ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 14 января 2009 года N 03-У

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

Изменения:

Указ губернатора Воронежской области от 06.02.2009 N 63-у НГР ru36000200900017

Указ губернатора Воронежской области от 19.02.2009 N 83-у НГР ru36000200900075

Указ губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350

Указ губернатора Воронежской области от 27.10.2009 N 505-у НГР ru36000200900408

Указ губернатора Воронежской области от 30.12.2009 N 571-у НГР ru36000200900637

С целью предупреждения роста социальной напряженности на рынке труда области и сохранения имеющегося кадрового потенциала за счет опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения, организации общественных работ и временного трудоустройства граждан, оказания адресной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:

(преамбула в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год" (далее - Программа).

2. В целях реализации Программы определить управление занятости населения Воронежской области (Бай) уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

(пункт 2 в ред.укfза губернатора Воронежской области от 27.10.2009 N 505-у НГР ru36000200900408)

3. Департаменту экономического развития Воронежской области (Янцов), департаменту промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области (Гусев), департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области (Курносов), департаменту аграрной политики Воронежской области (Спиваков), департаменту труда и социального развития Воронежской области (Мещерякова), департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов), управлению автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области (Трубников) обеспечить реализацию мероприятий Программы в организациях подведомственных отраслей.

(пункт 3 в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)

4. Департаменту инвестиционной политики Воронежской области (Соболев) при заключении договоров об осуществлении инвестиционной деятельности предусматривать трудоустройство граждан - участников Программы на вновь создаваемых рабочих местах в организациях, реализующих инвестиционные проекты на территории Воронежской области.

5. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) предусмотреть в областном заказе на подготовку рабочей силы на базе учреждений начального профессионального образования обучение работников, находящихся под риском увольнения, в пределах средств Программы.

(пункт 5 в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)

6. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) подготовить проект закона Воронежской области "О внесении изменений в Закон Воронежской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", предусматривающий расходование средств областного бюджета на реализацию Программы.

7. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова), департаменту труда и занятости населения Воронежской области (Колесникова) разработать механизм прохождения финансовых средств в рамках реализации Программы.

8. Рекомендовать главам муниципальных образований Воронежской области обеспечить внесение изменений в бюджеты муниципальных образований, предусмотрев выделение соответствующих средств на создание дополнительных рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

(пункт 9. - исключен в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350).

10. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента экономического развития Воронежской области Селитренникова Л.И.

Губернатор Воронежской области В.Г.КУЛАКОВ

Утверждена
указом
губернатора Воронежской области
от 14.01.2009 N 3-у

Приложение в ред.указа губернатора Воронежской области от 19.02.2009 N 83-у НГР ru36000200900075

Паспорт Программы


Перечень
 характеристик

Содержание

Наименование
 Программы

Региональная программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год" (далее - Программа).

Основание для принятия решения о разработке
 Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Воронежской области

Департамент труда и занятости населения Воронежской области.

Основные разработчики Программы

Департаменты Воронежской области:
 Управление занятости населения Воронежской области;

 экономического развития;

 архитектуры и строительной политики;

 промышленности, транспорта, связи и инноваций;

 образования, спорта и молодежной политики;

 аграрной политики.

Цели и задачи
 Программы

Цель:
 Предупреждение роста социальной напряженности на рынке труда и сохранение имеющегося кадрового потенциала на территории Воронежской области за счет принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников
 Задачи:
 сдерживание роста безработицы на полном рынке труда и в регистрируе мом секторе;

 организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения;

 обеспечение занятости граждан, находящихся под риском увольнения;

 замещение привлечения иностранной рабочей силы трудовыми ресурсами региона;

повышение квалификации кадров и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 сохранение и рациональное использование кадрового потенциала предприятий области;

 поддержание мотивации квалифицированных кадров к производительному труду;

 создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения;

 содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 повышение территориальной трудовой мобильности граждан

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- уровень сдерживания регистрируемой безработицы в Воронежской области;

 - доля работников, находящихся под угрозой массового увольнения, в общей численности занятых на предприятиях и в организациях Воронежской области;

 - уровень сдерживания безработицы на полном рынке труда.

Сроки и этапы реализации Программы

2009 год.
 Программа реализуется поэтапно:
 I- январь-март 2009 года
 II - апрель-декабрь 2009 года.

Перечень основных мероприятий

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий по снижению напряженности на областном рынке труда:
 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).
 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
 3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках р еализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
 4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет 313,7 млн.руб., из них:
 (абзац в ред.указа губернатора Воронежской области от http://regserver:8080/content/ngr/RU36DMJ200900408.doc )
 субсидии из федерального бюджета - 289,7 млн.руб.,
 абзац в ред.указа губернатора Воронежской области от http://regserver:8080/content/ngr/RU36DMJ200900408.doc )
 средства бюджета субъекта РФ - 16,6 млн.руб.,
 абзац в ред.указа губернатора Воронежской области от http://regserver:8080/content/ngr/RU36DMJ200900408.doc
 средства работодателей - 7,4 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит:
 - предоставить 4,9 тыс. человек, находящимся под риском увольнения, возможность пройти опережающее профессиональное обучение в целях трудоустройства на вакантные рабочие места, имеющиеся на предприятиях;

 - организовать общественные работы, временное трудоустройство, стажировку в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения для 13,5 тыс. чел.;

 - оказать адресную поддержку 500 гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;

 - содействовать развитию малого предпринимательства и самозанятости (трудоустройству) не менее 550 безработным гражданам, а также созданию дополнительных рабочих мест в результате развития малого предпринимательства;

 (абзац в ред.указа губернатора Воронежской области от http://regserver:8080/content/ngr/RU36DMJ200900408.doc
 - сдержать рост безработицы на 0,5 п.п. по отношению к базовому варианту,
 - не допустить рост уровня регистрируемой безработицы выше 2,4% (от численности экономически активного населения).

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом контрольно-инспекторской работы Воронежской области, а также иными государственными органами в рамках предоставленных им компетенции.

Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Настоящая Программа разработана в связи с растущей напряженностью на рынке труда Воронежской области и в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Актуальность Программы обусловлена:

- важностью проблемы занятости для социально-экономического развития Воронежской области и благополучия ее населения;

- необходимостью консолидации усилий социальных партнеров по смягчению ситуации на рынке;

- значимостью координации действий хозяйствующих субъектов в обеспечении занятости всех категорий граждан.

Комплексный подход к смягчению последствий финансового кризиса и использования программно-целевого метода предопределен:

- многообразием, сложностью и масштабностью решаемых задач на региональном рынке труда;

- потребностью в разработке и реализации системы мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

- выполнением в рамках данной Программы крупных по объему мероприятий.

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных и работников, находящихся под риском увольнения.

Реализация предлагаемых программных мероприятий позволит удержать ситуацию на рынке труда в социально допустимых пределах, обеспечить стабилизацию в отраслях экономики, сохранение интеллектуального потенциала региона, поддержание основных параметров жизнедеятельности населения Воронежской области.

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в 1-3 кварталах 2008 года она была в целом благополучной, на региональном рынке труда сохранялись тенденции, сформировавшиеся в предыдущие годы - рост занятости, сокращение безработицы.

В январе-сентябре прошлого года более 6 тыс. работодателей нуждались дополнительно в 106,7 тыс.работников. В среднем в месяц в банке данных имелась информация о наличии не менее 20,0 тыс.вакансий. Всего в экономике области было задействовано 1067,8 тыс.чел., или 94,8% экономически активного населения области. Основная часть занятого населения (свыше 51,0%) работает на крупных и средних предприятиях области. В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в промышленности, торговле (по 18,7%) и в сельскохозяйственных организациях (16,0%).

Число безработных граждан на полном рынке труда не превышало 59,9 тыс.чел. в среднегодовом исчислении, или 5,3% экономически активного населения. Количество официально зарегистрированных безработных относительно уровня соответствующего периода 2007 года сократилось на 13,4% и составило в среднем за 2008 год 18,2 тыс.чел. (1,6%). В режиме неполной занятости трудилось около 4,0 тыс.чел. - 0,5% всех работников.

Обозначившаяся финансовая нестабильность и начавшийся экономический спад оказали негативное воздействие на развитие ситуации на региональном рынке труда и усугубили основные его проблемы, актуальность которых не снижается в течение последних лет. К ним относятся:

- усиление несоответствий профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения;

- низкая трудовая мобильность безработных граждан;

- усложнение структуры безработных граждан за счет увеличения доли имеющих высокие уровни квалификации и оплаты труда на последнем месте работы;

- ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы.

Кризис ликвидности, охвативший мировую финансовую систему, в первую очередь, отразился на промышленном комплексе региона. Так, ожидалось, что объемы промышленного производства в 2008 году увеличатся более, чем на 8% по сравнению с уровнем 2007 года. Однако, фактический прирост объемов промышленного производства составил 3,3%. При этом в "Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды" прирост составил 13%, тогда как в "Добыче полезных ископаемых" - 1,6%, в обрабатывающих производствах - всего 0,8%. Тенденция замедления темпов промышленного роста (в среднем на 1,1 процентных пункта в месяц) наблюдалась на протяжении всего 4 квартала 2008 года. С ноября в отрицательной зоне оказались металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, до этого показывавшие положительную динамику. Отрицательную динамику впервые за последние несколько лет продемонстрировали предприятия, выпускающие строительные материалы (90% к уровню 2007 года). Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в производстве резиновых и пластмассовых изделий.

Сокращение темпов промышленного роста в прогнозируемом периоде будет обусловлено, прежде всего. Ограничениями по спросу на продукцию предприятий, ускорением инфляции и ужесточением доступа к кредитным ресурсам при недостатке собственных. В химическом производстве прогнозируется снижением объемов экспорта, ужесточение конкуренции на внутренних и внешних рынках.

