Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп (далее - Стратегия развития области), определено, что стратегической целью является достижение для населения региона достойного качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Одной из важнейших задач является становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона. Данная задача включает развитие духовного потенциала, улучшение качества человеческих отношений путем формирования регионального солидарного общества и развитие институтов гражданского общества, повышение уровня самоорганизации общества, гражданской активности населения.
Абзац исключен. - Постановление Правительства Белгородской области от 26.12.2022 N 781-пп.
Важность отрасли СМИ для развития Белгородской области определяется не только традиционными экономическими отраслевыми показателями выпуска продукции, но и тем влиянием, которое оказывают СМИ на формирование общественного сознания, их ролью в установлении полноценного диалога между властью и обществом, определяющим влиянием СМИ на формирование общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, духовности, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала. Именно поэтому создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до населения области становится принципиальной задачей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов информирования жителей области о деятельности органов власти региона связана также с реализацией приоритетных национальных проектов и социально значимых государственных целевых программ.
Развитие медиаиндустрии происходит в соответствии с очевидной мировой тенденцией, при которой уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции снижается и уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как к каналам и способам передачи информации.
Ориентируясь на тренды развития медиа, положения государственной программы наряду с поддержкой печатных изданий предусматривают комплексный подход по их развитию: переход на систему конвергенции, создание при газетах сетевых изданий, изменение формата ежедневных печатных периодических изданий на еженедельный, внедрение системы альтернативной подписки на печатные СМИ и электронной подписки на сопутствующие сетевые СМИ.
Развитие медиаиндустрии происходит в соответствии с очевидной мировой тенденцией и характеризуется доминированием либеральной модели прессы, при которой производители медийного контента рассматривают в качестве основной цели экономический результат. Коммерческие стратегии развития газетно-журнальных периодических изданий, сетевых изданий, радио и телевидения обусловливают преобладание развлекательного контента (в том числе - низкого качества и ориентированного на апеллирование к низменным ценностям) и приводят к снижению доли социально значимой информации, необходимой для развития социума в парадигме развития гражданского правосознания и солидарного общества. В сложившихся условиях государство и социум заинтересованы в развитии медийной отрасли в соответствии с концепцией социальной ответственности прессы, которая ставит в качестве приоритета отстаивание общественных интересов, а не ориентацию на получение максимальной прибыли.
В настоящее время региональные и муниципальные органы власти не обладают эффективными механизмами и ресурсами для оказания влияния на концепции вещания федеральных массмедиа, развивающихся в условиях доминирования либеральной концепции прессы. В связи с этим Правительством Белгородской области проводится целенаправленная политика по поддержке и развитию региональных и местных периодических печатных изданий, сетевых изданий и телерадиокомпаний.
Важнейшими принципами обеспечения доступа населения к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации, свобода ее поиска, получения, передачи и распространения. Реализация этих принципов напрямую зависит от количества и качества СМИ, их кадрового потенциала, наличия у редакций необходимой материально-технической базы, определяющей практические возможности выпуска газет и журналов, другой печатной продукции, сетевых изданий, телевизионных и радиопрограмм.