ЗАКОН
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 02 ноября 2009 года N 498
О программе социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу
(с изм. от 29 октября 2010 года)
Принят Курганской областной Думой 27 октября 2009 года
(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Закон Курганской области от 08.12.2010 г. N 77: НГР RU45000201000580)
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Курганской области от 29октября 2010 года N 64: НГР RU45000201000500).
Утвердить Программу социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу (прилагается).
Признать утратившими силу:
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2010 года.
Губернатор Курганской области О. А. Богомолов
Приложение
к Закону Курганской области
от 2 ноября 2009 года N 498
"О Программе социально-экономического
развития Курганской области на 2010 год
и среднесрочную перспективу"
(Программа социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу в редакции Закона Курганской области от 29октября 2010 года N 64: НГР RU45000201000500).
Наименование Программы: | Программа социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу (далее - Программа). |
Заказчик Программы: | Правительство Курганской области. |
Разработчик Программы: | Правительство Курганской области. |
Цель Программы: | повышение устойчивости и оздоровление экономики, по вышение конкурентоспособности Курганской области и благосостояния населения. |
Сроки и этапы реализации Программы: | 2010-2012 годы. |
Ожидаемые результаты реализации Программы: | В 2012 году по сравнению с 2009 годом прирост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 10,6%, прирост валового регионального продукта - 10,5%. |
Исполнители Программы: | Правительство Курганской области; |
Источники финансирования: | областной бюджет, внебюджетные источники финансирования в соответствии с действующим законодательством. |
Система контроля за исполнением Программы: | Депар тамент экономического развития, торговли и труда Курганской области ежеквартально направляет Губернатору Курганской области информацию о выполнении Программы. |
Программа социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу (далее - Программа) разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Курганской области сформулированы с учетом влияния мирового финансового кризиса на социально-экономические процессы и в соответствии с:
посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р;
Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
Программа включает цели, задачи, приоритеты социально-экономического развития Курганской области, механизмы реализации, основные показатели прогноза социально-экономического развития Курганской области на 2010-2012 годы (приложение 1 к Программе), перечни целевых программ Курганской области, предусмотренных к реализации на период действия Программы (приложение 2 к Программе), ведомственных целевых программ, предусмотренных к реализации на период действия Программы (приложение 3 к Программе), целевых программ Курганской области, принятие которых необходимо для реализации Программы (приложение 4 к Программе), и инвестиционных проектов, реализуемых в Курганской области в 2010 году (приложение 5 к Программе).
В 2008 году в Курганской области динамично развивалась промышленность, росли ввод жилья, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, денежные доходы населения. В 2008 году Курганская область по темпам роста инвестиций в основной капитал заняла 1 место в Уральском федеральном округе и 2 место среди регионов России (148,2% к 2007 году), 3 место в России по темпам ввода жилья (144,5% к 2007 году).
За 2008 год заработная плата в Курганской области выросла на 27,4%. Реальная заработная плата (темпы роста заработной платы, скорректированные на индекс потребительских цен) выросла на 10,7%. Среднедушевые денежные доходы населения за 2008 год выросли на 32%, в том числе реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 13,1% к 2007 году. Доля жителей, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума, снизилась с 19,5% в 2007 году до 18,1% в 2008 году.
Среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,7% (по итогам 2007 года) до 2,3%.
Динамично увеличивался оборот розничной торговли (118,1% к 2007 году) и платные услуги населению (111,3%). Возросло производство промышленной (105,7%) и сельскохозяйственной продукции (105,0%). Выросла рождаемость, снизилась естественная убыль населения. Сократился уровень преступности. Успешно реализовались приоритетные национальные проекты. Завершено создание открытого акционерного общества "Курганский областной технопарк" как основы для формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности.
За 2008 год валовой региональный продукт увеличился на 9,3% и составил около 106,4 млрд. руб.
В связи с мировым финансовым кризисом 2009 год стал для Курганской области одним из самых сложных за последнее время. Значительно пострадали обрабатывающие производства (снижение на 19,1% к 2008 году), снизились объемы перевозок транспортом (на 15,3%). Усилилась напряженность на рынке труда (уровень зарегистрированной безработицы на конец 2009 года составил 3,5%). Сократилась реальная заработная плата (на 6,1%).
Для смягчения последствий кризиса в Курганской области действовала многоуровневая антикризисная система. На поддержку реального сектора экономики было направлено из всех бюджетов более 2,1 млрд. руб.