Перечисленные выше факторы обусловят существенное замедление темпов роста оплаты труда, а в ряде организаций с традиционно высокими заработными платами - снижение их номинального уровня. По прогнозу, в 2009 году в целом по области рост реальной зарплаты составит всего 100,8%.

Предприятия и организации стремятся снизить издержки, в том числе за счет высвобождения работников, прекращения приема кадров, сокращения времени отправления работников в незапланированные отпуска.

Число заявляемых в службу занятости вакансий в среднегодовом исчислении в 2008 году возросло по сравнению с предыдущим годом на 7,2%, однако в IV квартале поступления их стало заметно сокращаться. Рост числа безработных только в декабре составил почти 28% (с 17 тыс. до 22 тыс.).

Наметилась тенденция резкого увеличения притока безработных в службу занятости - в декабре 2008 года в 1,8 раза против декабря 2007 года, а в январе темп еще возрос.

Доля уволенных в связи с сокращением штатов в 4 квартале прошлого года оставалась достаточно стабильной - на уровне 17-19% от численности безработных. Однако основная волна высвобожденных ожидается, начиная с февраля т.г. Экспертные опросы показывают, что руководство значительной части предприятий и организаций не может с высокой точностью спрогнозировать развитие ситуации. В связи с этим, в качестве первого этапа реализации Программы определен период январь-март 2009 года, в течение которого могут быть наиболее полно определены масштабы предстоящего высвобождения рабочей силы.

Мониторинг социально-экономического положения свидетельствует об увеличении числа предприятий, планирующих увольнение работников в 2009 году. Только за последнюю неделю декабря оно возросло с 32 до 38. Соответственно количество работников, намеченных к увольнению только в 1 квартале 2009 года, превысило 4 тыс. чел.

Одной из ключевых проблем областного рынка труда становится вынужденная неполная занятость. Так, в ООО "Амтел-Черноземье" при отсутствии сырья ожидается направление работников основного производства в бессрочные отпуска с сохранением 2/3 тарифной ставки. В ОАО "Семилукский огнеупорный завод" с 1 декабря т.г. для всех структурных подразделений введен режим неполной рабочей недели, в феврале-марте 2009 года предполагается сокращение 180 человек, или 7,7% общего числа работников предприятия. ООО "Латненский завод огнеупоров" перешло на 2-х сменный режим работы и четырехдневную рабочую неделю из-за резкого снижения спроса на выпускаемую продукцию. Трехдневная рабочая неделя введена в ЗАО "РудГорМаш", в феврале текущего года предполагается высвобождение 600 работников предприятия, доля высвобождения составит 24%. Режим неполной рабочей недели введен в ОАО "Эртильский литейно-механический завод" (четырехдневная рабочая неделя), в ОАО "Митрофановский РМЗ "Промавторемонт" (двухдневная рабочая неделя). В отпусках без сохранения заработной платы находятся около половины сотрудников ЗАО "Воронежский конденсаторный завод" и 15% среднесписочной численности ЗАО "Промтекстиль".

В целом на режим неполного рабочего времени перешли 97 предприятий с общей численностью персонала 55,1 тыс. чел. Количество работников, занятых неполное рабочее время, составило 7,7 тыс. чел., отпуска без сохранения заработной платы предоставлены 2,6 тыс. чел. Простой охватил 1,4 тыс. чел.

Анализ динамики обращений граждан в органы службы занятости свидетельствует, что в нынешнем году произойдет снижение числа занятых. Наиболее вероятными результатами кризисных явлений в 2009 году станут повышение напряженности на областном рынке труда, замедление роста заработной платы. В этой связи основной акцент в мероприятиях Программы делается, во-первых, на работников, находящихся под риском увольнения, с целью предупреждения их выхода на рынок труда и, во-вторых, одновременно на системный подход и координацию работы в данном направлении между различными органами власти, муниципальными образованиями, работодателями и другими социальными партнерами.

Численность трудовых ресурсов области в среднем за 2008 год, по предварительным итогам, составила 1405,8 тыс. чел., или 61,8% общей численности населения области. Основную долю трудовых ресурсов - 94,6% составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте, на долю пенсионеров и подростков, занятых в экономике области, приходится 5,1%, 0,3% составляют иностранные трудовые мигранты.

Около 75% трудовых ресурсов составляют занятые в экономике; обучающиеся с отрывом от производства составляют 10%; население, не занятое в экономике, включая безработных, военнослужащие и прочие категории трудоспособного населения составляют около 15%.

Численность экономически активного населения в 2008 году составила 1126,0 тыс. чел., или 49,8% от общей численности населения области, 94,9% экономически активного населения было занято в экономике.

В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в организациях промышленных видов деятельности (18,6%), в сельском хозяйстве (17,2%) и торговле (18,4%). Основная часть занятого населения (54,4%) задействована на крупных и средних предприятиях.

В 2008 году в результате реализации инвестиционных проектов и областных целевых программ в области было создано около 20 тысяч новых рабочих мест. Ликвидировано 5,9 тыс. рабочих мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»