АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2004 года N 19
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 2008 ГОДЫ"
{Утратило силу:
постановление Администрации Новгородской области от 26 июня 2008 года N 222; НГР:ru53000200800262}
{Изменения:
постановление Администрации Новгородской области от 01 октября 2004 года N 225; НГР:ru53000200400311
постановление Администрации Новгородской области от 28 января 2005 года N 20; НГР:ru53000200500095
постановление Администрации Новгородской области от 06 мая 2005 года N 115; НГР:ru53000200500176
постановление Администрации Новгородской области от 21 октября 2005 года N 386; НГР:ru53000200500478
постановление Администрации Новгородской области от 17 апреля 2006 года N 193; НГР:ru53000200600187}
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и в целях создания благоприятных условий приобретения доступного по стоимости жилья, удовлетворения потребности населения области в улучшении жилищных условий, а также улучшения социально-экономической ситуации в области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2004 - 2008 годы" (далее - Программа).
2. Комитету финансов области при формировании проектов областного бюджета на очередной год предусматривать средства на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области в порядке софинансирования разработать и принять муниципальные программы ипотечного жилищного кредитования на 2004 - 2008 годы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Лобача С.Н.
{В ред.: постановления Администрации Новгородской области от 28 января 2005 года N 20; НГР:ru53000200500095}
5. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области М.М. Прусак
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2004-2008 годы" Паспорт Программы
Наименование Программы: | областная целевая программа "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2004 - 2008 годы" (далее - Программа). |
Правовая основа Программы: |
{В ред.: постановления Администрации Новгородской области от 06 мая 2005 года N 115; НГР:ru53000200500176}
Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; | |
Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"; | |
Постановление Правительства Российской Федерации от "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации"; | |
Постановление Правительства Российской Федерации от "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; | |
Постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"; | |
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 2975 "О Правилах предо ставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка"; | |
постановление Администрации Новгородской области от "О региональной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года". | |
Заказчик Программы: | Администрация области. |
Разработчики Программы: | управление строительства и инвестиционной политики области, некоммерческая организация "Новгородагрожилстройфонд", комитеты области: финансов; |
Цели Программы: | предоставление возможности улучшения жилищных условий средним слоям населения, имеющим стабильную работу; |
создание приоритетных условий в решении жилищных проблем молодых семей и жителей сельской местности; | |
создание условий для улучшения демографической ситуации в области; | |
улучшение социально-экономической ситуации в области; | |
подъем отрасли жилищного строительства в области; | |
подъем отрасли производства строительных материалов и стройиндустрии в области. | |
Сроки реализации Программы: | 2004 - 2008 годы. |
Исполнители Программы: | управление строительства и инвестиционной политики, администрации городов и районов области (по согласованию), Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию, комитеты области: финансов; |
{В ред.: постановления Администрации Новгородской области от 28 января 2005 года N 20; НГР:ru53000200500095}
Объемы и источники финансирования Программы: | изложены в приложении к настоящей программе и подлежат уточнению в соответствии с ежегодным принятием бюджетов всех уровней. |
Контроль за реализацией Программы: | управление строительства и инвестиционной политики области осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы по ее выполнению, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств всех уровней бюджетов. Исполнители Программы представляют ежегодно к 1 февраля до 2008 года в Администрацию области информацию о ходе реализации Программы. Управление строительства и инвестиционной политики области обобщает сведения и представляет в Администрацию области информацию о ходе реализации Программы ежегодно к 10 февраля до 2008 года. |
1. Основные термины, используемые в настоящей Программе
В настоящей Программе используются следующие термины:
региональный оператор - Новгородский областной Фонд по ипотечному жилищному кредитованию - специализированная организация, осуществляющая подбор профессиональных участников ипотечного рынка с внесением их на рассмотрение координатора Программы и обеспечивающая процесс ипотечного кредитования путем привлечения источников финансирования (далее - региональный оператор);
{В ред.: постановления Администрации Новгородской области от 28 января 2005 года N 20; НГР:ru53000200500095}
заемщики - граждане Российской Федерации, обратившиеся за получением ипотечного жилищного кредита, квалифицированные кредитором как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный жилищный кредит, добровольно предоставляющие в залог находящиеся в собственности объекты недвижимости и (или) приобретаемое на средства кредита жилье;
кредиторы - банки и иные организации, предоставляющие заемщикам ипотечные жилищные кредиты (займы) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие последующее обслуживание заемщиков;
залогодатель - заемщик, получатель кредитных средств для приобретения квартиры и передавший ее после оформления права собственности в залог кредитору;
участники Программы - подрядные организации, поставщики строительных материалов, осуществляющие строительство жилья и поставку материалов для реализации Программы, а также другие организации, участвующие в Программе через регионального оператора;
заказчик-застройщик - государственное учреждение "Служба заказчика-застройщика Новгородской области", осуществляющее строительство по заказу Администрации области целевого жилья по данной Программе;
строительная организация - организация, осуществляющая функции подрядчика при строительстве жилых домов (выбор строительной организации производится на конкурсной основе);
координатор Программы - управление строительства и инвестиционной политики области, определяющее круг участников Программы, осуществляющее их координацию в выполнении мероприятий по ипотечному кредитованию и контроль за реализацией Программы;
продавцы жилья - физические и юридические лица (в том числе риэлтерские организации), продающие жилые помещения, находящиеся в их собственности, или выступающие в роли продавцов по поручению других физических и юридических лиц;
страховые компании - организации, осуществляющие страхование имущества (страхование жилья, находящегося в залоге), долгосрочное страхование жизни и трудоспособности заемщика, а также страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка;
ипотека - залог недвижимости;
ипотечный жилищный кредит - кредит, предоставленный банком или иной кредитной организацией гражданину для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения в качестве обеспечения исполнения обязательств на условиях платности, срочности и возвратности;
закладная - именная ценная бумага, удостоверяющая права ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой жилого помещения, без предоставления других доказательств существования этого обязательства и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой;
андеррайтинг - оценка кредитором вероятности погашения ипотечного кредита и определение максимально возможной суммы ипотечного кредита с учетом доходов заемщика, наличия средств для первоначального взноса и оценки предмета ипотеки;
первичный рынок ипотечных жилищных кредитов - стадия формирования рынка ипотечных жилищных кредитов, на которой решается задача обеспечения граждан жильем;
вторичный рынок ипотечных жилищных кредитов (займов) - стадия ипотечного жилищного кредитования, на которой осуществляется рефинансирование выданных кредиторами ипотечных жилищных кредитов;
субсидия - бюджетные средства, предоставляемые заемщику исходя из социальной нормы жилья (нормы общей площади жилья на семью, состоящую из одного человека - 33 кв. метра, двух человек - 42 кв. метра, трех человек и более - по 18 кв. метров на каждого члена семьи);
фонд жилья для временного поселения - относящийся к специализированным домам (жилым помещениям) жилищный фонд, предназначенный для проживания граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет ипотечного жилищного кредита, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата ипотечного жилищного кредита, в случае, если на момент обращения взыскания такое жилье является для них единственно пригодным для проживания;
молодая семья - в рамках настоящей Программы семья, в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
2. Состояние и перспективы развития ипотечного кредитования в области
2.1. Анализ и оценка исходной ситуации на предшествующем этапе
С 1995 года в области начат этап перехода к обеспечению населения жильем на рыночной основе. Подготовлена определенная нормативная база для работы с различными формами строительства и приобретения жилья. На первом этапе источниками финансирования являлись бюджетные средства и личные средства граждан.
В 1995 - 2000 годы под гарантии Администрации области осуществлялась реализация облигационного займа. В результате проводимых котировок цен был выявлен разрыв между платежеспособностью граждан и стоимостью строительства. В результате такого разрыва доля компенсации (субсидирования) из областного бюджета составила до 50 процентов. Как показала практика, этого было бы недостаточно, если бы не была введена рассрочка платежей 50-процентной доли граждан на 3 года под 7 процентов годовых. Такая мера повлекла за собой отвлечение бюджетных средств на дотацию, но позволила привлечь к этой программе до 90 процентов граждан, проживающих на территории Новгородской области, принявших участие в займе.
Заем выявил границу социальных льгот, которые делают его доступным для средних слоев населения (до 7% годовых). Результаты эти были использованы в дальнейшем при разработке условий долгосрочного кредитования.
В Великом Новгороде с 1996 года разрабатывается правовая база ипотечного кредитования жилья.
В настоящее время основной формой ипотечного кредитования в городе является предоставление гражданам - участникам программы бюджетных займов в размере до 20 процентов стоимости жилья, полагающегося семье по социальной норме в зависимости от платежеспособности граждан. А для работников городских бюджетных организаций этот показатель вдвое выше - до 40 процентов. Заем предоставляется сроком на 10 лет под 8 процентов годовых. С целью обеспечения возврата бюджетного займа оформляются договоры страхования жизни, трудоспособности заемщика, закладываемого имущества и т.д.
На него могут претендовать граждане, состоящие на городской очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приоритет отдается гражданам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее других претендентов, а также те граждане, которые желают улучшить жилищные условия и имеют на сегодня квартиры площадью менее социальной нормы на каждого члена семьи. Приоритет отдается очередникам.
Основным оператором городского ипотечного рынка является Администрация Великого Новгорода в лице управления по жилищным вопросам. В процессе строительства и продажи жилья применяют элементы ипотеки: рассрочка платежей, предоставление займов под залог имеющегося жилья и т.д.
С 1996 года для сельских жителей по ходатайствам администраций районов осуществляется долгосрочное кредитование строительства или приобретения жилья в форме льготного займа на срок до 10 лет под 10 процентов годовых в размере до 70 процентов стоимости жилья по социальной норме, что значительно ниже процентной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не обладающих собственными накоплениями, с 2003 года выделяются средства федерального бюджета по программе "Социальное развитие села до 2010 года" в виде субсидирования до 30 процентов стоимости строительства или приобретения жилья по социальной норме. С учетом предоставляемой субсидии процент займа по факту снижается с 10 до 6 процентов.
В целом ипотека рассматривается как перспективный вариант решения жилищных вопросов для среднего класса за счет средств граждан и дешевых кредитов при гарантированном законодательстве.
Внедрению системы ипотечного кредитования в предшествующие годы препятствовали:
отсутствие нормативной базы на федеральном уровне, обеспечивающей социальные гарантии граждан и участников ипотечного рынка;
рост инфляции;
отсутствие у банков достаточного количества ресурсов для осуществления кредитования на длительный период.
Отпуск цен на энергоносители привел к значительному росту цен в строительном комплексе. Рост стоимости жилья во много раз опережал доходы населения.
Основная нагрузка бюджета была направлена на поддержание жизнеобеспечения социально не защищенных слоев населения, что привело с 1993 года практически к прекращению строительства доступного социального жилья, в том числе за счет бюджетных средств.