Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 08 августа 2012 года N 148

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИННОВАЦИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.06.2011 N 107

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 398 "Об утверждении Положения о департаменте промышленности и транспорта Воронежской области", приказываю:

1. Внести изменения в приказ департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 03.06.2011 N 107 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" изложив приложение к нему в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Воронежский курьер".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель председателя
правительства Воронежской области -
руководитель департамента промышленности
и транспорта Воронежской области
А.С.БЕСПРОЗВАННЫХ


Приложение

к приказу

департамента промышленности и

транспорта Воронежской области

от 08.08.2012 N 148

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2013 ГОДАХ"


Администратор ведомственной целевой программы - департамент промышленности и транспорта Воронежской области.

Паспорт ведомственной целевой программы


Наименование субъекта
 бюджетного планирования -
 исполнительного органа
 государственной власти
 Воронежской области

Департамент  промышленности  и  транспорта
 Воронежской области

Наименование программы

Ведомственная  целевая  программа
 "Формирование  и  развитие  кластерных
 образований в Воронежской области в 2011  -
 2013 годах"

Дата, номер приказа субъекта
 бюджетного планирования -
 исполнительного органа
 государственной власти области
 о разработке программы

Приказ  департамента  промышленности,
 транспорта, связи и  инноваций  Воронежской
 области от 05.04.2011 N 56

Дата, номер приказа субъекта
 бюджетного планирования -
 исполнительного органа
 государственной власти области
 об утверждении программы

Приказ  департамента  промышленности,
 транспорта,  связи и  инноваций Воронежской
 области от 03.06.2011 N 107

Номер и дата учета программы в
 департаменте экономического
 развития Воронежской области

Цели и задачи программы

Цель  программы:  создание  благоприятных
 условий  для  эффективного  формирования  и
 развития  кластерных  образований  в
 промышленном комплексе Воронежской области.
 Задачи программы:  
 1. Реализация  государственной  (областной)
 политики,  направленной  на  развитие
 кластерных  образований  в  промышленности
 Воронежской области.
 2.  Развитие  механизмов  взаимодействия
 инновационной  системы  с  кластерными
 образованиями с  целью  увеличения  объемов
 производства высокотехнологичной продукции.
 3. Содействие  в  формировании  и  развитии
 кластерной инфраструктуры в  промышленности
 Воронежской области.
 4.  Формирование  условий  развития
 субконтрактации и аутсорсинга, в том  числе
 стимулирование  создания  предприятий  -
 субконтракторов  на  технологических
 переделах

Целевые индикаторы и
 показатели

1.  Объем  дополнительных  налоговых
 поступлений  в  консолидированный  бюджет
 области  от  организаций  -  участников
 кластеров: 87,45 млн. рублей, в том  числе:
 2011 год - 23,35 млн. рублей,  2012  год  -
 34,3 млн. рублей,  2013  год  -  29,8  млн.
 рублей.
 2. Количество созданных  рабочих  мест  при
 реализации совместных (кластерных) проектов
 организациями - участниками кластеров: 250,
 в т.ч.: 2011 год - 75;
2012 год - 75;
 2013
 год - 100.
 3. Объем продукции, произведенной в  рамках
 кластеров с помощью механизмов  аутсорсинга
 и субконтрактации: 3000,0  млн.  рублей,  в
 том числе: 2011 год -  500,0  млн.  рублей;
 2012 год - 1000,0 млн. рублей;
2013  год  -
 1500,0 млн. рублей.
 4. Уровень развития  кооперационных  связей
 организаций  -  участников  кластеров:
 отношение  объема  производства  продукции
 организациями  -  участниками  кластеров  с
 использованием  схем  аутсорсинга   и
 субконтрактации  к  общему  объему
 производства продукции,  выполнения  работ,
 оказания услуг организациями -  участниками
 кластеров  -  в  среднем  47,8%  за  срок
 реализации программы.
 5.  Количество  кластеров,  для  которых
 разработана стратегия развития: 6, в  т.ч.:
 2011 год - 1;
2012 год - 2;
2013 год - 3.
 6.  Темпы  роста  объема  производства
 продукции  (выполнения  работ,  оказания
 услуг)  организациями  -  участниками
 кластеров: не ниже 105% в отчетном году  за
 срок реализации программы.
 7.  Темпы  роста  основного  капитала
 предприятий - участников кластеров: не ниже
 105,4% в отчетном году за  срок  реализации
 программы.
 8. Количество разработанных региональных
 нормативно-правовых актов,  организационных
 и  методических  документов  регулирования
 развития кластерных образований - в среднем
 до 12 в год за срок реализации программы

Наименование программных
 мероприятий

1.  Совершенствование  нормативно-правовой
 базы,  методического  и  информационного
 обеспечения  формирования  и  развития
 кластеров  в  промышленности  Воронежской
 области.
 2.  Создание  и  обеспечение  деятельности
 регионального центра  кластерного  развития
 для  субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства в области промышленного
 производства.
 3.  Поддержка  реализации  совместных
 (кластерных) проектов.
 4. Создание и (или)  развитие  организаций,
 образующих  инфраструктуру  поддержки
 субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства

Сроки реализации программы

2011 - 2013 годы

Объемы и источники
 финансирования программы

Потребность  средств  областного  бюджета:
 всего - 156,736 млн. рублей, в  том  числе:
 2011 год - 17,736 млн. рублей;
2012  год  -
 69,0 млн. рублей;
 2013  год  -  70,0  млн.
 рублей.  Потребность  средств  федерального
 бюджета: всего - 286,8 млн. рублей,  в  том
 числе: 2011 год - 28 млн. рублей;
2012  год
 - 258,8 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты
 реализации программы и
 показатели
 социально-экономической
 эффективности

Ожидаемые результаты программы:
 1.  Доля  среднесписочной  численности
 работников  (без  внешних  совместителей)
 субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства  в  среднесписочной
 численности  работников  (без  внешних
 совместителей)  всех  предприятий  и
 организаций не менее 32 процентов в год.
 2. Доля продукции, произведенной субъектами
 малого и  среднего  предпринимательства,  в
 общем  объеме  валового  регионального
 продукта не менее 20 процентов в год.
 3.  Количество  вновь  зарегистрированных
 субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства в  субъекте  Российской
 Федерации не менее 2400 единиц в год.
 4. Количество субъектов малого  и  среднего
 предпринимательства,  которым  оказана
 поддержка не менее 95 единиц в год.
 5.  Количество  вновь  зарегистрированных
 субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства  на  1  тысячу
 существующих субъектов  малого  и  среднего
 предпринимательства не менее 110  единиц  в
 год.
 6. Рост объемов экспорта продукции  (работ,
 услуг) организаций -  участников  кластеров
 не менее 10 процентов в год.
 7. Увеличение доли инновационной  продукции
 (работ, услуг)  до  15  процентов  в  общем
 объеме  продукции  (работ,  услуг),
 произведенных организациями  -  участниками
 кластеров

1. Характеристика проблемы


Анализ состояния и сложившихся тенденций развития в промышленности Воронежской области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие динамичное развитие промышленного комплекса Воронежской области, а именно: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, физическое и моральное старение основных производственных фондов и используемых технологий. В целом состояние промышленного комплекса характеризуется недостаточным экспортным потенциалом, приходящим в упадок уровнем отраслевых и межотраслевых связей, дефицитом инвестиционных ресурсов и проектов, недостаточностью использования инновационного потенциала региона, дефицитом профессиональных и высококвалифицированных инженерных кадров.

Решение данных проблем и достижение устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности невозможно без проведения активной государственной (областной) промышленной политики.

В настоящее время одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации заняло использование кластерного подхода в развитии промышленного производства на их территории.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, подготовленных Министерством экономического развития, под территориально-производственными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

В Воронежской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий. Их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. Иными словами, межотраслевые кластерные образования - совокупность предприятий различных отраслей, научных, образовательных, общественных и кредитно-финансовых организаций, деятельность которых приводит к усилению конкурентных преимуществ территории.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 24.12.2010 N 134-ОЗ, формирование территориально-промышленных кластеров определено одним из приоритетных направлений реализации задач по модернизации промышленного комплекса Воронежской области.

В Концепции развития промышленности Воронежской области на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 10.08.2010 N 137, основной стратегией инновационного развития промышленности выбрана стратегия формирования территориально-производственных кластеров.

Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств за счет федеральных субсидий для Воронежской области установлен на уровне 80 процентов от бюджетных ассигнований на соответствующие мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих субсидию.

Правительством Воронежской области в 2010 году предпринят ряд мероприятий, направленных на формирование отраслевых кластеров в промышленности области. В результате предпринятых департаментом промышленности и транспорта Воронежской области (далее - ДПТ ВО) организационных мероприятий подписаны соглашения о формировании на территории области 4 отраслевых кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.

Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Воронежской области включает 17 предприятий (ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", ЗАО "Гидрогаз", ООО "Грибановский машиностроительный завод", ФГУП "Турбонасос", ЗАО "Лискимонтажконструкция" и др.), расположенных в г. Воронеже и муниципальных районах Воронежской области. Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в организации разработки и расширении производства нового отечественного оборудования для организаций нефтегазодобывающей отрасли Российской Федерации и на экспорт, в т.ч. в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве Воронежской области с ОАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть".

Кластер авиастроения Воронежской области состоит из 5 предприятий, расположенных в г. Воронеже и г. Борисоглебске (ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ГОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ЗАО "Русавиаинтер", ООО "АККО", ЗАО "Воронежский сервисный центр станкостроения"). Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в формировании научно-технологического, производственного и кадрового потенциала для производства гражданских самолетов нового поколения. Для достижения поставленной цели ОАО "ВАСО" с участием Воронежского государственного технического университета осуществляет реализацию проекта по созданию высокотехнологичного производства "Постановка на серийное производство региональных гражданских самолетов нового поколения на примере организации высокотехнологичного производства авиационных агрегатов самолета АН-148 с применением концепции гибких производственных систем".

Радиоэлектронный кластер Воронежской области состоит из 18 предприятий (ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежское центральное конструкторское бюро "Полюс", ОАО "Электросигнал", ЗАО "ВЗПП-Микрон", ОАО "ВЗПП-С" и т.д.). Основная стратегия развития кластера включает разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском секторах.

Кластер электромеханики Воронежской области состоит из 19 предприятий (ЗАО "НИИ МЕХАНОТРОНИКИ-АЛЬФА-НЦ", ООО "МЭЛ", ЗАО "Электроагрегат", ООО НПП "Измерон-В", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Агроэлектромаш", НП "Ассоциация Воронежинтех" и т.д.). Специализацией кластера является производство общепромышленного и специального электротехнического оборудования (электродвигателей, насосов, запорной арматуры, сварочного и низковольтного оборудования, кабельно-проводниковой продукции, теплотехники, вентиляции и систем кондиционирования, светотехники, КИП и автоматики).

В ходе реализации программы предполагается формирование отраслевых кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической отрасли и некоторых других.

Функционирование и развитие отраслевых кластеров во взаимосвязи позволит достичь значительного синергетического эффекта от согласованного осуществления совместных межотраслевых и отраслевых кластерных проектов.

Это, в свою очередь, приведет к ускоренному развитию и интеграции всей совокупности расположенных на территории Воронежской области научных, образовательных организаций, инжиниринговых и консалтинговых структур, субъектов инновационной инфраструктуры, а также субъектов промышленной деятельности, взаимодействующих в процессе хозяйственной деятельности и ориентированных на производство конкретных видов продукции на основе технологической кооперации, в Межотраслевой инновационно-промышленный кластер.

Роль органов исполнительной власти области - концентрация усилий всех заинтересованных сторон на формировании кластеров в рамках реализации общей промышленной политики.

На современном этапе структурной перестройки производства и технологической модернизации промышленного комплекса для дальнейшего развития кластерных образований необходима выработка механизмов реализации региональной политики, приоритетов и стратегий развития кластеров, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации кластерной политики, создание инфраструктуры развития кластеров, в том числе путем сокращения дублирующих малозагруженных производств и построения системы эффективных информационных коммуникаций между организациями - участниками кластеров.

Данную работу возможно реализовать на основе программно-целевого подхода, в том числе путем реализации ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).

2. Цели и задачи программы


Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленности Воронежской области.

Задачи программы:

1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области.

2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции.

3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области.

4. Формирование условий развития субконтрактации, аутсорсинга, в том числе стимулирование создания общекластерных предприятий - субконтракторов на технологических переделах.

Распространение опыта применения эффективных механизмов (моделей) создания кластеров в промышленном комплексе в масштабах всей экономики региона позволит в перспективе резко повысить ее конкурентоспособность, ресурсо- и энергоэффективность, сделать привлекательной для инвестиций и развития инноваций.

3. Ожидаемые результаты реализации программы, целевые индикаторы и методики их расчета


В результате выполнения программы планируется сформировать нормативно-правовую базу кластерной политики Воронежской области, создать инфраструктуру кластерного развития, выработать эффективные механизмы разработки и реализации проектов, обеспечивающих развитие кластеров в промышленности региона, повышающих конкурентоспособность и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

Результаты реализации программных мероприятий за период 2011 - 2013 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы


N

Наименование показателя

Всего

В том числе по годам

2011

2012

2013

1

Объем дополнительных налоговых поступлений
 в  консолидированный  бюджет  области  от
 организаций - участников кластеров

87,45

23,35

34,3

29,8

2

Количество  созданных  рабочих  мест  при
 реализаци и  совместных  (кластерных)
 проектов  организациями  -  участниками
 кластеров

250

75

100

75

3

Объем продукции,  произведенной  в  рамках
 кластеров с помощью механизмов аутсорсинга
 и субконтрактации, млн. рублей

3 000

500

1 000

1 500

4

Уровень  развития  кооперационных  связей
 организаций - участников кластеров, %

47,8

33,3

50

60

5

Количество  кластеров,  для  которых
 разработана стратегия развития, ед.

6

1

2

3

6

Темпы роста объема производства  продукции
 (выполнения  работ,  оказания  услуг)
 организациями - участниками кластеров, %

110

110

110

115

7

Темпы роста основного капитала предприятий
 - участников кластеров

105,4

105,4

105,4

105,4

8

Количество  разработанных  региональных
 нормативно-правовых актов, организационных
 и  методических  документов  регулирования
 развития  кластерных  образований  -  в
 среднем до 12 в  год  за  срок  реализации
 программы

36

12

12

12

Источником фактических значений показателей реализации программы (1 - 3, 5 и 8) являются ежеквартальные и годовые отчеты организаций - получателей субсидий и исполнителей программных мероприятий.

Расчет индикаторов результативности программы (4, 6 и 7) осуществляется по формулам:

Уровень развития кооперационных связей организаций - участников


А

кластеров (А ):


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»