ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2010 года N 186
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2010 - 2014 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу постановления Воронежской областной Думы "О признании утратившими силу постановлений Воронежской областной Думы в отношении областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
Наименование областной | Областная целевая программа "Социальная поддержка |
Дата принятия решения о | Распоряжение правительства Воронежской области от |
Государственный заказчик | Департамент труда и социального развития Воронежской |
Государственный заказчик- | Департамент труда и социального развития Воронежской |
Основные разработчики | Департамент труда и социального развития Воронежской |
Цель и задачи программы | Основной целью программы является повышение уровня и |
Важнейшие целевые | 1) Удельный вес численности реабилитированных |
Сроки и этапы реализации | 2010 - 2014 годы. |
Перечень мероприятий | 1. Нормативное и информационное обеспечение в сфере |
Объемы и источники | Общие затраты на реализацию программы составляют |
Ожидаемые конечные | В результате реализации программы ожидается: |
Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" в числе основных приоритетных направлений развития Воронежской области определены:
- модернизация системы государственного и муниципального управления;
- создание цивилизованной среды развития человеческого потенциала на всем жизненном пути - от рождения до обеспеченной старости.
Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности.
За последние 15 лет общее число инвалидов в стране увеличилось с 6,3 до 11,4 миллиона человек. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
Воронежская область относится к зоне демографического кризиса, доля пенсионеров - 31,1 процента, что выше общероссийского уровня. В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II группы - 72,3 процента, инвалиды III группы составляют 27,7 процента.
В Воронежской области федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" признаны инвалидами: в 2006 году - 95,97 тыс. человек (из них впервые - 34,38 тыс. человек), в 2007 году - 94,76 тыс. человек (из них впервые - 24,05 тыс. человек), в 2008 году - 87,25 тыс. человек (из них впервые - 16,89 тыс. человек).
Показатели численности лиц, | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
по Российской Федерации | 128,3 | 96,2 | |
по Воронежской области | 175,4 | 121,9 | 84,8 |
Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Одной из важнейших задач социальной политики является разработка новых форм социального партнерства для программ развития человеческого потенциала в социальной политике.
Приоритетными задачами являются:
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение социальной защиты населения.
Повышение эффективности государственного управления должно быть направлено, в первую очередь, на повышение качества и доступности услуг и повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
В условиях глобализации экономики и научно-технологического прогресса социальная политика выступает в качестве одного из приоритетов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Целью социальной политики Воронежской области является формирование человеческого капитала области как основного ресурса стратегического развития. Одной из важнейших задач социальной политики является создание условий по формированию институтов гражданского общества, повышение уровня участия представителей общественности в разработке, обсуждении и реализации проектов и программ стратегического развития.
Учитывая, что различные этапы реабилитационного процесса осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, решение вопросов социальной поддержки инвалидов в рамках комплексного программно-целевого подхода позволит создать условия благоприятной социальной среды и содействовать привлечению других структур и заинтересованных ведомств.
В современных условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, которые определены в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В Российской Федерации с 2006 года действует федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы".
В Воронежской области необходимо принятие областной целевой программы, направленной на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей, большая часть этих граждан относится к наименее обеспеченным слоям населения.
Инвалиды, граждане с ограниченными возможностями более других нуждаются в поддержке государства, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.
Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" определены конкретные меры, направленные на создание оптимальных для инвалидов условий жизнедеятельности.
По прогнозу Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в ближайшие годы тенденции к уменьшению числа инвалидов не прослеживаются.
Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость проведения в Воронежской области комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей повышение их жизненного уровня и интеграции в общество.
У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.
На территории области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента). Численность инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снята группа инвалидности: в 2006 году - 1069 человек, в 2007 году - 1390 человек, в 2008 году - 3982 человека; снижена тяжесть инвалидности: в 2006 году - 2230 человек, в 2007 году - 2763 человека, в 2008 году - 5610 человек.
В Воронежской области состоит на учете около 4000 инвалидов с нарушением слуха, из них 1069 детей. С целью оказания услуг по сурдопереводу этой категории инвалидов на базе Воронежского регионального отделения общественной организации Всероссийского общества глухих в 2002 году открыт областной центр сурдопереводческих услуг, для полноценного функционирования которого необходимо соответствующее оборудование.
Слабовидящие и слепые граждане лишены доступа к современным технологиям. Владение компьютером поможет слепым инвалидам приобрести профессию, трудоустроиться, повысить свой культурный уровень. В настоящее время обучение слепых пользованию компьютером в области практически отсутствует.
За последний год показатели официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:
- с 80,9 до 85 процентов увеличилась доля получивших официальный статус безработного;
- численность состоящих на учете выросла за год на 12,3 процентных пункта и составила 3427 человек;
- в структуре причин их незанятости произошло увеличение доли потерявших работу (в 1,2 раза) и снижение удельного веса других категорий. За 2 года было трудоустроено 2048 инвалидов.
Среди обеспеченных работой 45,6 процента были трудоустроены на вакантные рабочие места, 8,6 процента - по квоте для инвалидов, 4,5 процента - на субсидированные рабочие места, еще 4,0 процента - на общественные работы. Свыше 60 процентов получили постоянную работу, 39 процентов - временную и менее 1,0 процента - работу на дому.
Основная тенденция профессиональной ориентации инвалидов - желание трудоустроиться по имеющейся у них профессии - сохранилась и усилилась по сравнению с 2001 годом (в 1,3 раза по числу стремящихся к этому).
Наиболее предпочтительна для инвалидов работа по найму на обычном предприятии с официальным оформлением трудовых отношений. Однако особенностью данной категории является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю): 19 процентов хотят иметь надомную работу, 5 процентов - перейти на индивидуальную трудовую деятельность, а для 21 процента желательна работа на предприятии, специализирующемся именно на занятости инвалидов.
Вместе с тем для инвалидов характерна более низкая активность в попытках самостоятельного трудоустройства - 42 процента (против 32 процентов по остальным безработным), не пытались искать работу самостоятельно. Это явилось одной из причин их более длительной безработицы - доля состоящих на учете свыше 12 месяцев среди них выше в 3,6 раза, а состоящих на учете повторно - в 1,4 раза.
В соответствии с профессиональной ориентацией трудоустройство инвалидов возможно лишь на специально оборудованные рабочие места или при создании специальных условий труда. Только одному из десяти инвалидов удается найти подходящее рабочее место, что в 6 раз ниже общего показателя трудоустройства населения.
Основной причиной такого положения является отсутствие экономической заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов, имеющих ограниченные возможности трудовой деятельности.
На территории области располагаются два предприятия общероссийской общественной организации инвалидов - ООО "Бутурлиновское УПП ВОС", ООО "Воронежское УПП "Импульс ВОС", которые специализируются на выпуске щетинно-щеточных и электротехнических изделий. Производственные участки с оборудованием и спецоснасткой, социальная инфраструктура учебно-производственного предприятия ВОС содержались за счет выпускаемой продукции и предоставляемых льгот, которые частично компенсировали малоэффективный труд инвалидов и позволяли их продукции быть конкурентоспособной.
Ранее число занятых в производстве инвалидов по зрению составляло 1114 человек, в настоящее время в связи с падением объемов производства составляет 68 человек.
Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволяет им улучшить свое материальное положение, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, способствует восстановлению их социального статуса.
В настоящее время проблема оказания помощи широкому контингенту лиц, пострадавших во время боевых действий и ставших инвалидами вследствие этого, относится к числу наиболее актуальных.
Послевоенная реабилитация участников боевых действий не может происходить сама по себе по истечении времени, на что указывают данные медицинских и социологических исследований: более 35 процентов ветеранов боевых действий имеют серьезные психологические проблемы и слабо адаптируются в гражданском обществе.
По оценке отечественных специалистов в различных видах социальной и медицинской реабилитации нуждаются около 80 процентов военнослужащих, выполняющих боевые задания.
Многие последствия различных заболеваний раневой и травматической болезней может сместить или полностью устранить современная система реабилитации, способствуя адаптации личности, организма человека к его изменившемуся физическому состоянию, жизни во всех ее проявлениях, социуму, труду.
В области проживают более 60 тысяч одиноких инвалидов. Около 23 процентов инвалидов имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума. Инвалидам, имеющим противопоказания к государственному социальному обслуживанию в нестационарных условиях, большой проблемой становится оплата медико-социальных услуг.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Лечебно-профилактические учреждения, органы образования, социальной защиты не могут осуществлять контроль за выполнением индивидуальных программ реабилитации инвалидов в связи с отсутствием в их штатах соответствующих специалистов. В системе здравоохранения, образования, соцзащиты и занятости населения недостаточно реабилитационных учреждений, имеющих прочную материальную базу, позволяющую осуществлять реабилитационные мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой на современном уровне. Все это не обеспечивает преемственности, непрерывности и этапности реабилитационного процесса.