ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года N 1142
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Изменения:
Постановление правительства Воронежской области от 13.03.2012 N 174 НГР Ru36000201200235
Постановление правительства Воронежской области от 25.03.2013 N 221 НГР Ru36000201300281
Утратил силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 15.04.2013 N 315 НГР Ru36000201300369
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области" и постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Доступная среда на 2011 - 2015 годы".
2. Признать утратившим силу постановление правительства Воронежской области от 17.03.2010 N 186 "Об утверждении областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2010 - 2014 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее 01 января 2011 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
постановлением
правительства Воронежской области
от 29.12.2010 N 1142
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 25.03.2013 N 221 НГР Ru36000201300281)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 25.03.2013 N 221 НГР Ru36000201300281)
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа |
Дата принятия решения о | Распоряжение правительства Воронежской |
Государственный заказчик- | Департамент труда и социального развития |
Государственные заказчики | Департамент труда и социального развития |
Основные разработчики | Департамент труда и социального развития |
Цели и задачи Программы | Основными целями Программы является |
Важнейшие целевые | 1) доля инвалидов, получивших помощь в |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в три этапа: |
Перечень подпрограмм | Мероприятия Программы: |
Объемы и источники | Общий объем финансовых ресурсов для реализации |
Ожидаемые конечные | В результате реализации Программы ожидается: |
--------------------------------
<*> Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах и решением о местном бюджете.
Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" разрабатывается в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года, Поручениями Президента Российской Федерации от 15 ноября 2009 года N Пр-3035 и Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2009 года N ВП-П13-6734.
В связи с подписанием в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов Россия приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для людей с ограниченными возможностями. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают меры, обусловливающие возможность эффективной социальной адаптации для обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, социальным программам и социальным услугам.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
За последние 15 лет общее число инвалидов в стране увеличилось с 6,3 до 13,2 миллиона человек. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
В Воронежской области, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается наиболее неблагополучным. На территории Воронежской области проживают 253 тысячи инвалидов, что составляет 11,1% от общего числа жителей. Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" признаны инвалидами: в 2007 году - 94,76 тысячи человек (из них впервые - 24,05 тысячи человек), в 2008 году - 87,25 тысячи человек (из них впервые - 16,89 тысячи человек), в 2009 году - 97,22 тысячи человек (из них впервые - 16,0 тысячи человек).
В Законе Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" отмечено, что необходимы новый подход к государственной социально-экономической политике, существенный пересмотр критериев оценки эффективности деятельности систем здравоохранения, образования, культуры и науки.
Проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25% от общего числа жителей Воронежской области.
Основными целями долгосрочной областной целевой программы "Доступная среда" является формирование к 2015 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышение доступности и качества реабилитационных услуг.
Настоящая Программа учитывает положительные результаты Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" и является развитием областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2010 - 2014 годы", в рамках которых решались задачи по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, велась системная работы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, совершенствованию медицинского и социального обслуживания. Однако в этих программах вопросы формирования доступной среды не являлись приоритетными.
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача по созданию доступной среды для инвалидов во всех сферах жизни общества.
Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить проблемы социализации инвалидов:
1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации.
2. Обеспечить научно-методическое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.
3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.
1. Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.
В результате на территории области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента). Численность инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снята группа инвалидности: в 2006 году - 1069 человек, в 2007 году - 1390 человек, в 2008 году - 3982 человека, снижена инвалидность: в 2006 году - 2230 человек, в 2007 году - 2763 человека, в 2008 году - 5610 человек.
Число безработных инвалидов, несмотря на наметившуюся в 2010 году тенденцию к снижению, остается достаточно высоким. За последний год показатели официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:
- до 90 процентов увеличилась доля получивших официальный статус безработного среди обратившихся за содействием в трудоустройстве;
- за 9 месяцев 2010 года число инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 6480 человек; по сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошло сокращение на 778 человек (на 11%);
- в структуре причин незанятости инвалидов произошло увеличение доли потерявших работу (в 1,2 раза) и снижение удельного веса других категорий.
За 2008 - 2009 годы было трудоустроено 4346 инвалидов. За 9 месяцев 2010 года трудоустроено 1562 инвалида.
Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является отсутствие возможностей для инвалидов и иных маломобильных групп населения развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.
Решение проблемы по участию инвалидов в трудовой деятельности, возможность доступа к общественно значимым мероприятиям в различных социальных сферах не только позволит им улучшить свое материальное положение, но и даст возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, будет способствовать восстановлению их социального статуса.
2. Нерешенность проблемы обеспечения непрерывности и преемственности реабилитационного процесса (медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации) делает процесс по интеграции инвалидов бессистемным.
Анализ состояния профреабилитируемости и социализации инвалидов показывает, что основными причинами сложившейся ситуации являются:
- неразвитость системы учреждений профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, отсутствие организационно-экономических связей между учреждениями, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам, и преемственности в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов трудоспособного возраста;
- необеспеченность системы профессиональной реабилитации инвалидов нормативно-методической базой, неопределенность статуса реабилитационных учреждений, отсутствие методик оценки рабочих мест, определяемых в качестве подходящих для инвалидов различных нозологических групп, отсутствие информационной базы потребности инвалидов в видах и формах реабилитации;
- отсутствие системы научно-информационного обеспечения для формирования региональной социальной политики в отношении инвалидов;
- низкий уровень занятости инвалидов;
- недоукомплектованность материально-технической базы имеющихся профреабилитационных учреждений, необеспеченность надлежащими условиями для предоставления реабилитационных услуг в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации от 01.01.2007 N ГОСТ Р52495-2005 "Социальное обслуживание населения";
- отсутствие целевых финансовых средств на оказание услуг по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- недостаточность обеспечения квалифицированными специалистами учреждений профреабилитации и содействия занятости инвалидов.
Разработка нормативной документации для эффективного функционирования реабилитационных учреждений, определение единых методических подходов к оценке эффективности реабилитации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления всего комплекса реабилитационных мероприятий, системная база данных и постоянный мониторинг потребностей инвалидов в видах и формах реабилитации позволит выполнить индивидуальные программы реабилитации по каждому из направлений. Даст возможность безусловного доступа к дифференцированным методикам реабилитации каждому инвалиду независимо от его места проживания.
3. Инвалиды и лица, испытывающие сложности в коммуникации и передвижении, постоянно высказывают неудовлетворение состоянием доступности среды жизнедеятельности. По причине дороговизны и трудоемкости научно-исследовательских работ мониторинг строительных объектов в области не проводился.
По экспертным оценкам, а также согласно данным социологического опроса, проведенного независимыми экспертами в четырех регионах Российской Федерации, 50% опрошенных, имеющих нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания. При этом особое внимание обращает на себя проблема доступности в реабилитационных учреждениях - наличие в них труднопреодолимых барьеров отмечают 60% респондентов с инвалидностью по зрению, 35% респондентов с инвалидностью по слуху и 45% опрошенных инвалидов с ограничениями индивидуальной мобильности.
Под доступностью понимается не только отсутствие архитектурных барьеров, но и возможность пользоваться услугами и программами всех социально значимых областей.
Существует целый ряд недостатков в обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности:
- отсутствие оперативной и достоверной информации о препятствиях, существующих у инвалидов, а также о состоянии физического окружения, доступа к объектам и средствам транспорта, информации и связи;
- несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
- отсутствие современной стратегии, способствующей обеспечению современных подходов к проектированию доступной среды для инвалидов;
- несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В результате решения проблемы по созданию безбарьерной среды будет создана система мониторинга обеспечения доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, разработан механизм стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.