Доля контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей (в процентах)
Укрупненные группы специальностей | 2006 год | 2010 год |
030000 Гуманитарные науки | 4,2 | 2,2 |
040000 Социальные науки | 0 | 0,3 |
050000 Образование и педагогика | 9,8 | 10,0 |
060000 Здравоохранение | 3,2 | 3,4 |
070000 Культура и искусство | 0,9 | 0,9 |
080000 Экономика и управление | 7,7 | 4,7 |
100000 Сфера обслуживания | 5,7 | 5,3 |
110000 Сельское и рыбное хозяйство | 9,2 | 10,4 |
1200000 Геодезия и землеустройство | 0,4 | 0,2 |
130000 Геология, разведка и разработка полезных | 3,8 | 5,6 |
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и | 1,1 | 1,6 |
150000 Металлургия, машиностроение и | 11,7 | 12,3 |
19000 Транспортные средства | 12,4 | 13,4 |
210000 Электронная техника, радиотехника и связь | 1,8 | 2,5 |
220000 Автоматика и управление | 0,9 | 0,8 |
230000 Информатика и вычислительная техника | 6,2 | 6,3 |
240000 Химическая и биотехнологии | 0,7 | 0,9 |
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов | 0 | 0,3 |
Для обеспечения потребностей рынка труда в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах, повышения качества их подготовки в регионе принято и реализуется постановление правительства Белгородской области от 21 декабря 2006 г. N 267-пп "О развитии системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики Белгородской области на 2007 - 2012 годы" (в ред. постановлений правительства Белгородской области от 19 ноября 2007 г. N 263-пп, от 17 августа 2009 г. N 280-пп).
Необходимо отметить, что на систему начального и среднего профессионального образования оказывает влияние сложившаяся структура занятости населения в основных отраслях хозяйства области.
Недостаточно осуществляется информирование населения о прогнозируемой потребности в рабочих кадрах и специалистах в целях формирования сознательного отношения молодежи к выбору профессии и специальности, профилю и уровню получаемого образования. Снижение привлекательности рабочих профессий, ориентация выпускников школ на поступление в учреждения высшего профессионального образования привели к тому, что основная часть учреждений начального и среднего профессионального образования в большей степени комплектуются обучающимися с низким уровнем мотивации к освоению рабочих профессий и дальнейшему трудоустройству.
Установление сбалансированных контрольных цифр приема во многом зависит от устранения ряда противоречий между:
- ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза;
- ростом потребности в специалистах и недостаточной мотивированностью молодежи к освоению рабочих профессий;
- ростом объемов подготовки кадров и несовершенством ее структуры, диспропорцией и излишним дублированием в подготовке кадров.
В 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей обучалось 2449 человек, или 9,5 процентов от общего контингента обучающихся. По сравнению с 2006 годом данный показатель вырос более чем в 2,5 раза: с 2,6 до 9,5 процента. При общем сохранении контингента обучающихся в учреждениях НПО и СПО области на постоянном уровне до 2015 года планируется увеличение данного показателя до 13,6 процента.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определена необходимость расширения пространства социального партнерства, обосновано развитие различных форм взаимодействия его субъектов.
В Белгородской области сделаны серьезные шаги в этом направлении:
- в стадии разработки находится механизм участия работодателей в софинансировании учреждений начального профессионального образования;
- закреплены базовые отраслевые предприятия за учреждениями начального и среднего профессионального образования;
- заключены договоры на прохождение производственной практики на отдельных базовых предприятиях области. Так, например, за профессиональным училищем N 7 п. Чернянка закреплены ЗАО Агросоюз "Авида" и ЗАО "Краснояружская зерновая компания"; за профессиональным училищем N 9 г. Старый Оскол - ООО АПК "Стойленская Нива", ЗАО УК "Группа компаний БВК"; за профессиональным училищем N 18 п. Ракитное - Агрохолдинг "БЗРК-Белагокорм"; за профессиональным училищем N 3 - Шебекинский машиностроительный завод, ЗАО "Белогорье" и другие.
В настоящее время учреждения НПО и СПО Белгородской области взаимодействуют с коммерческими организациями, имеющими учебные структурные подразделения. Взаимодействие, согласно действующему законодательству, осуществляется следующим образом:
- учебные структурные подразделения коммерческих организаций осуществляют только профессиональную подготовку рабочих кадров на самые минимальные разряды (2 - 3);
- профессиональная подготовка и повышение квалификации предприятий и хозяйствующих субъектов осуществляется на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
В рамках государственно-частного партнерства НПО и СПО и хозяйствующих субъектов только в текущем году 9 образовательных учреждений начали процедуру лицензирования программ по 50 профессиям (начальное профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
В сложившихся правовых и экономических условиях предполагается, что в дальнейшем механизм взаимодействия будет строиться следующим образом. Хозяйствующие субъекты (корпорация, холдинг, акционерное общество), готовые взять на себя частично или полностью финансирование государственных образовательных учреждений профессионального образования, и отраслевые департаменты области - учредители училищ, техникумов и колледжей - определяют учебные заведения начального и среднего профессионального образования, в полной мере соответствующие профилю и специализации работодателя (хозяйствующего субъекта). Далее хозяйствующий субъект заключает с учреждением соглашение о социальном партнерстве, что принципиально отличается от прежних договоров о сотрудничестве.
В соответствии с соглашением о социальном партнерстве работодатель получит право влиять на управление деятельностью учебного заведения, на осуществление процесса обучения. Согласно соглашению хозяйствующие субъекты смогут вносить предложения об изменении структуры и штатного расписания учреждения, участвовать в обсуждении кандидатуры руководителя учреждения, в работе государственных аттестационных комиссий, в общественной аккредитации основных образовательных программ профессионального образования, а также смогут получить дополнительные преференции на основании дополнительного договора.
Дополнительный договор представляет собой выбранный хозяйствующим субъектом дополнительный к соглашению о социальном партнерстве документ, который возможен в трех основных формах.
1. Договор о дуальном обучении - форма сотрудничества, предполагающая, что весь курс обучения будет разбит на одинаковое количество семестров теоретического и практического обучения на рабочем месте. В этих целях на предприятиях за счет средств работодателей вводятся ставки мастеров производственного обучения. При этом в учреждениях НПО и СПО соответствующие ставки мастеров производственного обучения сокращаются. Таким образом, внедрение дуальной системы подготовки специалистов позволит, с одной стороны, устранить основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой; с другой - привлечь средства работодателей на подготовку кадров (оплата труда мастеров) и в свою очередь уменьшить бюджетное финансирование ряда учреждений на 20 процентов.
2. Договор об инвестиционном налоговом кредите. Согласно договору об инвестиционном налоговом кредите работодателю, готовому профинансировать капитальный ремонт или реконструкцию здания, модернизировать материально-техническую базу учреждения, предоставляется возможность изменить срок уплаты налога на прибыль (доход), а также региональных налогов в части, поступающей в областной бюджет, от 1 года до 5 лет.
3. Инвестиционный договор в отношении находящихся в собственности области объектов недвижимого имущества. Согласно инвестиционному договору работодатель обязуется осуществить финансирование капитального ремонта или реконструкцию здания, модернизацию материально-технической базы учреждения, после чего здание или база может использоваться совместно образовательным учреждением и работодателем, последнему она предлагается в аренду или лизинг.
В сложившихся обстоятельствах, которые связаны с существующей сетью учреждений начального и среднего профессионального образования, предлагается выделить две группы учреждений НПО и СПО: представляющих наибольшую привлекательность для работодателей, с одной стороны, и играющих важную социальную роль в области, с другой.