ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2010 года N 294-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОЧКА ОПОРЫ" ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2011 г. N 327-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 1.06.2012 г. N 269-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 19.10.2012 N 578-пп}
постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 109-пп}
{УТРАТИЛ СИЛУ:
указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}
В целях создания в Иркутской области комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 годы.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев
постановлением Правительства
Иркутской области
от 19 ноября 2010 года N 294-пп
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОЧКА ОПОРЫ" ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 -2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) | Распоряжение Правительства Иркутской области |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области |
Администратор Программы | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
Исполнители Программы | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области во взаимодействии с Главным управлением внутренних дел по Иркутской области, Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области. |
{строка "Исполнители программ" изменена постановлением Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп}
Цель (цели) Программы | Создание в Иркутской области комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | |||
Задачи Программы | 1. Внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, механизмов профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах. | |||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы. | |||
Перечень подпрограмм (при их наличии) | Подпрограммы отсутствуют. | |||
Объемы и источники финансирования Программы | Объем средств областного бюджета | Предполагаемый объем средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (тыс. руб.) | Предполагаемый общий объем средств (тыс. руб.) | |
Всего, | 130332,0 | 21307,6 | 151639,6 | |
2011 | 36 849,0 | 9 645,9 | 46 494,9 | |
2012 | 57220,0 | 2262,7 | 59482,7 | |
2013 | 36263,0 | 9 399,0 | 45662 |
{строка "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп; от 1.06.2012 г. N 269-пп; от 19.10.2012 N 578-пп; от 01.04.2013 N 109-пп}
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит к 2014 году по отношению к результатам 2009 года: |
{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" изменена постановлением Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп}
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свои полномочия в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Посланию Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году, большое значение имеет дальнейшее развитие семейных форм устройства детей, популяризация института семьи и брака в среде воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Российской Федерации разработана и действует федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, включающая, в том числе, подпрограмму "Дети и семья". В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках указанной подпрограммы предусмотрены 3 направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".
Федеральным законом N 120-ФЗ предусмотрено осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ряда мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем цель и задачи долгосрочной целевой программы Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 -2013 годы (далее - Программа) определены исходя из анализа уровня социального сиротства, числа детей и семей, нуждающихся в государственной поддержке и социальном сопровождении, состояния преступности несовершеннолетних в Иркутской области.
Разработка проекта Программы отвечает задачам Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция социально-экономического развития).
В соответствии с Концепцией социально - экономического развития, к комплексным приоритетам развития Иркутской области на период до 2020 года относятся, в том числе:
модернизация социальной сферы и системы предоставления государственных (муниципальных) услуг учреждениями социального развития, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, обеспечение максимальной доступности указанных услуг для населения, внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, инноваций в культуре;
снижение уровня преступности, обеспечение личной безопасности граждан;
На 1 января 2009 года на территории Иркутской области проживало 577913 детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (23921 чел. или 4,9 %), дети, находящиеся в социально опасном положении (17403 несовершеннолетних).
В 2009 году в Иркутской области зарегистрировано рождение 38919 детей, из числа которых 311 были оставлены матерями в родильных домах и отделениях новорожденных, что составило 0,8% от общего числа родившихся детей на территории Иркутской области за 12 месяцев 2009 года.
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
318 | 327 | 303 | 311 |
Благодаря проведенной органами опеки и попечительства работе, в отчетном периоде 7,7% (24 чел.) матерей забрали из учреждений своих детей, от которых ранее отказались. Данный показатель планируется увеличить с помощью организации ранней эффективной профилактической работы с семьями высокого социального риска.
Показатели выявления детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году свидетельствуют о повышении числа впервые выявленных детей на территории Иркутской области, в сравнении с 2008 годом, на 6,9 % и составляют 4028 чел. (2008 г. - 3 768 чел.). Доля детей, оставшихся без родительского попечения в результате ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, по-прежнему высока и составляет более 89 % от общего числа выявленных детей (3584 чел.). В 2009 году наблюдается тенденция увеличения числа детей, родители которых лишены родительских прав, на 7,3 %. (2009 г. - 2638 чел., 2008 г. – 2 458 чел.), у 194 детей родители были ограничены в родительских правах, 192 ребенка отобраны у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью.
Семья, как социальный институт, особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности. Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Большая часть (в среднем 70 % за последние три года) выявляемых социальных сирот старше 7 лет. Это подтверждает тот факт, что их семьи несвоевременно попали в зону внимания органов по защите прав детей, ведь в состояние позднего кризиса семья попала не за один год. Впоследствии такие дети долгое время находятся в интернатных учреждениях, подыскать им замещающую семью с каждым годом становится все труднее, отсюда можно сделать вывод, что работа уполномоченных органов по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, является нескоординированной и носит бессистемный характер.
Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и только 2% детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах. Ежегодно снимаются с профилактического учета по причине улучшения положения только 12-15 % этих семей, родители из остальных семей - первые в очереди на лишение или ограничение родительских прав в ближайшее время. Так, в 2009 году восстановлено в своих правах 122 родителя, что на 58,4 % больше, чем в 2008 году, и на 18% больше, чем в 2007 году.
Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами, определяющими процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.
В 2009 году органами внутренних дел возбуждено 359 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего", составлено и направлено в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области 16 228 административных протоколов в отношении родителей за правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также за невыполнение ими родительских обязанностей.
В числе существенных факторов, влияющих на безнадзорность и совершение подростками правонарушений, в первую очередь следует выделить кризисные явления в семье: нарушение её структуры и функций, рост числа неполных семей, асоциальный образ жизни, снижение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу.
Бедность хотя и доминирует, но не является единственной причиной социального сиротства. Комплекс факторов, приводящих к нарастанию семейного неблагополучия, складывается из трех групп: социальные факторы (бедность, безработица, инвалидность и др.), семейные (традиции, сформированные в поколениях, такие как алкоголизм, жестокость в отношении близких как форма реагирования на стрессовые ситуации, семейное насилие) и личностные (отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей).
Неблагополучная "семейная демография" служит мощным криминогенным фактором. По данным Главного управления внутренних дел по Иркутской области, на 1 января 2010 года состоят на учете за совершение различных правонарушений 8 374 подростка, 65% из которых проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. В настоящее время растет доля подростков, совершивших преступления, в семье которых только один родитель, отмечаются негативные последствия воспитания подростков вне семьи. Так, из 572 подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, 200 проживают в неполных семьях, 105 несовершеннолетних проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
В течение последних 5 лет основные количественные и качественные показатели состояния подростковой преступности в Иркутской области не претерпели кардинальных изменений и в целом характеризовались стабильной отрицательной динамикой.
Общий темп снижения преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Иркутской области с 2005 по 2009 годы, составил 36,1 % (с 3 787 до 2 418 деяний), удельный вес в общей массе противоправных деяний, совершенных в Иркутской области, снизился с 9,9 % в 2005-2006 годах до 5,1 % в 2009 году.
Основную долю подростковых преступлений в течение всего периода составляли деяния имущественного характера - в среднем 73 %, сравнение абсолютных показателей 2005- 2009 годов имеет отрицательное значение в 35,9 % (с 2 700 до 1 732 преступлений). В общем числе имущественных преступлений более 65 % – кражи, около 25 % – грабежи и порядка 4 % – разбои.
В среднем 4 из 10 преступлений несовершеннолетних характеризовались групповой формой совершения, причем как абсолютному числу, так и доле групповых преступлений в общем числе, совершенных подростками, в течение последних 5 лет специфична стойкая нисходящая динамика (деяния - с 1 771 до 914, или на 48,4 %; удельный вес – с 46,8 % до 37,8 %).
Более половины групповых преступлений подростки совершили совместно со взрослыми; динамический ряд показателей в разрезе 5 лет аналогичен групповым преступлениям - снижение абсолютного числа таких деяний составило 51,3 % (с 1 011 до 492), их удельного веса в общей массе групповых - с 57,1 % до 53,8 %.
В среднем 20 % противозаконных деяний совершено подростками, ранее совершавшими преступления. Уровень повторной преступности несовершеннолетних в 2005-2006 годах на территории Иркутской области составил 22 %, в 2007-2009 годах - 19 %.
Максимальное число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, зарегистрировано в 2007 году (4292 человека), минимальное - в 2009 году (3008 лиц).
В общем числе лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступления на территории Иркутской области, доля несовершеннолетних варьировалась от 15 % (2006 г.) до 9,7 % (2009 г.).
Стабильным снижением на территории Иркутской области отмечена криминальная активность несовершеннолетних как в возрасте 14-15 лет (на 22,6 %, с 997 до 772 лиц в анализируемом периоде), так и 16-17 лет (на 26,9 %, с 3057 до 2 236 человек), при этом последняя категория ежегодно составляла в среднем 75 % в общем числе несовершеннолетних правонарушителей.