Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2014 года N 24


"Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан
 по повышению эффективности бюджетных расходов
на 2014-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 декабря 2023 года N 1549

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (далее - Программа).

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, обеспечить своевременное выполнение предусмотренных ею мероприятий и достижение целевых значений индикаторов оценки достигнутых результатов.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Государственная программа
Республики Татарстан по повышению эффективности
 бюджетных расходов на 2014-2016 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 20 января 2014 г. N 24)

     
Паспорт Программы

Наименование программы

Государственная программа Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Республики Татарстан,
Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - ЦЭСИ РТ),
министерства, ведомства Республики Татарстан

Цель Программы

Повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений по выполнению государственных (муниципальных) функций при неукоснительном обеспечении потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития

Задачи Программы

Обеспечение интеграции реализации стратегических целей и задач в сфере социально-экономического развития с процессом бюджетного планирования и реализации процессов формирования доходной и расходной частей бюджета;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества управления финансами в общественном секторе;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности

Срок реализации Программы

2014-2016 годы

Перечень разделов Программы

1. Характеристика сферы реализации Программы. Институциональные факторы и основные проблемы.
2. Цель и задачи Программы.
3. Описание текущей ситуации и мероприятия (действия) по блокам направлений реализации Программы.
3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Татарстан.
3.2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти.
3.3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
3.4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
3.5. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности его обеспечения.
3.6. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
3.7. Развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти.
3.8. Развитие системы закупок.
3.9. Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
4. Объемы и источники финансирования Программы.
5. Механизм реализации Программы.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы планируется в сумме 714,0 млн. рублей, в том числе в 2014 г. - 191,0 млн. рублей, 2015 г. - 315,0 млн. рублей, 2016 г. - 208,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров. Конкретные значения индикаторов приведены в разделах Программы



1. Характеристика сферы реализации Программы.
Институциональные факторы и основные проблемы


Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями конкурса, объявленного Министерством финансов Российской Федерации письмом от 27.11.2013 N 06-06-05/2/51533 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2013 N 188 "О предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", а также согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".

Государственные бюджетные ресурсы являются ключевым фактором в системе государственного регулирования социально-экономических процессов. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств.

Сложившаяся тенденция социально-экономического развития Республики Татарстан, равно как и Российской Федерации в целом, свидетельствует о расширении круга задач, решаемых за счет бюджетных средств. Особенно важно создание эффективной системы управления финансовыми ресурсами в условиях замедления темпов экономического роста в странах мирового сообщества и в России. Важно обеспечить высокое качество текущего и перспективного планирования и финансирования бюджетных расходов во взаимосвязи с результатами целевого использования бюджетных средств. В контур решения этих задач включаются как совершенствование методологии инструментов управления бюджетными ресурсами, так и методическое обеспечение мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными расходами. Одной из проблем методического характера при этом является определение системы факторов, оказывающих влияние на бюджетный процесс, а также осуществление факторного анализа.

Сегодня мировая экономика переживает финансовый кризис, что обусловило наличие угроз и рисков для дисбаланса бюджетов всех уровней. Объективное снижение уровня бюджетных доходов и в такой же мере объективный рост расходов требует стратегических и оперативных действий по оптимизации бюджетных расходов. При этом под оптимизацией следует понимать повышение эффективности бюджетных расходов с соблюдением определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации принципов сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности, адресности целевого характера бюджетных средств.

Программные мероприятия, изложенные в разделах настоящей Программы, направлены на достижение этих принципов.

За последние годы в республике успешно реализован широкий перечень мероприятий и проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Республики Татарстан, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами.

Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Республики Татарстан путем:

организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей бюджета Республики Татарстан;

инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;

введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов;

расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";

создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных, муниципальных услуг;

формирования системы оказания государственных услуг в электронном виде;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан и муниципальными образованиями;

внедрения системы внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне.

В целом можно охарактеризовать финансовую систему республики как устойчивую. Вместе с тем есть определенные угрозы и риски, связанные с наличием негативных тенденций замедления экономического роста как в целом по стране, так и в Республике Татарстан, в частности. Государственные бюджетные ресурсы являются важным регулятором социально-экономического развития, в связи с чем требуется решение проблем, связанных с повышением эффективности их использования. К числу таких проблем можно отнести следующие:

трехлетнее бюджетное планирование в сегодняшних условиях недостаточной устойчивости мировой и отечественной финансовой систем является технологически более сложным процессом, чем разработка бюджета на один год. Основной проблемой здесь является синхронизация бюджетного процесса с происходящими изменениями в экономике на уровне страны, республики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Решение этой проблемы является сложной многофакторной задачей, требующей применения современных информационно-аналитических технологий и адаптивной системы мониторинга;

