Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2011 года N 540

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Новгородской области
от 28 октября 2013 года N 322

____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р "Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года" Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2012-2014 годы".

2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Заместитель

Главы администрации области А.Н. Потемкин

УТЕРЖДЕНА

постановлением Администрации области от 13.01.2011 N 540

Долгосрочная областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2012-2014 годы" Паспорт Программы


Наименование Программы:

долгосрочная областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2012-2014 годы" (далее Программа).

Правовая основа Программы:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ ;

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р ;

Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах";

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы";

областной закон от 02.04.2008 N 282-ОЗ "О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области".

Заказчик Программы:

комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области (далее комитет).

Разработчики Программы:

комитет.

Исполнители Программы:

комитет;
региональные операторы Программы (по согласованию).

Обоснование Программы:

необходимость разработки Программы вызвана возрастающей потребностью населения области в улучшении жилищных условий, низкой платежеспособностью населения, потребностью в создании условий для улучшения демографической ситуации в области и определена целями и задачами Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р. Программа определяет цели, задачи и основные направления развития ипотечного жилищного кредитования, предусматривает оказание государственной поддержки в форме социальных выплат отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий Программы, содержит целевые индикаторы и показатели их результативности.

Цели Программы:

сохранение сформированной инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования и его дальнейшее развитие;
повышение доступности ипотечного кредитования для населения Новгородской области.

Задачи Программы:

обеспечение доступности приобретения жилья в Новгородской области для граждан с различным уровнем доходов за счет получения ипотечных кредитов;
оказание бюджетного содействия в целях повышения уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения Новгородской области;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и расширения деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.

Механизм реализации Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе).

Сроки реализации Программы:

2012-2014 годы.

Объемы и источники финансирования Программы по годам :

общий объем финансирования Программы составляет 2582,0 млн.рублей.

Источник финансирования

Объем финансирования (млн.руб.)

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

Областной бюджет

170,8

58,4

56,9

55,5

Собственные и заемные средства граждан

2411,2

780,8

807,5

822,9

Итого

2582,0

839,2

864,4

878,4

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:

успешное выполнение мероприятий Программы в 2012-2014 годах позв олит: оказать государственную помощь в приобретении жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования 313 гражданам и их семьям, в том числе в 2012 году - 107, в 2013 году - 104, в 2014 году – 102;
создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем граждан, проживающих на территории области;
привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные: ипотечные жилищные кредиты (займы) на сумму 2150,0 млн.рублей, в том числе в 2012 году - 700,0 млн.рублей, в 2013 году – 720,0 млн.рублей, в 2014 году – 730,0 млн.рублей;
займы на стадии строительства жилых помещений на сумму 245,6 млн.рублей, в том числе в 2012 году - 75,8 млн.рублей, в 2013 году – 82,3 млн.рублей, в 2014 году – 87,5 млн.рублей;
льготные жилищные займы на сумму 15,6 млн.рублей, в том числе в 2012 году - 5,0 млн.рублей, в 2013 году – 5,2 млн.рублей, в 2014 году - 5,4 млн.рублей.

Система организации контроля за реализацией Программы :

информация о выполнении мероприятий Программы представляется региональными операторами Программы в комитет ежегодно до 01 февраля до 2015 года включительно. Комитет в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности" направляет в комитет Админист рации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области ежеквартальный и ежегодный отчеты о ходе реализации Программы до 2015 года включительно.

Описание Программы


1. Технико-экономическое обоснование Программы

1.1. Основные термины, используемые в Программе:

региональный оператор Программы - организация, учрежденная для реализации Программы, осуществляющая подбор профессиональных участников ипотечного рынка и обеспечивающая процесс ипотечного жилищного кредитования путем привлечения источников финансирования в соответствии с соглашением о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, заключенным между Администрацией области, открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее АИЖК) и данной организацией;

участники Программы - заемщики, кредиторы, а также другие организации, участвующие в Программе через регионального оператора Программы;

заемщики - граждане Российской Федерации, обратившиеся за получением ипотечного жилищного кредита (займа), квалифицированные кредитором как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный жилищный кредит (заем), добровольно предоставляющие в залог находящиеся в собственности объекты недвижимости и (или) приобретаемое на средства ипотечного жилищного кредита (займа) жилое помещение, участвующие в Программе. Участвующими в Программе признаются граждане, обратившиеся к региональному оператору Программы в установленном порядке;

ипотечный жилищный кредит (заем) - кредит (заем), предоставленный банком или иной организацией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданину для приобретения (строительства) жилого помещения под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения в качестве обеспечения исполнения обязательств на условиях платности, срочности и возвратности;

кредиторы - банки и иные участвующие в Программе организации, предоставляющие заемщикам ипотечные жилищные кредиты (займы) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие их последующее обслуживание;

залогодатель - заемщик, получатель кредитных средств для приобретения жилого помещения и передавший его после оформления права собственности в залог кредитору;

координатор Программы - комитет, в установленном порядке осуществляющий координацию деятельности участников Программы по выполнению мероприятий по ипотечному жилищному кредитованию, государственной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с областным законодательством и контроль за реализацией Программы;

ипотека - залог недвижимого имущества, возникающий на основании Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" при наступлении указанных в нем обстоятельств;

закладная - именная ценная бумага, удостоверяющая права ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой жилого помещения, без представления других доказательств существования этого обязательства и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой;

андеррайтинг - оценка кредитором и региональным оператором Программы вероятности погашения ипотечного жилищного кредита (займа) и определение максимально возможной суммы ипотечного жилищного кредита (займа) с учетом доходов заемщика, наличия средств для первоначального взноса и оценки предмета ипотеки.

1.2. Жилищная проблема в Новгородской области остается одной из самых насущных, требующих первоочередного разрешения.

Вплотную к решению этой проблемы область подошла в 2004 году с принятием областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2004-2008 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 30.01.2004 N 19, областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2008-2011 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 26.06.2008 N 222 (далее областные программы ипотечного жилищного кредитования), основной целью которых являлось создание условий для различных слоев населения в приобретении жилых помещений.

Внедрение государственной поддержки в рамках областных программ ипотечного жилищного кредитования позволило отдельным категориям граждан, проживающим на территории области, в соответствии с областным законодательством более успешно решать свои жилищные проблемы.

Каждый третий жилищный кредит, выданный в области, является кредитом, выданным в рамках областных программ ипотечного жилищного кредитования. Двукратный рост объемов ипотечного кредитования по сравнению с предыдущим четырехлетием обусловлен растущим интересом к быстрому и успешному решению проблемы улучшения жилищных условий. Система рефинансирования и эффективное использование имеющихся ресурсов позволили увеличить объем кредитования и оказать необходимую поддержку гражданам. Так в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2008-2011 годы" предоставлено 2078 ипотечных кредитов на сумму 2020,1 млн.рублей, 28 льготных жилищных займов на сумму 12,5 млн.рублей, 273 займа для завершения строительства на сумму 277,8 млн.рублей. Привлечение кредитов (займов) для завершения строительства позволило ввести более 9,0 тыс.кв.м жилых помещений на территории области.

Качественный состав заемщиков:

молодые семьи - 54,7 %;

работники государственных и муниципальных образовательных учреждений - 6,6 %;

работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения - 6,2 %.

Благодаря повышенному вниманию граждан к новому строительству долю жилья, приобретаемого в новых домах с использованием ипотечного кредитования, с 2006 года удалось увеличить с 3,0 до 25,8 %.

Социальные выплаты за счет средств областного бюджета на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья или участие в долевом строительстве и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) получили 715 заемщиков.

Основной задачей на ближайшую перспективу остается обеспечение доступности ипотечного жилищного кредитования для населения области.

Необходимость устойчивого функционирования системы ипотечного кредитования с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих на территории области, определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

является одной из приоритетных, ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения области;

носит межотраслевой и межведомственный характер;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер, ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие области.

Вместе с тем, применение программно-целевого метода к решению поставленных Программой задач сопряжено с определенными сложностями. В процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке и бюджетной обеспеченности.

2. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками финансирования Программы являются:

областной бюджет;

средства граждан, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого помещения.

Общий объем финансирования Программы составит 2582,0 млн.рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 170,8 млн.рублей;

за счет собственных и заемных средств граждан - 2411,2 млн.рублей.

3. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств областного бюджета будет обеспечена за счет:

исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности использования бюджетных средств;

адресного предоставления бюджетных средств;

привлечения гражданами собственных, кредитных и заемных ресурсов для приобретения (строительства) жилого помещения.

Оценка эффективности реализации мер по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в области будет осуществляться на основе целевых индикаторов, которыми являются:

количество граждан и их семей, которым оказана государственная помощь в виде социальной выплаты в приобретении жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования (2012 год - 107 граждан, 2013 год – 104 гражданина, 2014 год – 102 гражданина);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»