В 2013 году на развитие республики использованы инвестиции в основной капитал в сумме более 520 млрд рублей, что составило 105,5 процента к уровню 2012 года. Объем поступивших в экономику Республики Татарстан иностранных инвестиций за 2013 год составил 894 млн долларов США, в том числе 408 млн рублей прямых иностранных инвестиций.
В республике создано необходимое инвестиционное законодательство, основу которого составляют следующие нормативные правовые акты:
На сегодняшний день в Республике Татарстан оказывается государственная поддержка в форме налоговых преференций, предоставляемая в рамках реализации инвестиционных проектов и направленная на понижение уровня совокупной налоговой нагрузки в период окупаемости инвестиций (налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит).
За период предоставления налоговых льгот в бюджет республики дополнительно поступило порядка 10 млрд рублей налоговых платежей. Кроме того, реализация проектов обеспечила существенные инвестиционные вливания в экономику - порядка 360 млрд рублей (в том числе за 9 месяцев 2013 года - 15,2 млрд рублей). В рамках поддерживаемых инвестиционных проектов создано 12 443 новых рабочих места (в т.ч. за 9 месяцев 2013 года - 680 мест).
Кроме того, в целях повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционной деятельности ежегодно принимается Инвестиционный меморандум Республики Татарстан, устанавливающий основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в республике.
Приоритетами государственной инвестиционной политики на 2014 год определены направления по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, информационному и кадровому обеспечению инвестиционного процесса, привлечению прямых иностранных инвестиций, развитию межотраслевых и территориальных кластеров. В Инвестиционный меморандум включены порядка 200 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более 1 трлн рублей.
В части повышения эффективности предоставления государственной поддержки в виде налоговых преференций в рамках реализации инвестиционных проектов необходимо обеспечить:
1) дальнейшее совершенствование созданной системы оценки эффективности налоговых льгот по двум направлениям:
использование механизма предоставления налоговых льгот по итогам года, основанного на оценке обеспечения темпа роста налоговых поступлений в целом по предприятию не ниже среднеотраслевого уровня;
внедрение дополнительного показателя оценки эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с предоставлением налоговых льгот, по производительности труда;
2) постепенный переход от безвозмездных форм государственной поддержки, обеспечивающих понижение уровня налоговой нагрузки в период окупаемости инвестиционного проекта, к возвратным механизмам путем внедрения практики предоставления инвестиционного налогового кредита;
3) включение в адресную инвестиционную программу исключительно проектов, реализация которых невозможна без бюджетного финансирования.