ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИННОВАЦИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 03 июня 2011 года N 107
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2013 ГОДАХ"
Изменения:
Приказ департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 01.11.2011 N 262/1 НГР RU36000201101142
Приказ департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 15.09.2011 N 198 НГР RU36000201101309
Приказ департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 15.05.2012 N 80 НГР RU36000201200532
Приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 08.08.2012 N 148 НГР RU36000201200862
Приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 28.12.2012 N 300 НГР RU36000201201708
Приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 07.06.2013 N 169 НГР RU36000201300678
Приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 20.08.2013 N 239 НГР RU36000201300865
Приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 05.11.2013 N 326 НГР RU36000201301200
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 (ред. от 06.04.2010) "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", в целях обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики Воронежской области за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Финансирование мероприятий программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Воронежский курьер".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя
правительства Воронежской области -
руководитель департамента
Д.В.МАРКОВ
к приказу
департамента промышленности,
транспорта, связи и инноваций
Воронежской области
от 03.06.2011 N 107
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2013 ГОДАХ"
(в редакции приказа департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 01.11.2011 N 262/1 НГР RU36000201101142)
(в редакции приказа департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 15.09.2011 N 198 НГР RU36000201101309)
(в редакции приказа департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 15.05.2012 N 80 НГР RU36000201200532)
(в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 08.08.2012 N 148 НГР RU36000201200862)
(в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 28.12.2012 N 300 НГР RU36000201201708)
(в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 07.06.2013 N 169 НГР RU36000201300678)
(в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 20.08.2013 N 239 НГР RU36000201300865)
(в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 05.11.2013 N 326 НГР RU36000201301200)
Администратор ведомственной целевой программы - департамент промышленности и транспорта Воронежской области.
Наименование субъекта | Департамент промышленности и транспорта | |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа | |
Дата, номер приказа субъекта | Приказ департамента промышленности, | |
Дата, номер приказа субъекта | Приказ департамента промышленности, | |
Номер и дата учета программы в | ||
Цели и задачи программы | Цель программы: создание благоприятных | |
Целевые индикаторы и показатели | 1. Объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от организаций -участников кластеров: 87,45 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 23,35 млн. рублей, 2012 год - 34,3 млн. рублей, 2013 год - 29,8 млн. рублей. | |
Наименование программных мероприятий | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования и развития кластеров в промышленности Воронежской области. | |
Сроки реализации программы | 2011 - 2013 годы | |
Объемы и источники | Потребность средств областного бюджета: | |
Ожидаемые конечные результаты | Ожидаемые результаты программы: |
Анализ состояния и сложившихся тенденций развития в промышленности Воронежской области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие динамичное развитие промышленного комплекса Воронежской области, а именно: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, физическое и моральное старение основных производственных фондов и используемых технологий. В целом состояние промышленного комплекса характеризуется недостаточным экспортным потенциалом, приходящим в упадок уровнем отраслевых и межотраслевых связей, дефицитом инвестиционных ресурсов и проектов, недостаточностью использования инновационного потенциала региона, дефицитом профессиональных и высококвалифицированных инженерных кадров.
Решение данных проблем и достижение устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности невозможно без проведения активной государственной (областной) промышленной политики.
В настоящее время одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации заняло использование кластерного подхода в развитии промышленного производства на их территории.
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, подготовленных Министерством экономического развития, под территориально-производственными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
В Воронежской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий. Их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. Иными словами, межотраслевые кластерные образования - совокупность предприятий различных отраслей, научных, образовательных, общественных и кредитно-финансовых организаций, деятельность которых приводит к усилению конкурентных преимуществ территории.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 24.12.2010 N 134-ОЗ, формирование территориально-промышленных кластеров определено одним из приоритетных направлений реализации задач по модернизации промышленного комплекса Воронежской области.
В Концепции развития промышленности Воронежской области на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 10.08.2010 N 137, основной стратегией инновационного развития промышленности выбрана стратегия формирования территориально-производственных кластеров.
Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств за счет федеральных субсидий для Воронежской области установлен на уровне 80 процентов от бюджетных ассигнований на соответствующие мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих субсидию.
Правительством Воронежской области в 2010 году предпринят ряд мероприятий, направленных на формирование отраслевых кластеров в промышленности области. В результате предпринятых департаментом промышленности и транспорта Воронежской области (далее - ДПТ ВО) организационных мероприятий подписаны соглашения о формировании на территории области 4 отраслевых кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.
Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Воронежской области включает 17 предприятий (ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", ЗАО "Гидрогаз", ООО "Грибановский машиностроительный завод", ФГУП "Турбонасос", ЗАО "Лискимонтажконструкция" и др.), расположенных в г. Воронеже и муниципальных районах Воронежской области. Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в организации разработки и расширении производства нового отечественного оборудования для организаций нефтегазодобывающей отрасли Российской Федерации и на экспорт, в т.ч. в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве Воронежской области с ОАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть".
Кластер авиастроения Воронежской области состоит из 5 предприятий, расположенных в г. Воронеже и г. Борисоглебске (ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ГОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ЗАО "Русавиаинтер", ООО "АККО", ЗАО "Воронежский сервисный центр станкостроения"). Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в формировании научно-технологического, производственного и кадрового потенциала для производства гражданских самолетов нового поколения. Для достижения поставленной цели ОАО "ВАСО" с участием Воронежского государственного технического университета осуществляет реализацию проекта по созданию высокотехнологичного производства "Постановка на серийное производство региональных гражданских самолетов нового поколения на примере организации высокотехнологичного производства авиационных агрегатов самолета АН-148 с применением концепции гибких производственных систем".
Радиоэлектронный кластер Воронежской области состоит из 18 предприятий (ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежское центральное конструкторское бюро "Полюс", ОАО "Электросигнал", ЗАО "ВЗПП-Микрон", ОАО "ВЗПП-С" и т.д.). Основная стратегия развития кластера включает разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском секторах.
Кластер электромеханики Воронежской области состоит из 19 предприятий (ЗАО "НИИ МЕХАНОТРОНИКИ-АЛЬФА-НЦ", ООО "МЭЛ", ЗАО "Электроагрегат", ООО НПП "Измерон-В", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Агроэлектромаш", НП "Ассоциация Воронежинтех" и т.д.). Специализацией кластера является производство общепромышленного и специального электротехнического оборудования (электродвигателей, насосов, запорной арматуры, сварочного и низковольтного оборудования, кабельно-проводниковой продукции, теплотехники, вентиляции и систем кондиционирования, светотехники, КИП и автоматики).
В ходе реализации программы предполагается формирование отраслевых кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической отрасли и некоторых других.
Функционирование и развитие отраслевых кластеров во взаимосвязи позволит достичь значительного синергетического эффекта от согласованного осуществления совместных межотраслевых и отраслевых кластерных проектов.
Это, в свою очередь, приведет к ускоренному развитию и интеграции всей совокупности расположенных на территории Воронежской области научных, образовательных организаций, инжиниринговых и консалтинговых структур, субъектов инновационной инфраструктуры, а также субъектов промышленной деятельности, взаимодействующих в процессе хозяйственной деятельности и ориентированных на производство конкретных видов продукции на основе технологической кооперации, в Межотраслевой инновационно-промышленный кластер.
Роль органов исполнительной власти области - концентрация усилий всех заинтересованных сторон на формировании кластеров в рамках реализации общей промышленной политики.
На современном этапе структурной перестройки производства и технологической модернизации промышленного комплекса для дальнейшего развития кластерных образований необходима выработка механизмов реализации региональной политики, приоритетов и стратегий развития кластеров, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации кластерной политики, создание инфраструктуры развития кластеров, в том числе путем сокращения дублирующих малозагруженных производств и построения системы эффективных информационных коммуникаций между организациями - участниками кластеров.
Данную работу возможно реализовать на основе программно-целевого подхода, в том числе путем реализации ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).
Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленности Воронежской области.
Задачи программы:
1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области.
2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции.
3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области.
4. Формирование условий развития субконтрактации, аутсорсинга, в том числе стимулирование создания общекластерных предприятий - субконтракторов на технологических переделах.
Распространение опыта применения эффективных механизмов (моделей) создания кластеров в промышленном комплексе в масштабах всей экономики региона позволит в перспективе резко повысить ее конкурентоспособность, ресурсо- и энергоэффективность, сделать привлекательной для инвестиций и развития инноваций.
В результате выполнения программы планируется сформировать нормативно-правовую базу кластерной политики Воронежской области, создать инфраструктуру кластерного развития, выработать эффективные механизмы разработки и реализации проектов, обеспечивающих развитие кластеров в промышленности региона, повышающих конкурентоспособность и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Результаты реализации программных мероприятий за период 2011 - 2013 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в табл. 1.
Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы
(таблица 1 в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 07.06.2013 N 169 НГР RU36000201300678)
(таблица 1 в редакции приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 20.08.2013 N 239 НГР RU36000201300865)