(с изменениями на 27 июля 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 10.06.2015 N 290-пп, от 22.07.2016 N 450-пп, от 09.02.2017 N 80-пп, от 27.07.2021 N 506-пп)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Иркутской области.
2. Предложить Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области осуществлять методическое руководство по решению вопросов по организации и проведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Иркутской области.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 10.06.2015 N 290-пп)
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 10.06.2015 N 290-пп, от 22.07.2016 N 450-пп, от 09.02.2017 N 80-пп, от 27.07.2021 N 506-пп)
1. Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Иркутской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Иркутской области от 8 июня 2009 года N 34-оз "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области".
2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории Иркутской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Привлечение сил и средств территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области, утвержденными в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 09.02.2017 N 80-пп)
4. В первоочередном порядке к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются дежурные подразделения сил ТП РСЧС с последующим наращиванием их численности до полного штатного состава.
5. Привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций производится на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с решением уполномоченных на то должностных лиц территориальных органов федеральных органов государственной власти, Правительства Иркутской области и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
6. Обеспечение согласованности действий сил и средств ТП РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
7. Утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 22.07.2016 N 450-пп.
8. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 10.06.2015 N 290-пп)
9. Решения руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Для управления силами, привлекаемыми к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в непосредственной близости зон чрезвычайных ситуаций развертываются стационарные пункты управления с использованием имеющихся средств связи. При необходимости разворачиваются подвижные пункты управления.
11. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций отвечают за:
организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
обеспечение безопасности людей, участвующих в аварийно-спасательных работах.
12. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны:
провести разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и принимать соответствующие решения;
организовывать и обеспечивать устойчивую связь с Правительством Иркутской области, соответствующими органами управления ТП РСЧС, гражданской обороны, главами муниципальных образований Иркутской области, руководителями организаций, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация;
при необходимости вызвать дополнительные силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
создать резерв сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, организовать посменную работу аварийно-спасательных подразделений, их питание и отдых;
организовать пункты сбора пострадавших в чрезвычайных ситуациях и оказать им медицинскую и другие виды помощи;
создать условия, необходимые для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
по окончании работ определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций:
осуществляют руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 22.07.2016 N 450-пп)
устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации по согласованию с Правительством Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, порядок и особенности действий, направленных на ее локализацию.
14. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 27.07.2021 N 506-пп)
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, руководства организаций о принятых ими решениях.
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 27.07.2021 N 506-пп)
14(1). Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.