Традиционные печатные СМИ для представителей старшего поколения среди населения области все еще сохраняют особый статус официального и достоверного источника получения информации. Именно через газеты они получают информацию о приоритетных направлениях региональной политики, общественном обсуждении социальных проектов, правовых нормах. Основа технологии, обеспечивающей беспрепятственную коммуникацию печатных СМИ с данной социальной группой, - стабильный выход периодики, качественные услуги типографий и распространителей.
При этом значительная часть аудитории сегодня перешла на получение оперативной новостной, а зачастую и аналитической информации, из электронных и сетевых СМИ. Как результат в последние годы при стабильном сегменте дорогостоящих электронных СМИ количество сетевых изданий, не требующих большой производственной базы, в регионе выросло.
На 1 января 2013 года, по данным Роскомнадзора, в Белгородской области зарегистрировано порядка 200 газет и журналов (еженедельников). Однако в постоянном рыночном обороте находится около 150 из них. Несмотря на негативные тенденции в востребованности печатной периодики, региональный рынок все еще является востребованным, о чем свидетельствуют результаты подписных кампаний в области. Общий объем подписки на общественно-политические областные и муниципальные печатные СМИ превышает 120 тысяч экземпляров.
Структура рынка печатных СМИ Белгородской области с точки зрения процентного соотношения общероссийских, региональных и местных (областных, районных) изданий в течение последних 15 лет существенных изменений не претерпела. По данным Белгородского филиала ФГУП "Почта России", 43 процента подписки приходится на долю общероссийских изданий, 14 процентов - на долю областных газет и 43 процента - на долю местных (районных, городских) газет, то есть уровень доступности на рынке региональных газет превышает уровень изданий общероссийских. Ситуация на рынке периодических изданий Белгородской области соответствует общероссийским тенденциям.
Периодические печатные СМИ Белгородской области обеспечивают реализацию конституционного права граждан на свободный доступ к массовой информации, сохраняют устойчивость и потенциал для будущего развития.
Печатные периодические издания представлены региональными общественно-политическими газетами "Белгородские известия", "Белгородская правда", специализированным изданием "Спортивная Смена", областным журналом для детей и подростков "Большая переменка", молодежным журналом "ОнОнас", а также городскими и районными СМИ.
В настоящее время СМИ областного и муниципального уровня являются ресурсами, полно и разносторонне формирующими информационное пространство Белгородской области, развивающими ее историческую и социально-культурную идентичность. Печатные СМИ продолжают пользоваться поддержкой экономически и социально активных категорий белгородцев, составляющих главную производительную силу Белгородчины. Именно областные и муниципальные газеты и журналы освещают региональную повестку дня в комплексе, обозначая для читателей основные направления развития Белгородской области, нравственные ориентиры, ключевые события, важнейшие вопросы и актуальные проблемы региона.
Ориентируясь на запросы жителей Белгородской области и транслируя их в информационных продуктах, областные и муниципальные СМИ являются источником решения информационно-идеологических задач, стоящих перед законодательным органом государственной власти области и исполнительными органами области. Таким образом, печатные областные СМИ выступают исключительно важным соединительным звеном между гражданами, общественными институтами и органами власти области, институтом формирования солидарного общества, средством интеграции сил, работающих на развитие Белгородской области.
(в ред. Постановления Правительства Белгородской области от 26.12.2022 N 781-пп)
В рамках государственной программы предусмотрено взаимодействие со всеми сегментами медиарынка Белгородской области, что позволит с одной стороны поддержать развитие каждого из них, а с другой - обеспечит максимальное проникновение информации о реализуемых приоритетных направлениях региональной политики в социум. Отдельное внимание Правительство Белгородской области уделяет медиапроектам, ориентированным на молодежь и детей.
Развитие технологий привело к появлению и распространению новых каналов коммуникаций. Кроме радиовещания и телевидения расширяется сфера массовых коммуникаций по передаче звуковой и аудиовизуальной информации через Интернет в медиасервисах, социальных сетях и сетевых изданиях. Происходят значительные изменения в формах получения, обмена, передачи и потребления информации.
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов в восприятии окружающего мира, особенно в сети Интернет, с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия - так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации. Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России.
Телевидение и радиовещание сохраняют доверие аудитории как главные источники традиционного получения информации.
В то же время, вещание телеканалов и радиоканалов позволяет сохранить общность информационного пространства, удовлетворять запрос на коммуникацию между людьми в обществе, вырабатывать конструктивные решения для общих проблем и выполнения общих задач.