ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 19 февраля 2009 года N 83-у

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ГУБЕРНАТОРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.01.2009 N 03-у

1. Региональную программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год", утвержденную указом губернатора Воронежской области от 14 января 2009 г. N 03-у "Об утверждении региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год" (в редакции указа губернатора Воронежской области от 06 февраля 2009 г. N 63-у), изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на заместителя губернатора Воронежской области - руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Колядина А.М.

Губернатор

Воронежской области В.Г.Кулаков

Приложение

к указу губернатора

Воронежской области

от "19" февраля 2009 г. N 83-у

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

Паспорт Программы


Перечень
 характеристик

Наименование
 Программы

Региональная программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год" (далее - Программа).

Основание для принятия решения о разработке
 Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Наименование уполномоченного органа исп олнительной власти Воронежской области

Департамент труда и занятости населения Воронежской области.

Основные разработчики Программы

Департаменты Воронежской области:
 труда и занятости населения;

 экономического развития;

 архитектуры и строительной политики;

 промышленности, транспорта, связи и инноваций;

 образования, спорта и молодежной политики;

 аграрной политики.

Цели и задачи
 Программы

Цель:
 Предупреждение роста социальной напряженности на рынке труда и сохранение имеющегося кадрового потенциала на территории Воронежской области за счет принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников
 Задачи:
 сдерживание роста безработицы на полном рынке труда и в регистрируемом секторе;

 организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения;

 обеспечение занятости граждан, находящихся под риском увольнения;

 замещение привлечения иностранной рабочей силы трудовыми ресурсами региона;

повышение квалификации кадров и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 сохранение и рациональное использование кадрового потенциала предприятий области;

 поддержание мотивации квалифицированных кадров к производительному труду;

 создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения;

 содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 повышение территориальной трудовой мобильности граждан

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- уровень сдерживания регистрируемой безработицы в Воронежской области;

 - доля работников, находящихся под угрозой массового увольнения, в общей численности занятых на предприятиях и в организациях Воронежской области;

 - уровень сдерживания безработицы на полном рынке труда.

Сроки и этапы реализац ии Программы

2009 год.
 Программа реализуется поэтапно:
 - январь-март 2009 года
 - апрель-декабрь 2009 года.

Перечень основных мероприятий

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий по снижению напряженности на областном рынке труда:
 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников).
 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретенияопыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
 3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
 4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет 300,9 млн.руб., из них:
 субсидии из федерального бюджета - 277,5 млн.руб.,
 средства бюджета субъекта РФ - 16,0 млн.руб., средства работодателей - 7,4 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показателисоциально-экономической эффективности

Реализация Программыпозволит:
 - предоставить 4,9 тыс. человек, находящимся под риском увольнения, возможность пройти опережающее профессиональное обучение в целях трудоустройства на вакантные рабочие места, имеющиеся на предприятиях;

 - организовать общественные работы, временное трудоустройство, стажировку в целях приобретенияопыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения для 13,5 тыс. чел.;

 - оказать адресную поддержку 500 гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;

 - содействовать развитию малого предпринимательстваи самозанятости (трудоустройству) не менее 300 безработным гражданам, а также созданию дополнительных рабочих мест в результате развития малого предпринимательства;

 - сдержать рост безработицы на 0,5 п.п. по отношению к базовому варианту,
 - не допустить рост уровня регистрируемой безработицы выше 2,4% (от численности экономически активного населения).

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляетсядепартаментом контрольно-инспекторской работы Воронежской области, а также иными государственными органами в рамках предоставленных им компетенции.

Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Настоящая Программа разработана в связи с растущей напряженностью на рынке труда Воронежской области и в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Актуальность Программы обусловлена:

- важностью проблемы занятости для социально-экономического развития Воронежской области и благополучия ее населения;

- необходимостью консолидации усилий социальных партнеров по смягчению ситуации на рынке;

- значимостью координации действий хозяйствующих субъектов в обеспечении занятости всех категорий граждан.

Комплексный подход к смягчению последствий финансового кризиса и использования программно-целевого метода предопределен:

- многообразием, сложностью и масштабностью решаемых задач на региональном рынке труда;

- потребностью в разработке и реализации системы мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

- выполнением в рамках данной Программы крупных по объему мероприятий.

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных и работников, находящихся под риском увольнения.

Реализация предлагаемых программных мероприятий позволит удержать ситуацию на рынке труда в социально допустимых пределах, обеспечить стабилизацию в отраслях экономики, сохранение интеллектуального потенциала региона, поддержание основных параметров жизнедеятельности населения Воронежской области.

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в 1-3 кварталах 2008 года она была в целом благополучной, на региональном рынке труда сохранялись тенденции, сформировавшиеся в предыдущие годы - рост занятости, сокращение безработицы.

В январе-сентябре прошлого года более 6 тыс. работодателей нуждались дополнительно в 106,7 тыс.работников. В среднем в месяц в банке данных имелась информация о наличии не менее 20,0 тыс.вакансий. Всего в экономике области было задействовано 1067,8 тыс.чел., или 94,8% экономически активного населения области. Основная часть занятого населения (свыше 51,0%) работает на крупных и средних предприятиях области. В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в промышленности, торговле (по 18,7%) и в сельскохозяйственных организациях (16,0%).

Число безработных граждан на полном рынке труда не превышало 59,9 тыс.чел. в среднегодовом исчислении, или 5,3% экономически активного населения. Количество официально зарегистрированных безработных относительно уровня соответствующего периода 2007 года сократилось на 13,4% и составило в среднем за 2008 год 18,2 тыс.чел. (1,6%). В режиме неполной занятости трудилось около 4,0 тыс.чел. - 0,5% всех работников.

Обозначившаяся финансовая нестабильность и начавшийся экономический спад оказали негативное воздействие на развитие ситуации на региональном рынке труда и усугубили основные его проблемы, актуальность которых не снижается в течение последних лет. К ним относятся:

- усиление несоответствий профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения;

- низкая трудовая мобильность безработных граждан;

- усложнение структуры безработных граждан за счет увеличения доли имеющих высокие уровни квалификации и оплаты труда на последнем месте работы;

- ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы.

Кризис ликвидности, охвативший мировую финансовую систему, в первую очередь, отразился на промышленном комплексе региона. Так, ожидалось, что объемы промышленного производства в 2008 году увеличатся более, чем на 8% по сравнению с уровнем 2007 года. Однако, фактический прирост объемов промышленного производства составил 3,3%. При этом в "Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды" прирост составил 13%, тогда как в "Добыче полезных ископаемых" - 1,6%, в обрабатывающих производствах - всего 0,8%. Тенденция замедления темпов промышленного роста (в среднем на 1,1 процентных пункта в месяц) наблюдалась на протяжении всего 4 квартала 2008 года. С ноября в отрицательной зоне оказались металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, до этого показывавшие положительную динамику. Отрицательную динамику впервые за последние несколько лет продемонстрировали предприятия, выпускающие строительные материалы (90% к уровню 2007 года). Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в производстве резиновых и пластмассовых изделий.

Сокращение темпов промышленного роста в прогнозируемом периоде будет обусловлено, прежде всего. Ограничениями по спросу на продукцию предприятий, ускорением инфляции и ужесточением доступа к кредитным ресурсам при недостатке собственных. В химическом производстве прогнозируется снижением объемов экспорта, ужесточение конкуренции на внутренних и внешних рынках.

Перечисленные выше факторы обусловят существенное замедление темпов роста оплаты труда, а в ряде организаций с традиционно высокими заработными платами - снижение их номинального уровня. По прогнозу, в 2009 году в целом по области рост реальной зарплаты составит всего 100,8%.

Предприятия и организации стремятся снизить издержки, в том числе за счет высвобождения работников, прекращения приема кадров, сокращения времени отправления работников в незапланированные отпуска.

Число заявляемых в службу занятости вакансий в среднегодовом исчислении в 2008 году возросло по сравнению с предыдущим годом на 7,2%, однако в IV квартале поступления их стало заметно сокращаться. Рост числа безработных только в декабре составил почти 28% (с 17 тыс. до 22 тыс.).

Наметилась тенденция резкого увеличения притока безработных в службу занятости - в декабре 2008 года в 1,8 раза против декабря 2007 года, а в январе темп еще возрос.

Доля уволенных в связи с сокращением штатов в 4 квартале прошлого года оставалась достаточно стабильной - на уровне 17-19% от численности безработных. Однако основная волна высвобожденных ожидается, начиная с февраля т.г. Экспертные опросы показывают, что руководство значительной части предприятий и организаций не может с высокой точностью спрогнозировать развитие ситуации. В связи с этим, в качестве первого этапа реализации Программы определен период январь-март 2009 года, в течение которого могут быть наиболее полно определены масштабы предстоящего высвобождения рабочей силы.

Мониторинг социально-экономического положения свидетельствует об увеличении числа предприятий, планирующих увольнение работников в 2009 году. Только за последнюю неделю декабря оно возросло с 32 до 38. Соответственно количество работников, намеченных к увольнению только в 1 квартале 2009 года, превысило 4 тыс. чел.

Одной из ключевых проблем областного рынка труда становится вынужденная неполная занятость. Так, в ООО "Амтел-Черноземье" при отсутствии сырья ожидается направление работников основного производства в бессрочные отпуска с сохранением 2/3 тарифной ставки. В ОАО "Семилукский огнеупорный завод" с 1 декабря т.г. для всех структурных подразделений введен режим неполной рабочей недели, в феврале-марте 2009 года предполагается сокращение 180 человек, или 7,7% общего числа работников предприятия. ООО "Латненский завод огнеупоров" перешло на 2-х сменный режим работы и четырехдневную рабочую неделю из-за резкого снижения спроса на выпускаемую продукцию. Трехдневная рабочая неделя введена в ЗАО "РудГорМаш", в феврале текущего года предполагается высвобождение 600 работников предприятия, доля высвобождения составит 24%. Режим неполной рабочей недели введен в ОАО "Эртильский литейно-механический завод" (четырехдневная рабочая неделя), в ОАО "Митрофановский РМЗ "Промавторемонт" (двухдневная рабочая неделя). В отпусках без сохранения заработной платы находятся около половины сотрудников ЗАО "Воронежский конденсаторный завод" и 15% среднесписочной численности ЗАО "Промтекстиль".

В целом на режим неполного рабочего времени перешли 97 предприятий с общей численностью персонала 55,1 тыс. чел. Количество работников, занятых неполное рабочее время, составило 7,7 тыс. чел., отпуска без сохранения заработной платы предоставлены 2,6 тыс. чел. Простой охватил 1,4 тыс. чел.

Анализ динамики обращений граждан в органы службы занятости свидетельствует, что в нынешнем году произойдет снижение числа занятых. Наиболее вероятными результатами кризисных явлений в 2009 году станут повышение напряженности на областном рынке труда, замедление роста заработной платы. В этой связи основной акцент в мероприятиях Программы делается, во-первых, на работников, находящихся под риском увольнения, с целью предупреждения их выхода на рынок труда и, во-вторых, одновременно на системный подход и координацию работы в данном направлении между различными органами власти, муниципальными образованиями, работодателями и другими социальными партнерами.

Численность трудовых ресурсов области в среднем за 2008 год, по предварительным итогам, составила 1405,8 тыс. чел., или 61,8% общей численности населения области. Основную долю трудовых ресурсов - 94,6% составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте, на долю пенсионеров и подростков, занятых в экономике области, приходится 5,1%, 0,3% составляют иностранные трудовые мигранты.

Около 75% трудовых ресурсов составляют занятые в экономике; обучающиеся с отрывом от производства составляют 10%; население, не занятое в экономике, включая безработных, военнослужащие и прочие категории трудоспособного населения составляют около 15%.

Численность экономически активного населения в 2008 году составила 1126,0 тыс. чел., или 49,8% от общей численности населения области, 94,9% экономически активного населения было занято в экономике.

В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в организациях промышленных видов деятельности (18,6%), в сельском хозяйстве (17,2%) и торговле (18,4%). Основная часть занятого населения (54,4%) задействована на крупных и средних предприятиях.

В 2008 году в результате реализации инвестиционных проектов и областных целевых программ в области было создано около 20 тысяч новых рабочих мест. Ликвидировано 5,9 тыс. рабочих мест.

По экспертным оценкам, на 1 января 2009 года занятое население трудилось на 465 тыс. рабочих мест.

Прогнозный баланс рабочих мест по Воронежской области на 2009 год приведен в приложении 1 к Программе.

Основные параметры баланса трудовых ресурсов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Баланс трудовых ресурсов по Воронежской области


Оптимистический прогноз

Пессимистический
 прогноз

Базовый
 сценарий

Целевой сценарий

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

Население

Экономически активное население

Занятые в экономике

Зарегистрированные безработные

Показатели уровня, динамика безработицы и расчет ее прогнозных вариантов применительно к регистрируемому рынку труда характеризуют таблицы 2, 3, 4 и рис.1.

Таблица 2

Динамика численности безработных, чел

Годы

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2005

21279

22446

23223

24094

23294

22833

23572

23179

20820

18795

18734

21444

2006

21324

22566

24058

24666

24032

23323

23188

23078

22117

20159

21510

23968

2007

23429

24266

23567

22495

21490

20447

19788

18485

17162

16396

19722

20954

2008

20346

21090

19933

19245

18041

16668

16705

16515

15800

2009

27370

28730

29750

30780

30610

30100

30095

30090

29985

30780

31350

32500

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»