Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2010 года N 294-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОЧКА ОПОРЫ" ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2011 г. N 327-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 1.06.2012 г. N 269-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 19.10.2012 N 578-пп}

постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 109-пп}

{УТРАТИЛ СИЛУ:

указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}

В целях создания в Иркутской области комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 годы.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от 19 ноября 2010 года N 294-пп


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОЧКА ОПОРЫ" ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ

Иркутск, 2010 год

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОЧКА ОПОРЫ" ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ


Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 -2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области
 от 18 ноября 2010 года N 271-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 -2013 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство  здравоохранения Иркутской области, министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Администратор Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство  здравоохранения Иркутской области, министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области во взаимодействии с Главным управлением внутренних дел по Иркутской области, Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области.

{строка "Исполнители программ" изменена постановлением Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп}

Цель (цели) Программы

Создание в Иркутской области комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи Программы

1. Внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, механизмов профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.
 2. Создание условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной адаптации к самостоятельной жизни и трудовой деятельности;
повышение качества предоставления реабилитационных услуг указанным категориям граждан.
 3. Организация деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, создание системы профессионального сопровождения замещающих семей и детей, находящихся в замещающих семьях.
 4. Создание и развитие адресных, доступных и качественных услуг по профилактике социального сиротства. Проведение эффективной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, расширение спектра и качества социальных и иных услуг, оказываемых воспитанникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
 5. Создание устойчивой системы ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в том числе несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних, в отношении которых применено наказание, не связанное с лишением свободы.
 6. Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем внедрения инновационных технологий, в том числе ювенальных, восстановительных и медиационных.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2013 годы.
 Программа реализуется в один этап.

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограммы отсутствуют.

Объемы и источники финансирования Программы

Объем средств областного бюджета
 (тыс. руб.)

Предполагаемый объем средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (тыс. руб.)

Предполагаемый общий объем средств (тыс. руб.)

Всего,
 в том числе по годам:

130332,0

21307,6

151639,6

2011

36 849,0

9 645,9

46 494,9

2012

57220,0

2262,7

59482,7

2013

36263,0

9 399,0

45662

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп; от 1.06.2012 г. N 269-пп; от 19.10.2012 N 578-пп; от 01.04.2013 N 109-пп}

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит к 2014 году по отношению к результатам 2009 года:
 1) снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет (за три года) с 4,9% до 4,5%. Данный показатель характеризуется снижением удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет;

 2) снизить удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших участие в их совершении, в общей численности несовершеннолетних с 0,6% до 0,45%;

 3) снизить уровень детской безнадзорности в Иркутской области с 0,19% до 0,16%. Данный показатель характеризуется снижением удельного веса безнадзорных детей, состоящих на учете в районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет;

 4) увеличить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с 15 331 до 16 000 чел., из них:
 увеличение числа детей, переданных под опеку, в  том числе в приемные семьи, с 2 943 до 3 250 чел.;

 увеличение числа усыновленных детей с 250 до 280 чел.

{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" изменена постановлением Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 84-пп}

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свои полномочия в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Посланию Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году, большое значение имеет дальнейшее развитие семейных форм устройства детей, популяризация института семьи и брака в среде воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Российской Федерации разработана и действует федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, включающая, в том числе, подпрограмму "Дети и семья". В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках указанной подпрограммы предусмотрены 3 направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".

Федеральным законом N 120-ФЗ предусмотрено осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ряда мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем цель и задачи долгосрочной целевой программы Иркутской области "Точка опоры" по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 -2013 годы (далее - Программа) определены исходя из анализа уровня социального сиротства, числа детей и семей, нуждающихся в государственной поддержке и социальном сопровождении, состояния преступности несовершеннолетних в Иркутской области.

Разработка проекта Программы отвечает задачам Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция социально-экономического развития).

В соответствии с Концепцией социально - экономического развития, к комплексным приоритетам развития Иркутской области на период до 2020 года относятся, в том числе:

модернизация социальной сферы и системы предоставления государственных (муниципальных) услуг учреждениями социального развития, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, обеспечение максимальной доступности указанных услуг для населения, внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, инноваций в культуре;

снижение уровня преступности, обеспечение личной безопасности граждан;

На 1 января 2009 года на территории Иркутской области проживало 577913 детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (23921 чел. или 4,9 %), дети, находящиеся в социально опасном положении (17403 несовершеннолетних).

В 2009 году в Иркутской области зарегистрировано рождение 38919 детей, из числа которых 311 были оставлены матерями в родильных домах и отделениях новорожденных, что составило 0,8% от общего числа родившихся детей на территории Иркутской области за 12 месяцев 2009 года.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

318

327

303

311

Благодаря проведенной органами опеки и попечительства работе, в отчетном периоде 7,7% (24 чел.) матерей забрали из учреждений своих детей, от которых ранее отказались. Данный показатель планируется увеличить с помощью организации ранней эффективной профилактической работы с семьями высокого социального риска.

Показатели выявления детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году свидетельствуют о повышении числа впервые выявленных детей на территории Иркутской области, в сравнении с 2008 годом, на 6,9 % и составляют 4028 чел. (2008 г. - 3 768 чел.). Доля детей, оставшихся без родительского попечения в результате ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, по-прежнему высока и составляет более 89 % от общего числа выявленных детей (3584 чел.). В 2009 году наблюдается тенденция увеличения числа детей, родители которых лишены родительских прав, на 7,3 %. (2009 г. - 2638 чел., 2008 г. – 2 458 чел.), у 194 детей родители были ограничены в родительских правах, 192 ребенка отобраны у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью.

Семья, как социальный институт, особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности. Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Большая часть (в среднем 70 % за последние три года) выявляемых социальных сирот старше 7 лет. Это подтверждает тот факт, что их семьи несвоевременно попали в зону внимания органов по защите прав детей, ведь в состояние позднего кризиса семья попала не за один год. Впоследствии такие дети долгое время находятся в интернатных учреждениях, подыскать им замещающую семью с каждым годом становится все труднее, отсюда можно сделать вывод, что работа уполномоченных органов по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, является нескоординированной и носит бессистемный характер.

Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и только 2% детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах. Ежегодно снимаются с профилактического учета по причине улучшения положения только 12-15 % этих семей, родители из остальных семей - первые в очереди на лишение или ограничение родительских прав в ближайшее время. Так, в 2009 году восстановлено в своих правах 122 родителя, что на 58,4 % больше, чем в 2008 году, и на 18% больше, чем в 2007 году.

Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами, определяющими процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.

В 2009 году органами внутренних дел возбуждено 359 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего", составлено и направлено в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области 16 228 административных протоколов в отношении родителей за правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также за невыполнение ими родительских обязанностей.

В числе существенных факторов, влияющих на безнадзорность и совершение подростками правонарушений, в первую очередь следует выделить кризисные явления в семье: нарушение её структуры и функций, рост числа неполных семей, асоциальный образ жизни, снижение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу.

Бедность хотя и доминирует, но не является единственной причиной социального сиротства. Комплекс факторов, приводящих к нарастанию семейного неблагополучия, складывается из трех групп: социальные факторы (бедность, безработица, инвалидность и др.), семейные (традиции, сформированные в поколениях, такие как алкоголизм, жестокость в отношении близких как форма реагирования на стрессовые ситуации, семейное насилие) и личностные (отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей).

Неблагополучная "семейная демография" служит мощным криминогенным фактором. По данным Главного управления внутренних дел по Иркутской области, на 1 января 2010 года состоят на учете за совершение различных правонарушений 8 374 подростка, 65% из которых проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. В настоящее время растет доля подростков, совершивших преступления, в семье которых только один родитель, отмечаются негативные последствия воспитания подростков вне семьи. Так, из 572 подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, 200 проживают в неполных семьях, 105 несовершеннолетних проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

В течение последних 5 лет основные количественные и качественные показатели состояния подростковой преступности в Иркутской области не претерпели кардинальных изменений и в целом характеризовались стабильной отрицательной динамикой.

Общий темп снижения преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Иркутской области с 2005 по 2009 годы, составил 36,1 % (с 3 787 до 2 418 деяний), удельный вес в общей массе противоправных деяний, совершенных в Иркутской области, снизился с 9,9 % в 2005-2006 годах до 5,1 % в 2009 году.

Основную долю подростковых преступлений в течение всего периода составляли деяния имущественного характера - в среднем 73 %, сравнение абсолютных показателей 2005- 2009 годов имеет отрицательное значение в 35,9 % (с 2 700 до 1 732 преступлений). В общем числе имущественных преступлений более 65 % – кражи, около 25 % – грабежи и порядка 4 % – разбои.

В среднем 4 из 10 преступлений несовершеннолетних характеризовались групповой формой совершения, причем как абсолютному числу, так и доле групповых преступлений в общем числе, совершенных подростками, в течение последних 5 лет специфична стойкая нисходящая динамика (деяния - с 1 771 до 914, или на 48,4 %; удельный вес – с 46,8 % до 37,8 %).

Более половины групповых преступлений подростки совершили совместно со взрослыми; динамический ряд показателей в разрезе 5 лет аналогичен групповым преступлениям - снижение абсолютного числа таких деяний составило 51,3 % (с 1 011 до 492), их удельного веса в общей массе групповых - с 57,1 % до 53,8 %.

В среднем 20 % противозаконных деяний совершено подростками, ранее совершавшими преступления. Уровень повторной преступности несовершеннолетних в 2005-2006 годах на территории Иркутской области составил 22 %, в 2007-2009 годах - 19 %.

Максимальное число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, зарегистрировано в 2007 году (4292 человека), минимальное - в 2009 году (3008 лиц).

В общем числе лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступления на территории Иркутской области, доля несовершеннолетних варьировалась от 15 % (2006 г.) до 9,7 % (2009 г.).

Стабильным снижением на территории Иркутской области отмечена криминальная активность несовершеннолетних как в возрасте 14-15 лет (на 22,6 %, с 997 до 772 лиц в анализируемом периоде), так и 16-17 лет (на 26,9 %, с 3057 до 2 236 человек), при этом последняя категория ежегодно составляла в среднем 75 % в общем числе несовершеннолетних правонарушителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»