В целом в 2009 году в Курганской области удалось удержать стабильную обстановку в социальной и экономической сфере. Сохранена положительная динамика в инвестиционной деятельности (100% к уровню 2008 года), увеличился ввод жилых домов (102,7%). В полном объеме выполнена программа ипотечного кредитования строительства жилья. Увеличен объем производства продукции сельского хозяйства (105,4%). Ниже уровня 2008 года сложился уровень инфляции. Снизилась на треть задолженность по выплате заработной платы. Исполнены все социальные обязательства бюджета Курганской области.
Несмотря на влияние кризиса, в Курганской области реализовался ряд крупных инвестиционных проектов:
строительство Курганской ТЭЦ-2;
совместное предприятие по выпуску колотой и литой дроби;
проект по развитию производства машин и оборудования для строительства и добычи полезных ископаемых;
проект по производству специальной трубопроводной арматуры.
В 2009 году в Курганской области введены более 10 новых крупных торговых объектов, открылось 4 кинотеатра.
В 2009 году за счет бюджетных средств велось строительство спортивного комплекса "Молодежный" в городе Кургане, физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Макушино, межпоселкового газопровода село Маслянское - село Ильтяково Шадринского района; продолжалась газификация населенных пунктов Курганской области; проводился капитальный ремонт гидротехнических сооружений Курганского водохранилища, гидроузла Алабугской оросительной системы в Звериноголовском районе.
В 2009 году улучшилась демографическая ситуация. Выросла рождаемость (на 0,5%), уменьшилась смертность населения (на 3,9%), снизилась миграционная (в 1,9 раза) и естественная (на 18,1%) убыль населения Курганской области.
Денежные доходы населения за 2009 год выросли на 13,2%, в том числе реальные располагаемые денежные доходы - на 1,7% к уровню 2008 года. Сократилась до 17,2% численность населения, находящегося за чертой бедности (в 2008 году было 18,1%).
На поддержку малого и среднего предпринимательства в 2009 году направлено 215,7 млн. руб. (в 26 раз больше, чем в 2008 году), в том числе привлечены средства федерального бюджета в размере 187 млн. руб. Создано более 700 новых субъектов предпринимательства и более 2000 новых рабочих мест. Созданы инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства: некоммерческая организация "Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области", некоммерческая организация "Фонд микрофинансирования Курганской области", государственное унитарное предприятие "Бизнес-инкубатор Курганской области", студенческие бизнес-инкубаторы при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, информационно-консультационные центры в муниципальных образованиях Курганской области. Реализуются эффективные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, поддержка экспортоориентированных предприятий.
В сфере социальной защиты населения совершенствовались формы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, внедрялись новые социальные технологии. Сохранена оптимальная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры, учреждений образования. Повысились доступность и качество медицинского обслуживания населения. Реализуются комплексные программы по развитию физкультуры и спорта, молодежной политики, труда и занятости.
1. Негативное влияние мирового финансового кризиса.
Сокращение спроса на промышленную продукцию привело к спаду производства в промышленности. Увеличилось количество безработных граждан. Снижается уровень жизни населения.
2. Неудовлетворительная демографическая ситуация.
Демографическая ситуация характеризуется естественной убылью населения. Сокращение численности населения затрудняет обеспечение дальнейшего развития экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.
3. Инфраструктурные ограничения экономического роста.
Большая зависимость экономики от поставок электроэнергии с внешнего рынка. Недостаточное развитие инженерной, производственной (особенно водоснабжения и газификации), транспортной, социальной инфраструктуры. Низкие темпы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки.
4. Неравномерное осуществление реформ на межмуниципальном уровне.
Предоставление дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности приводит к частичной консервации существующих проблем, снижает стремление органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области к поиску действенных способов повышения собственной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, что замедляет темпы экономического развития муниципальных образований в целом.
5. Недостаточный уровень интеграции экономики Курганской области в международные, межрегиональные экономические отношения.
Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и качество участия в экономических процессах, место областной экономики в мировых, межгосударственных и межрегиональных "цепочках" создания добавленной стоимости.
6. Недостаточный уровень диверсификации.
Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет организациям эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне.
Программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Курганской области на 2010-2012 годы, обеспечивающие повышение устойчивости и оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности Курганской области и благосостояния населения.
Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата, техническую модернизацию отраслей экономики и активизацию инновационной деятельности.
Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых преобразований, и выполнение задач по стабилизации демографической обстановки, увеличению продолжительности жизни населения, росту доли среднего класса, росту производительности труда, развитию инфраструктуры и инновационной, инвестиционной активности.
Основные проблемы: