Использование общественных финансов в Республике Татарстан можно разделить по следующим направлениям:
выполнение государственных социальных гарантий, включая дополнительные меры адресной социальной поддержки отдельным категориям населения;
исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам;
развитие инфраструктуры социальной сферы;
развитие транспортного комплекса;
иные направления.
За последние годы около 70 процентов расходной части бюджета направляется на текущее содержание социальной сферы, включая повышение заработной платы работникам бюджетных организаций. В соответствии с "дорожными картами", принятыми во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и ряда последующих нормативных правовых актов, принятых в развитие этих указов, реализуются в полном объеме все принятые обязательства. Это привело к резкому увеличению расходной части бюджета и, соответственно, сокращению бюджета развития. В этой связи в республике был предпринят ряд мер по оптимизации бюджетных расходов. Среди наиболее важных мероприятий можно отметить следующие:
оптимизация (сокращение) численности работников в государственных и муниципальных органах власти;
сокращение неэффективных бюджетных расходов в связи с оптимизацией сети школ;
сокращение числа бюджетных учреждений (и их работников), созданных при министерствах и ведомствах;
введение мер адресной социальной защиты, предусматривающих учет доходов населения при получении ими предусмотренных преференций;
инвентаризация льгот;
перевод формирования объемов финансового обеспечения бюджетной сферы на нормативные принципы;
введение нормативов по использованию служебного автомобильного транспорта в государственных и муниципальных органах власти (приняты Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 N 822 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на текущее содержание служебных легковых автомобилей, обслуживающих органы власти Республики Татарстан, государственные автономные, бюджетные учреждения Республики Татарстан, и предельного размера компенсации при использовании личного легкового автомобиля в служебных целях", от 01.11.2013 N 834 "О нормативных затратах на содержание автомобильного транспорта", от 25.11.2013 N 926 "О транспортном обслуживании должностных лиц").
Разработаны стандарты качества предоставляемых услуг, что позволит обеспечить в совокупности независимую оценку качества и эффективности деятельности учреждений социальной сферы.
Внесены изменения в Закон Республики Татарстан "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", предусматривающие важные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
При государственных и муниципальных органах власти созданы общественные Советы по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Для реализации перечисленных мероприятий разработана и принята Государственная программа Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.2014 N 24).
В рамках Программы предполагается в 2014 году завершить разработку нормативных правовых актов для нетиповых учреждений с целью перевода на нормативный принцип формирования государственного задания на выполнение работ и предоставление услуг.
Существенный резерв в повышении эффективности бюджетных расходов в отрасли строительства, ремонта зданий, сооружений, дорог находится в применении нормативного метода затрат, а также усилении претензионной деятельности исполнителями подрядных работ. Кроме того, в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляется разработка нормативов обеспеченности бюджетных учреждений имуществом, продовольственными и непродовольственными товарами. Эта работа должна быть завершена в 2014 году.
Особое внимание в республике уделяется анализу кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Налажен механизм мониторинга кредиторской задолженности, в процессе которого осуществляется анализ динамики, структуры, причин возникновения кредиторской задолженности и сроков ее погашения в разрезе министерств и ведомств Республики Татарстан. На регулярной основе проводятся анализ и экспертиза планируемых закупок главных распорядителей бюджетных средств на предмет наличия лимита расходов, преимущественного осуществления первоочередных расходов, а также достаточных источников финансирования, осуществляется ежедневный учет планируемых бюджетных обязательств по всем статьям бюджетных расходов.
Необходимо отметить, что пока не решена в рамках анализа эффективности бюджетных расходов проблема оценки мультипликативного эффекта реализации либо нереализации конкретных мероприятий (предоставление услуг, обеспечение государственных гарантий предоставления услуг в социально-культурной сфере, программные мероприятия, инвестиции и др.), реализуемых с использованием бюджетных средств. Эта оценка позволит при разработке прогнозных моделей изменения социально-экономического развития учитывать полную или частичную реализацию программных мероприятий и соответственно определить факторы риска в выполнении программ.
Для решения упомянутых выше проблем необходимо:
внести изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" в части совершенствования механизма оценки эффективности государственных программ;
продолжить работу по формированию оптимальной структуры государственных и муниципальных органов власти;
разработать и внедрить систему сбалансированных показателей для каждого бюджетного учреждения и их подразделений;
развивать систему стандартов качества предоставления социальных услуг;