ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 года N 252-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОЛОДЕЖЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: постановление Правительства Иркутской области от 24.05.2012 года N 247-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 26.11.2012 N 666-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 113;
постановление Правительства Иркутской области от 26.06.2013 N 240-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 09.09.2013 N 346-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 481-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2013 N 606-пп}
В целях создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития Иркутской области, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьей 20 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 109-оз "О государственной молодежной политике в Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011 - 2013 годы.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев
постановлением
Правительства Иркутской области
от "13" октября 2010 года N 252-пп
Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Молодежь Иркутской области" на 2011-2013 годы
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Молодежь Иркутской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Иркутской области от |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство экономического развития Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области , управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе |
{строка "Основные разработчики Программы" Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп}
Администратор Программы | Министерство по физической культ уре, спорту и молодежной политике Иркутской области |
Исполнители Программы | Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (далее - МФКСиМП), министерство образования Иркутской области (далее – МО), министерство культуры и архивов Иркутской области (далее – МкиА), министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – МСРОиП), министерство здравоохранения Иркутской области (далее – МЗ), министерство труда и занятости Иркутской области (далее - МТЗ) , управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе (далее - УПиОР) во взаимодействии с Главным управлением внутренних дел по Иркутской области (далее – ГУВД по И.о.), Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее – ГУФСИН по И.о.), Главным управлением Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Иркутской области (далее – ГУ МЧС России по И.о.), региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Иркутской области) (далее - РО ООГО ДОСААФ России Иркутской области), военным комиссариатом Иркутской области (далее – ВК И.о.), общественными объединениями (далее – ОО), органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее – ОМСУ И.о.) |
{строка "Исполнители Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.02.2013 N 46-пп}
Цель (цели) Программы | Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития Иркутской области |
Задачи Программы | 1. Развитие системы социальных служб и клубов для молодежи, совершенствование нормативного правового, научно-методического, кадрового обеспечения молодежной политики, информационного обеспечения молодежи. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы. |
Перечень подпрограмм (при их наличии) | Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области и допризывная подготовка молодежи" на 2011-2013 годы (далее - Подпрограмма) |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год. |
{строка "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.05.2012 года N 247-пп; от 26.11.2012 N 666-пп; от 01.04.2013 N 113; от 26.06.2013 N 240-пп; от 31.10.2013 N 481-пп}
Ожидаемые конечные результаты | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития региона, повышения благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.
Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития Иркутской области невозможно без активного участия молодежи.
Это объясняется, прежде всего, тем, что молодежь выполняет особые социальные функции:
наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;
обладает потенциалом в развитии экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;
составляет основной источник пополнения трудовых ресурсов для экономики региона.
Общая численность молодежи Иркутской области составляет 724 777 чел., или 28,9% населения Иркутской области.
Современной молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных явлений:
1. Низкая социальная активность: слабая включенность молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую деятельность.
Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% молодых людей в регионе.
2. Высокий уровень безработицы молодежи.
Безработных молодых людей, обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области в 2008 году, - 80,6 тыс. чел., за I полугодие 2009 года - 50,8 тыс. чел. Удельный вес молодых людей среди безработных в Иркутской области составляет 32,5%.
3. Социально-негативные явления в молодежной среде.
Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким - 490 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза - среднероссийский.
По данным ГУВД по И.о., в 2008 году более половины (59%) граждан, совершивших преступления, моложе 30 лет. Общее количество преступников в возрасте от 14 до 30 лет - 18 829 чел., что составило 2,6% от общего количества молодежи Иркутской области.
4. Кризис института семьи и брака.
В 2009 году органами записи актов гражданского состояния зарегистрировано 12 330 разводов, на 10 браков в Иркутской области приходилось 6 разводов; количество абортов в 2009 году у женщин в возрасте от 15 до 30 лет составило 18 822. Молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше).
Серьезной угрозой является проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно данным государственного доклада "Молодежь Иркутской области" за 2009 год, 65,4% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 17,0% - одного ребенка, и только 13,3% - троих детей, 4,3 % вообще не хотят иметь детей.
5. В Иркутской области, как и в других субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока, наблюдается тенденция оттока молодежи в другие субъекты Российской Федерации (в основном, в центральную часть Российской Федерации). Молодежь является наиболее мобильной социально-демографической группой общества, и более трети из выбывших молодых людей предпочли другие регионы в качестве места для учебы или работы. Анализ миграционных процессов показывает, что в 2008 году доля молодежи в числе прибывших составила 47,4% (17 715 чел.), в числе выбывших доля молодежи составила 46,4% (19 337 чел.). Таким образом, абсолютные потери молодежи составили 1 622 чел.
6. Социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.
7. Сегодня в России имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышения агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии.
8. В сфере подготовки граждан к военной службе наблюдается снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Возникновение указанных проблем связано во многом с тем, что процесс социализации сегодняшнего поколения молодежи пришелся на годы, когда система молодежной политики практически отсутствовала, а советская инфраструктура молодежной сферы уже не работала. Это привело к практическому исключению целого поколения молодых людей из процессов выработки решений, связанных с общественно-политической жизнью и, как следствие, к деформации духовно-нравственной сферы, утрате прежнего единства духовных и идеологических установок, правовому нигилизму. Насаждение примитивных образцов для подражания с целью формирования потребительской психологии привело к заметному искажению ценностных установок у значительной части молодежи, исключению значительной части молодежи из активной производительной и творческой деятельности.
Для решения указанных проблем необходимы следующие меры:
совершенствование регионального законодательства государственной молодежной политики, разработка нормативных правовых актов по реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;
мероприятия по поддержке и развитию сети учреждений по работе с молодежью, организационно-техническая поддержка молодежных мероприятий;
формирование кадрового потенциала молодежной политики, обучение, подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью, научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации государственной молодежной политики в Иркутской области;
организация работы с молодежью путем увеличения объема, разнообразия, доступности и повышения качества оказания услуг для молодежи на территории Иркутской области;
проведение мероприятий, направленных на развитие творческого, научного потенциала различных категорий молодежи, включая поиск, выявление, поддержку талантливой молодежи, внедрение новых форм, методов и инструментов поддержки талантливой молодежи;
создание и внедрение эффективных форм и методов работы по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и формированию гражданской позиции, повышение уровня допризывной подготовки молодежи;
формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям;
укрепление института семьи, государственная поддержка молодых семей;
поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в том числе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей, возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
организация временной, сезонной и постоянной трудовой занятости молодежи, содействие профессиональному самоопределению, а также проведение мероприятий, способствующих решению проблем социальной адаптации и самореализации молодежи в обществе, развитие молодежного трудового движения (студенческие трудовые отряды);
вовлечение молодежи в социальную практику, развитие добровольческого движения, поддержка общественных инициатив;
профилактика асоциальной деятельности молодых людей;
методическая помощь при создании и организации деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Без применения программно-целевого метода в дальнейшем возможно развитие следующих негативных тенденций:
1. Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, а также механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации экономики. При этом в системе государственного управления отсутствует актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким потенциалом, а у молодого человека ограничены возможности развития, в том числе из-за отсутствия информации.
2. Низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику может привести к восприятию социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет может ограничить возможности социально-экономического развития региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
3. Отсутствие системы поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, может привести к формированию изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие, социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни. В таком случае государство будет вынуждено направлять ресурсы на преодоление негативной социальной ситуации.
4. Несовершенство системы подготовки молодежи допризывного возраста к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации приведет к снижению уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы.