ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 года N 315
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1194 НГР RU36000201301580
Изменения:
Постановление правительства Воронежской области от 25.11.2013 N 1025 НГР RU36000201301331
Постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1199 НГР RU36000201301587
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Доступная среда на 2013 - 2015 годы".
2. Признать утратившими силу постановления правительства Воронежской области:
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
постановлением
правительства Воронежской области
от 15.04.2013 N 315
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 25.11.2013 N 1025 НГР RU36000201301331)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1199 НГР RU36000201301587)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 25.11.2013 N 1025 НГР RU36000201301331)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1199 НГР RU36000201301587)
Наименование | Региональная программа "Доступная среда на 2013 - 2015 |
Основания | Концепция долгосрочного социально-экономического развития |
Ответственный | Департамент труда и социального развития Воронежской |
Соисполнители | Департамент здравоохранения Воронежской области; |
Цель программы | Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - |
Задачи | 1) совершенствование нормативно-правовой и организационной |
Целевые | 1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень |
Сроки и этапы | 2013 - 2015 годы. |
Объемы и | Общий объем финансирования реализации программы составляет |
Ожидаемые | 1) формирование условий устойчивого развития доступной |
Региональная программа "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года", в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р (Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы) и Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формированием доступной среды должны заниматься федеральные, региональные и местные органы власти. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности: "...важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".
Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.
В данной Программе понятие доступности рассматривается в его широкой трактовке, а в качестве основных показателей для оценки доступности используется достигнутый уровень социальной интеграции, качества жизни и обеспечения прав человека.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
За последние 15 лет общее число инвалидов в стране увеличилось более чем в два раза. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения России.
В Воронежской области, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается неблагополучным.
Специфика социально-демографической структуры населения Воронежской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и МГН в общей численности населения.
В регионе более 10 процентов постоянного населения - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности (около 240 тыс. человек).
По информации федерального государственного казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области", число граждан, впервые признанных инвалидами среди взрослого населения, в 2011 году составило 12,2 тыс. человек (2010 год - 12,5 тыс. человек, 2009 год - 16 тыс. человек, 2008 год - 16,89 тыс. человек, 2007 год - 24,05 тыс. человек). В 2011 году впервые признано инвалидами 640 детей. Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности лиц, впервые признанных инвалидами, составляет по Воронежской области 54,1%.
Численность детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет составляет 5,6 тыс. человек, причем 45,5% из них - вследствие психического расстройства, расстройства поведения и болезни нервной системы.
Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким МГН относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность МГН составляет порядка 20 - 25% от общего числа жителей Воронежской области.
Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить проблемы социализации инвалидов:
1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной, образовательной и профессиональной реабилитации.
2. Обеспечить нормативно-правовое, научно-методическое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.
3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.
4. Обеспечить доступность объектов культуры и культурного наследия для инвалидов и возможность их участия в общедоступных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг. У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.
В результате на территории области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и появляется возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента).
Число безработных инвалидов, несмотря на наметившуюся в 2010 году тенденцию к снижению, остается достаточно высоким. За последние годы показатели официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:
- до 90% увеличилась доля получивших официальный статус безработного среди обратившихся за содействием в трудоустройстве;
- численность поставленных на учет в органах службы занятости инвалидов сократилась на 25%;
- из общей численности поставленных на учет в 2012 году в органах службы занятости инвалидов трудоустроено 49%, в 2010 году - 47,8%.
Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является отсутствие возможностей для инвалидов и иных МГН развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.
Решение проблемы участия инвалидов в трудовой деятельности, возможность доступа к общественно значимым мероприятиям в различных социальных сферах не только позволят им улучшить свое материальное положение, но и дадут возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, будут способствовать восстановлению их социального статуса.
Инвалиды и пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам инвалидов и пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам, влечет их социальную изоляцию.
Тенденции старения и инвалидизации населения обусловливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
По экспертным оценкам, а также согласно данным социологического опроса, проведенного независимыми экспертами, 50% опрошенных, имеющих нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания. При этом особое внимание обращает на себя проблема доступности в реабилитационных учреждениях - наличие в них труднопреодолимых барьеров отмечают 60% респондентов с инвалидностью по зрению, 35% респондентов с инвалидностью по слуху и 45% опрошенных инвалидов с ограничениями индивидуальной мобильности.
Наиболее сложная ситуация по обеспечению доступности для инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, сложилась в учреждениях социальной защиты. Действующая система социальной защиты населения Воронежской области включает 129 государственных учреждений и 40 филиалов одного из учреждений Управления социальной защиты населения. За 2012 год в комплексные центры социального обслуживания населения для получения услуг обратилось свыше 119 тысяч инвалидов, что составляет половину общей численности данной категории жителей региона. На постоянном обслуживании в интернатах стационарного типа находится около 4 тысяч инвалидов различных возрастов. Учреждения расположены в приспособленных зданиях, не имеющих полного набора требуемых помещений и площадей и не в полной мере оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов.
Под доступностью понимается не только отсутствие архитектурных барьеров, но и возможность пользоваться услугами и программами всех социально значимых областей.
Существует целый ряд недостатков в обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности:
- отсутствие оперативной и достоверной информации о препятствиях, существующих у инвалидов, а также о состоянии физического окружения, доступа к объектам и средствам транспорта, информации и связи;
- несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
- несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
- отсутствие доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН. В ходе проведения мониторинга транспортной инфраструктуры г. Воронежа установлено, что автобусные и троллейбусные маршруты города Воронежа обслуживаются 19 единицами подвижного состава с низким уровнем пола. Этого недостаточно для обеспечения потребности инвалидов в передвижении. Требуется реализация мероприятий по модернизации подвижного состава транспорта общего пользования и приобретению новых единиц.
В результате решения проблемы создания безбарьерной среды будет создана система мониторинга обеспечения доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, разработан механизм стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В целом проблемы, решаемые Программой:
- входят в число приоритетов социальной политики правительства Воронежской области;
- носят межотраслевой характер;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
- требуют проведения единой политики для внедрения наиболее прогрессивных технологий, современного оборудования в социальной сфере;
- объединяют усилия органов государственной власти различных уровней, учреждений разных ведомств и негосударственных общественных организаций.