Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 года N 252-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОЛОДЕЖЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: постановление Правительства Иркутской области от 24.05.2012 года N 247-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 26.11.2012 N 666-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 113;
постановление Правительства Иркутской области от 26.06.2013 N 240-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 09.09.2013 N 346-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 481-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2013 N 606-пп}



В целях создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития Иркутской области, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьей 20 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 109-оз "О государственной молодежной политике в Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011 - 2013 годы.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства Иркутской области

от "13" октября 2010 года N 252-пп

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011-2013 годы

Иркутск, 2010 год

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Молодежь Иркутской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Основание для  разработки  Программы
 (наименование, номер и дата правового
 акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области от
 10 августа 2010 года N 152-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство экономического развития Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области , управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе

{строка "Основные разработчики Программы" Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп}

Администратор Программы

Министерство по физической культ уре, спорту и молодежной политике Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (далее - МФКСиМП), министерство образования Иркутской области (далее – МО), министерство культуры и архивов Иркутской области (далее – МкиА), министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – МСРОиП), министерство здравоохранения Иркутской области (далее – МЗ), министерство труда и занятости Иркутской области (далее - МТЗ) , управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе (далее - УПиОР) во взаимодействии с Главным управлением внутренних дел по Иркутской области (далее – ГУВД по И.о.), Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее – ГУФСИН по И.о.), Главным управлением Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Иркутской области (далее – ГУ МЧС России по И.о.), региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Иркутской области)  (далее - РО ООГО ДОСААФ России Иркутской области), военным комиссариатом Иркутской области (далее – ВК И.о.), общественными объединениями (далее – ОО), органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее – ОМСУ И.о.)

{строка "Исполнители Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп}

Цель (цели) Программы

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития Иркутской области

Задачи Программы

1. Развитие системы социальных служб и клубов для молодежи, совершенствование нормативного правового, научно-методического, кадрового обеспечения молодежной политики, информационного обеспечения молодежи.
 2. Стимулирование инновационной деятельности молодых людей, реализация научно-технического и творческого потенциала молодежи. Выявление и поддержка талантливой молодежи.
 3. Обеспечение занятости молодежи, развитие предпринимательской активности, оптимизация качества профессионального ориентирования и профессиональной подготовки молодежи, поддержка практики предоставления сезонных и временных работ для молодежи.
 4. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, активизация участия молодежи в реформировании экономики, социальных отношений, развитии деловой активности и подъеме производства.
 5. Поддержка молодой семьи, оказание психолого-педагогической, правовой, консультационной помощи молодым семьям, формирование у молодежи позитивного отношения к институту семьи .
 6. Интеграция в общество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 7. Совершенствование системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи в Иркутской области

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2013 годы.
 Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области и допризывная подготовка молодежи" на 2011-2013 годы (далее - Подпрограмма)

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
 Объем финансирования  Программы на период
 с 2011 по 2013 годы составляет: 150036,601тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год - 53 000 тыс. рублей;

 2012 год - 46 275,001 тыс. рублей;

 2013 год - 50761,6 тыс. рублей;

 в том числе:
 общепрограммные мероприятия: 94284,9 тысяч рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год -  35 340 тыс. рублей;

 2012 год - 30 125 тыс. рублей;

 2013 год - 28819,9тыс. рублей;

 по Подпрограмме:  55751,701  тысяч рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год - 17 660 тыс. рублей;

 2012 год - 16 150,001 тыс. рублей;

 2013 год - 21941,7 тыс. рублей.

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.05.2012 года N 247-пп; от 26.11.2012 N 666-пп; от 01.04.2013 N 113; от 26.06.2013 N 240-пп; от 31.10.2013 N 481-пп}

Ожидаемые конечные результаты
 реализации Программы и показатели
 социально-экономической эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит:
 1) открыть 24 центра по работе с молодежью в муниципальных образованиях Иркутской области, в том числе 6 центров активной молодежи, 6 центров по работе с молодой семьей, 6 центров по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, 6 молодежных информационных центров, увеличив количество с 9 центров в 2010 году до 33 центров. Количество оказываемых услуг молодежи за период действия Программы увеличится с 34 643 услуг до  127 026 услуг;

 2) увеличить ежедневное количество обращений (пользователей) на сетевые ресурсы (интернет-сайты), администрируемые исполнителями Программы, с 250 единиц (в 2009 году)  до 2 000 единиц;

 3)  увеличить количество молодежи, входящей в областной банк данных талантливой молодежи Иркутской области,  с 1 300 чел. (в 2009 году)  до 7000 чел.;

 4) поддержать из областного бюджета 36 инновационных проектов, разработанных молодыми людьми за период действия Программы (по 12 проектов ежегодно);

 5) предоставить профориентационные услуги через профориентационные центры для молодежи для 46 000 чел. за весь период действия Программы, что составит 75 % от  общего числа целевой аудитории;

 6) снизить удельный вес безработной молодежи от общей численности молодежи Иркутской области с 1,8%
 (в 2009 году)  до 1,5 %,  (с 13,77 тыс. чел. до 10,87 тыс. чел.);

 7) увеличить удельный вес молодежи, принимающей участие в реализации социально значимых инициатив и проектов, в том числе в составе отрядов волонтеров, детских и молодежных общественных объединений, от общей численности молодежи Иркутской области,  с 13 % до 22 %,  (с 94,22  тыс. чел. до 159,45 тыс. чел.);

 8) увеличить количество  молодых граждан, получивших консультационную помощь по вопросам семьи и брака, в том числе в центрах по работе с молодой семьей,  с 500 чел.
 (в 2009 году) до 2 200 чел. за период действия Программы;

 9) увеличить число получателей услуг в сфере патриотического воспитания молодежи до 600 125 чел. за период действия Программы.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития региона, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.

Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития Иркутской области невозможно без активного участия молодежи.

Это объясняется, прежде всего, тем, что молодежь выполняет особые социальные функции:

наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

обладает потенциалом в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

составляет основной источник пополнения трудовых ресурсов для экономики региона.

Общая численность молодежи Иркутской области составляет 724 777 чел., или 28,9% населения Иркутской области.

Современной молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных явлений:

1. Низкая социальная активность: слабая включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность.

Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% молодых людей в регионе.

2. Высокий уровень безработицы молодежи.

Безработных молодых людей, обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области в 2008 году, - 80,6 тыс. чел., за I полугодие 2009 года - 50,8 тыс. чел. Удельный вес молодых людей среди безработных в Иркутской области составляет 32,5%.

3. Социально-негативные явления в молодежной среде.

Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким - 490 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза - среднероссийский.

По данным ГУВД по И.о., в 2008 году более половины (59%) граждан, совершивших преступления, моложе 30 лет. Общее количество преступников в возрасте от 14 до 30 лет - 18 829 чел., что составило 2,6% от общего количества молодежи Иркутской области.

4. Кризис института семьи и брака.

В 2009 году органами записи актов гражданского состояния зарегистрировано 12 330 разводов, на 10 браков в Иркутской области приходилось 6 разводов; количество абортов в 2009 году у женщин в возрасте от 15 до 30 лет составило 18 822. Молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше).

Серьезной угрозой является проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно данным государственного доклада "Молодежь Иркутской области" за 2009 год, 65,4% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 17,0% - одного ребенка, и только 13,3% - троих детей, 4,3 % вообще не хотят иметь детей.

5. В Иркутской области, как и в других субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока, наблюдается тенденция оттока молодежи в другие субъекты Российской Федерации (в основном, в центральную часть Российской Федерации). Молодежь является наиболее мобильной социально-демографической группой общества, и более трети из выбывших молодых людей предпочли другие регионы в качестве места для учебы или работы. Анализ миграционных процессов показывает, что в 2008 году доля молодежи в числе прибывших составила 47,4% (17 715 чел.), в числе выбывших доля молодежи составила 46,4% (19 337 чел.). Таким образом, абсолютные потери молодежи составили 1 622 чел.

6. Социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.

7. Сегодня в России имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии.

8. В сфере подготовки граждан к военной службе наблюдается снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Возникновение указанных проблем связано во многом с тем, что процесс социализации сегодняшнего поколения молодежи пришелся на годы, когда система молодежной политики практически отсутствовала, а советская инфраструктура молодежной сферы уже не работала. Это привело к практическому исключению целого поколения молодых людей из процессов выработки решений, связанных с общественно-политической жизнью и, как следствие, к деформации духовно-нравственной сферы, утрате прежнего единства духовных и идеологических установок, правовому нигилизму. Насаждение примитивных образцов для подражания с целью формирования потребительской психологии привело к заметному искажению ценностных установок у значительной части молодежи, исключению значительной части молодежи из активной производительной и творческой деятельности.

Для решения указанных проблем необходимы следующие меры:

совершенствование регионального законодательства государственной молодежной политики, разработка нормативных правовых актов по реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;

мероприятия по поддержке и развитию сети учреждений по работе с молодежью, организационно-техническая поддержка молодежных мероприятий;

формирование кадрового потенциала молодежной политики, обучение, подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью, научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;

организация работы с молодежью путем увеличения объема, разнообразия, доступности и повышения качества оказания услуг для молодежи на территории Иркутской области;

проведение мероприятий, направленных на развитие творческого, научного потенциала различных категорий молодежи, включая поиск, выявление, поддержку талантливой молодежи, внедрение новых форм, методов и инструментов поддержки талантливой молодежи;

создание и внедрение эффективных форм и методов работы по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и формированию гражданской позиции, повышение уровня допризывной подготовки молодежи;

формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;

укрепление института семьи, государственная поддержка молодых семей;

поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в том числе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей, возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

организация временной, сезонной и постоянной трудовой занятости молодежи, содействие профессиональному самоопределению, а также проведение мероприятий, способствующих решению проблем социальной адаптации и самореализации молодежи в обществе, развитие молодежного трудового движения (студенческие трудовые отряды);

вовлечение молодежи в социальную практику, развитие добровольческого движения, поддержка общественных инициатив;

профилактика асоциальной деятельности молодых людей;

методическая помощь при создании и организации деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Без применения программно-целевого метода в дальнейшем возможно развитие следующих негативных тенденций:

1. Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, а также механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации экономики. При этом в системе государственного управления отсутствует актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким потенциалом, а у молодого человека ограничены возможности развития, в том числе из-за отсутствия информации.

2. Низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику может привести к восприятию социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет может ограничить возможности социально-экономического развития региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.

3. Отсутствие системы поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, может привести к формированию изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие, социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни. В таком случае государство будет вынуждено направлять ресурсы на преодоление негативной социальной ситуации.

4. Несовершенство системы подготовки молодежи допризывного возраста к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации приведет к снижению уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы.