Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Рис. 1.3.1. Организационная структура государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Белгородской области


Для обеспечения функционирования и развития региональной независимой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования под учредительством правительства Белгородской области предполагается создание Регионального агентства развития квалификаций (далее - РАРК).

РАРК является региональной базовой организацией, содействующей развитию профессиональных квалификаций через координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество Белгородской области - региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области" (далее СППБО); органы исполнительной власти - департаменты Белгородской области, управление по труду и занятости населения Белгородской области, по разработке и реализации региональной политики в области повышения и оценки качества профессионального образования. РАРК наделяется полномочиями региональной базовой организации, взаимодействующей с Национальным агентством развития квалификаций по развитию качества рабочей силы, функционированию национальной системы квалификаций. Источники финансирования РАРК - бюджетные средства, внебюджетные средства. Функции РАРК:

- подготовка предложений по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы, разработка проектов нормативных документов по вопросам повышения и оценки качества профессионального образования, участие в наделении полномочиями региональных центров оценки и сертификации квалификаций;

- координация работы по конкурсному отбору региональных экспертно-методических центров (далее - ЭМЦ);

- участие в организации и координации действий заинтересованных сторон для формирования и разработки вариативной части образовательных стандартов и рабочих программ профессионального образования;

- участие в разработке общего методологического пространства, подготовка, организация и координация экспертизы содержания вариативной части государственных образовательных стандартов профессионального образования, рабочих профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов по оценке и сертификации квалификаций;

- участие в организации и координации действий учреждений профессионального образования, структурных подразделений департамента образования, культуры и молодежной политики по разработке единых принципов, механизмов, обеспечивающих системное взаимодействие всех заинтересованных сторон по повышению и оценке качества профессионального образования региона;

- привлечение международных, федеральных экспертов и соответствующих организаций для обучения, обмена опытом и экспертизы разработанных документов и материалов, ведение издательской деятельности.

Структура РАРК представлена управленческой командой (директор центра, заместитель директора центра, руководители отделов) и 3 отделами: отдел экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций, отдел организационно-технологического обеспечения оценки и сертификации квалификаций, отдел стандартизации и оценки качества профессиональных образовательных программ.

Отдел экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций организует деятельность конкурсной комиссии, сопровождает конкурсный отбор организаций, определяет процедуру наделения функциями ЭМЦ, ведется реестр ЭМЦ; разрабатывает методические рекомендации, регулирующие процедуры оценки; формирует и поддерживает в актуальном состоянии банк контрольно-измерительных материалов для оценки и сертификации квалификаций; осуществляет их экспертизу и актуализацию с привлечением заинтересованных работодателей, организационно сопровождает обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций и другим направлениям деятельности РАРК. Отдел проводит экспертизу разработанных ЭМЦ учебно-методических, контрольно-измерительных, диагностических материалов, программ подготовки, обучения экспертов, экспертизу отчетов деятельности и внешний аудит деятельности ЭМЦ и размещает информацию о результатах на сайте РАРК.

Отдел организационно-технологического обеспечения оценки и сертификации квалификаций осуществляет организационно-технологическое обеспечение процедур наделения полномочиями центров оценки и сертификации квалификаций (далее - ЦОСК) при департаментах Белгородской области, ведет регистр региональной системы оценки качества профессионального образования - формирует единую информационную сеть, объединяющую утвержденные федеральные, региональные нормативные документы, реестры ЦОСК и зарегистрированных лиц и организаций, электронные базы данных, списки, перечни, учетные документы, документы апелляционных комиссий, реестр сертифицированных лиц, реестр экспертов по оценке и сертификации квалификаций, единый банк контрольно-измерительных материалов.

Отдел стандартизации и оценки качества профессиональных образовательных программ осуществляет нормативное закрепление возможностей учета требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке содержания вариативной части государственного образовательного стандарта и рабочих профессиональных образовательных программ. Отдел разрабатывает экспертные карты, порядок проведения экспертиз, ведет подбор и реестр экспертов, производит организацию, документарное подтверждение прохождения процедур экспертизы образовательными учреждениями профессионального образования содержания вариативной части государственного образовательного стандарта, рабочих профессиональных образовательных программ и учебно-методических комплексов; создает обновляемый банк стандартов профессионального образования, банк рабочих профессиональных образовательных программ, учебно-методических и контрольно-измерительных материалов.

Отделы РАРК согласно представленным направлениям деятельности взаимодействуют с образовательными учреждениями профессионального образования и обеспечивают организацию, документарное подтверждение прохождения процедур оценки и сертификации квалификаций выпускниками образовательных учреждений профессионального образования, прохождения стажировки на производственной базе руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений профессионального образования, процедур экспертизы содержания вариативной части государственных образовательных стандартов профессионального образования, рабочих профессиональных образовательных программ и учебно-методических комплексов. РАРК как базовая организация, осуществляющая организационно-техническое обеспечение деятельности по оценке качества профессионального образования, координирует взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования с экспертно-методическими центрами (ЭМЦ) - некоммерческими организациями, разделяющими принципы системы оценки и сертификации квалификаций, имеющими подтвержденный опыт разработки методического обеспечения подготовки и оценки кадров в заявляемых областях (видах) деятельности. ЭМЦ исполняют следующие функции:

- разрабатывают организационно-методические документы, регулирующие процедуры оценки и сертификации квалификаций;

- разрабатывают методы, контрольно-измерительные материалы и критерии оценки квалификаций;

- оказывают методическую и консультационную поддержку деятельности центров оценки и сертификации квалификаций;

- разрабатывают программы подготовки, проводят обучение экспертов по оценке квалификаций;

- представляют отчеты о своей деятельности в базовую организацию системы оценки и сертификации квалификаций (РАРК) и другие заинтересованные организации.

Реализация данных функций возможна структурными подразделениями учреждений высшего профессионального образования (управление методической работы и качества образования, учебно-методическое управление; отделы, центры, институты дополнительного профессионального образования); структурными подразделениями учреждений дополнительного профессионального образования (базовые центры повышения квалификации инженерно-педагогических работников, ресурсный центр профессионального образования). РАРК заключает с ЭМЦ договоры о выполнении надлежащих функций в конкретных областях (видах) деятельности и вносит данную информацию в регистр системы независимой оценки качества профессионального образования.

РАРК подотчетен учредителю и взаимодействует в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами со структурными подразделениями департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области - управлением профессионального образования и науки, управлением по контролю и надзору в сфере образования, региональным центром оценки качества образования. Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, через деятельность управления профессионального образования и науки совершенствует нормативно-правовую базу создания и развития системы оценки качества профессионального образования, обеспечивает эффективное управление системой оценки качества на уровне образовательных учреждений профессионального образования.

Управление профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики области совместно с отраслевыми департаментами Белгородской области, объединениями работодателей, РАРК участвует в разработке законопроектов, проектов и иных правовых актов Белгородской области в целях регулирования вопросов в сфере оценки качества профессионального образования, независимой оценки качества профессиональной подготовки обучающихся. Данное управление, взаимодействуя с другими структурными подразделениями департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области - управлением по контролю и надзору в сфере образования, региональным центром оценки качества образования, разрабатывает критерии и проводит оценку уровня квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников, участвует в государственной аккредитации, лицензировании деятельности образовательных учреждений профессионального образования, государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Управление профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики области проводит рейтинговую оценку деятельности образовательных учреждений профессионального образования с учетом данных РАРК об оценке и сертификации квалификаций выпускников, профессионально-общественной оценки качества профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов; данных о прохождении стажировки руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений профессионального образования на производственной базе, об учете требований работодателей при разработке содержания вариативной части образовательного стандарта. Управление профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики области контролирует содержание, процедуры проведения и организацию информационной поддержки мониторинговых процедур, производимых Белгородским региональным центром оценки качества образования в области оценки качества профессионального образования.

Департаменты кадровой политики, экономического развития, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области как органы исполнительной власти ведут работу по организации, координации и развитию процессов взаимодействия, сотрудничества подведомственных им учреждений профессионального образования и работодателей. При департаментах Белгородской области создаются объединения работодателей. Департаменты совместно с работодателями формируют заказ на подготовку квалифицированных кадров для предприятий региона: определяют перечень специальностей/профессий, необходимых для социально-экономического развития Белгородской области. Отраслевые департаменты области разрабатывают и корректируют положения об объединении работодателей, планы работы отраслевых департаментов по взаимодействию с ведущими работодателями региона. Данные документы включают разделы, регулирующие процессы участия работодателей в выработке региональной политики в сфере профессионального образования; процессы реализации совместных мероприятий с управлением по контролю и надзору в сфере образования.

Объединения работодателей департаментов Белгородской области вносят предложения по формированию перечня профессиональных образовательных программ, соответствующих кадровым потребностям региона, определяют кандидатуры представителей предприятий для участия в профессионально-общественной оценке качества образовательных программ, учебно-методических комплексов, составлении вариативной части стандартов профессионального образования. Представители работодателей в качестве экспертов участвуют в оценке и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования и других категорий граждан, аттестации руководящих и инженерно-педагогических работников, государственной аккредитации, лицензировании деятельности образовательных учреждений профессионального образования, государственной (итоговой) аттестации выпускников учреждений профессионального образования.

"Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области" (СППБО) - коллегиальный орган, определяющий региональную стратегию в области оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. СППБО по представлении РАРК результатов конкурса утверждает список организаций, отобранных для выполнения функций ЭМЦ, координирует планы работы отраслевых департаментов по взаимодействию с ведущими работодателями региона. В состав СППБО входят представители всех объединений работодателей департаментов Белгородской области из числа руководителей ведущих предприятий региона.

При департаментах Белгородской области в соответствии с реализуемыми направлениями создаются центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Функции ЦОСК возлагаются на отделы координации деятельности образовательных учреждений профессионального образования департаментов Белгородской области. ЦОСК осуществляют деятельность по оценке, сертификации и организационно-технологическому сопровождению производственно-образовательных комплексов департаментов Белгородской области.

Получателями услуг по оценке и сертификации квалификаций могут быть обратившиеся в ЦОСК физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (работодатели и индивидуальные предприниматели, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (видах) деятельности; образовательные организации, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования; центры занятости населения, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа безработных граждан и трудовых мигрантов; другие заинтересованные организации. Оценка и сертификация квалификаций соискателей осуществляется в тех случаях, когда стандарты или нормы, предъявляемые к уровню квалификации работника, не касаются требований, находящихся в ведении контрольно-надзорных органов исполнительной власти.

Оценка и сертификация квалификаций проводится с целью подтверждения уровня квалификации и оптимизации затрат на профессиональную подготовку лиц, нуждающихся в работе, прошедших профессиональное обучение в различных формах (в том числе, в форме самообразования), имеющих уровень квалификации, отвечающий требованиям работодателей, а также для обеспечения участия представителей работодателей в качестве экспертов в оценке качества профессионального образования, повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве профессионального образования, повышения обоснованности управленческих решений в сфере профессионального образования. Результаты оценки и сертификации квалификаций позволяют признать квалификации независимо от способа их получения, расширить возможности трудоустройства граждан.