в старопромышленных регионах Российской Федерации, в которых нет крупных сырьевых разработок и которые не являются центрами транспортно-логистического, сервисного обслуживания и технологического обеспечения сырьевых зон, а также находятся вне зоны основных международных транспортных коридоров (приложение 1)*.

________________

* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Сохранение значительных различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

По оценкам МЭРТ Российской Федерации, в 2006-2009 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: г.Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), г.Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%).

3. Рост новых форм организации экономической и социальной активности на территории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития. К активно развивающимся перспективным формам организации территорий можно отнести: формирование особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание IT парков и крупных технопарков федерального значения, создание новых "федеральных" университетов, развитие новых систем транспортных коммуникаций.

В подготовленной МЭРТ Российской Федерации "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)" говорится, что систему рисков, с которыми будет сталкиваться дальнейшее развитие российской экономики, задают следующие вызовы:

________________     

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).". - Примечание изготовителя базы данных.

1. Низкая эффективность государственного управления.

2. Отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

3. Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

4. Неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне.

5. Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

6. Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

7. Инфраструктурные ограничения роста, которые не могут быть преодолены за счет только институциональных реформ и требуют реализации крупных инвестиционных проектов.

Кроме того, в пятнадцатилетней перспективе выделяются три основных "кризисных узла":

2007-2008 годы - снижение легитимности государственных институтов, повышение уровня социальной конфликтности (вследствие нарастания имущественной дифференциации населения), реализация неблагоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, а также снижение конкурентоспособности российских предприятий в связи с открытием внутренних рынков и укреплением рубля;

2011-2012 годы - нарастание ограничений, вызванных сложностями интеграции Российской Федерации в мировую финансовую систему, рост импорта при снижении эффективности сырьевого экспорта, что чревато бюджетным и финансовым кризисом, которые будут развиваться на фоне нарастающего дефицита трудовых ресурсов (на этот же период могут прийтись пики технологической модернизации в инфраструктурных отраслях, а также износа объектов жилищно-коммунального хозяйства);

2015-2017 годы - реализация долгосрочных стратегических угроз в сфере управления, демографии и здоровья населения, технологий и регионализации страны. В это же время ожидается исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов природных ресурсов - нефти и цветных металлов в стране. Серьезной проблемой может стать формирование территориального "пояса бедности", включая старопромышленные и сельскохозяйственные центральные регионы.

Развитие российской экономики подвержено следующим рискам:

1. Циклические колебания цен на товары российского сырьевого сектора на мировых рынках, что создает угрозу периодического снижения доходов от внешнеэкономической деятельности.

2. Сокращение после 2015 года рентабельных запасов ископаемых ресурсов (запасов нефти и газа, месторождений рудных материалов).

3. Инфраструктурные ограничения роста.

Появление в будущем дефицита энергетических мощностей связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. Прогнозируемый дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов в период после 2008-2010 годов оценивается в 8-10% мощностей даже при инерционном развитии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»