по результатам анализа динамики развития и эффективности использования предоставленных налоговых льгот возникла необходимость оптимизации их объемов и повышения качества оценки эффективности и обоснованности предоставления льготного налогового режима для отдельных категорий налогоплательщиков;

назрела необходимость в совершенствовании механизмов стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной налоговой базы;

отсутствует единая формализованная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;

не отработана в должной мере система оценки результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной и муниципальной власти Республики Татарстан;

в сложившейся системе социально-экономического программирования в Республике Татарстан, построенной по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам, остаются недостаточно проработанными и зачастую не применяются на практике следующие механизмы:

влияние на развитие секторов экономики и социальной сферы институциональных факторов;

обеспечение межпрограммных функциональных связей;

корректировка (или прекращение) программ в процессе их реализации в результате изменения текущей ситуации, а также с учетом оценки фактически достигнутых результатов их эффективности;

несмотря на то, что в Республике Татарстан имеется определенный опыт применения новых инструментов в части применения программно-целевых методов, необходимо дальнейшее совершенствование программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений;

в рамках направления по устранению избыточных и дублирующихся функций управления на уровне республики можно выделить следующие проблемы:

нередко министерства и ведомства прибегают к использованию подведомственных учреждений для передачи им своих полномочий;

как правило, структурные подразделения министерств и ведомств загружены неравномерно;

все еще значителен объем многократно запрашиваемой и подготавливаемой заново одной и той же информации;

в связи с наличием одного и того же типа полномочий у территориальных федеральных и республиканских органов власти существуют сложности в системе взаимодействия между ними, особенно при переводе предоставления услуг в электронный вид.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2014 год ставят задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Посланиями определены направления повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств;

еще одна важная задача поставлена в связи с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего снижение в сопоставимых условиях объемов потребления бюджетными учреждениями коммунальных ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента;

не завершены работы по:

ликвидации неэффективных бюджетных учреждений;

развитию инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;

совершенствованию системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;

разработке Административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

недостаточна обеспеченность населения средствами доступа к сети "Интернет" (обеспеченность населения услугами широкополосного доступа сети Интернет согласно поданным заявлениям, по оценке 2013 года, составляет 78 процентов).

Необходимость решения перечисленных проблем и новых задач увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, по модернизации управления общественными финансами Республики Татарстан.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений по выполнению государственных (муниципальных) функций при неукоснительном обеспечении потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующие задачи:

обеспечение интеграции реализации стратегических целей и задач в сфере социально-экономического развития с процессом бюджетного планирования и реализации процессов формирования доходной и расходной частей бюджета (мероприятия в рамках подразделов Программы 3.1, 3.2);

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ (мероприятия в рамках подразделов Программы 3.5, 3.8);

повышение качества управления финансами в общественном секторе (мероприятия в рамках подразделов Программы 3.3, 3.4, 3.6, 3.9);

повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности (мероприятия в рамках подраздела Программы 3.7).

Содержание программных мероприятий по решению перечисленных задач описаны в соответствующих разделах Программы.

Реализация Программы создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.

Необходимо отметить, что мероприятия Программы ориентированы на повышение эффективности бюджетных расходов или, как было отмечено выше, их оптимизацию по двум направлениям:

количественная оптимизация (направленная на пропорциональное сокращение бюджетных расходов. Прежде всего, это касается сокращения количества программ и проектов, результаты которых не дали запланированного эффекта);

качественная оптимизация (ориентированная на достижение заданных результатов меньшим количеством средств).

При этом очень важно иметь в виду мультипликативный эффект от оптимизации, когда оптимизационные действия по одним направлениям влияют и на другие направления.

3. Описание текущей ситуации и мероприятия (действия)
по блокам направлений реализации Программы

     
3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости
 бюджета Республики Татарстан


Обеспечение сбалансированности бюджета Республики Татарстан в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики республики. В настоящей Программе под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять поставленные Стратегией социально-экономического развития республики задачи в условиях возможных негативных процессов в экономической системе страны или республики.

Для повышения устойчивости бюджета федеральным и республиканским законодательствами предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 92.1), а также на размер государственного (муниципального) долга (статья 107) и объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 111). В Бюджетном кодексе Республики Татарстан аналогичные ограничения установлены статьями 24, 31 и 33. Субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные ограничения на проведение политики государственных (муниципальных) заимствований.

Одной из отличительных особенностей бюджета Республики Татарстан является нормативный принцип его формирования, что позволяет установить уровень государственных социальных гарантий. Этот уровень относится к категории так называемого неснижаемого объема расходной части бюджета, и в этой ситуации основным предметом регулирования становится переменная часть бюджета, которая и является бюджетом развития.

В 2014-2016 годах по указанному блоку Программы работа будет вестись в следующих направлениях:

обеспечение последовательного снижения дефицита бюджета;

создание и поддержание необходимых финансовых резервов;

сокращение кредиторской задолженности, недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджета Республики Татарстан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»