В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на текущую ситуацию. Развитие факторов внешней среды в благоприятном направлении является оптимальным вариантом реализации государственной программы.
Перспективной стратегией является более эффективное использование имеющихся преимуществ и преодоление так называемых характерных слабых сторон.
Неперспективным является отказ от реализации мероприятий Государственной программы, что не позволит изменить в лучшую сторону ситуацию в сфере развития региональных печатных и электронных СМИ, эффективного исполнения приоритетных направлений региональной политики.
Общий вид матрицы SWOT-анализа реализации государственной программы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Общий вид матрицы SWOT-анализа реализации
государственной программы
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
Внутренняя среда | 1. Наличие широкого круга заинтересованных лиц, включая население. 2. Наличие пакета нормативных правовых актов. 3. Наличие у заинтересованных институтов и органов управления опыта реализации областных программ в данной сфере. 4. Обеспечение населения области высококачественной продукцией печатных, сетевых и электронных СМИ. 5. Обеспечение доступа населения к информации. 6. Наличие высококвалифицированного персонала. 7. Модернизация информационных и телекоммуникационных каналов. 8. Опора на данные социологических исследований | 1. Недостаточное финансирование мероприятий из бюджетных источников. 2. Недостаток обеспечения техническими средствами. 3. Слабая материально-техническая база отрасли. 4. Возможность утраты управления при смене кадрового состава, выполняющего работу. 5. Низкая дееспособность отдельных каналов массовых коммуникаций |
Возможности (O) | Угрозы (T) | |
Внешняя среда | 1. Создание условий для развития региональных печатных, сетевых и электронных средств массовой информации на основе реализации системы программных мероприятий. 2. Получение значительного источника финансирования на долгосрочный период в течение пяти лет. 3. Возможность повышения эффективности работы в обеспечении политического, экономического и социального сотрудничества между властью и обществом. 4. Интеграция средств информационных и коммуникационных технологий для стабилизации, консолидации и солидаризации общества. 5. Закрепление государственных гарантий, конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей для доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям. 6. Активизация сотрудничества органов государственной власти с институтами гражданского общества | 1. Снижение финансирования из-за уменьшения налогооблагаемой базы областного бюджета вследствие резких колебаний на финансовых и торговых рынках в период реализации государственной программы. 2. Возможная нехватка финансовых средств областного бюджета в период реализации государственной программы вследствие возможности возникновения негативных явлений, имеющих форс-мажорный характер. 3. Непринятие или неверное толкование содержания государственной программы институтами гражданского общества. 4. Возникновение форс-мажорных барьеров при построении публичного диалога между властью и обществом |
Старт реализации государственной программы в Белгородской области обеспечивает подготовленная платформа: принятые нормативные правовые акты, имеется высококвалифицированный персонал с опытом реализации аналогичных региональных программ, способный успешно реализовать программу государственного уровня.
(в ред. Постановления Правительства Белгородской области от 26.12.2022 N 781-пп)
Актуальность государственной программы обоснована наличием заинтересованной целевой аудитории, что подтверждает проведенное в области в сентябре - октябре 2012 года социологическое исследование.
Вместе с тем, стоит отметить высокую степень зависимости успеха реализации государственной программы от поступления финансирования. Такое положение обосновано низким уровнем обеспечения участников государственной программы новейшими техническими средствами и в целом слабой материально-технической базой всей отрасли. Данная угроза может быть преодолена при получении доступа к постоянному источнику финансирования на долгосрочный период.
Материально-техническое обеспечение способно повлиять на создание новых каналов массовых коммуникаций, в таком случае низкая дееспособность отдельных каналов массовых коммуникаций не будет оказывать влияние на конечный результат реализации государственной программы.
Возможность утраты управления государственной программой также потеряет актуальность при достаточном финансировании отрасли - в таком случае регион сможет привлекать к работе специалистов федерального уровня, а также обеспечивать преемственность посредством обучения на имеющейся базе молодых специалистов.
Наступление угроз непринятия или неверного толкования содержания государственной программы институтами гражданского общества и возникновения форс-мажорных барьеров при построении публичного диалога между властью и обществом может контролироваться при проведении социологических замеров и постоянного мониторинга сферы.
Таким образом, SWOT-анализ государственной программы показывает, что при соблюдении всех условий государственной программы беспрепятственно обеспечивается возможность повышения эффективности работы отрасли в политическом, экономическом и социальном взаимодействии; запуск процесса интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, направленных на стабилизацию, консолидацию и солидаризацию общества; закрепление государственных гарантий, конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей для доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям; активизация сотрудничества органов государственной власти с институтами гражданского общества.