Перечень базовых ресурсных центров повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования
Профиль/группа профессий | Учреждения - базовые ресурсные центры |
Электрорадиотехнический | ГОУ СПО "Губкинский политехнический техникум" |
Сельскохозяйственный | ГОУ СПО "Борисовский агромеханический |
Строительный профиль | ГОУ НПО "Профессиональное училище N 5 г. |
Машиностроительный профиль | ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный |
Транспорт (автомеханик) | ГОУ СПО "Белгородский политехнический |
Сварочное производство | ГОУ СПО "Губкинский политехнический техникум" |
Легкая промышленность и | ГОУ СПО "Старооскольский техникум технологий и |
Общественное питание и | ГОУ СПО "Белгородский техникум общественного |
Педагогический профиль | ГОУ НПО "Профессиональное училище ПУ N 23 с. |
При существенном укреплении и развитии учебно-материальной базы данных ЦКП они будут способствовать повышению качества обучения квалифицированных рабочих. При этом ресурсные центры не будут являться конкурентами среди образовательных учреждений НПО и СПО, а станут центрами роста качества, связанными с однопрофильными учреждениями ассоциативными связями и помогающими однопрофильным учреждениям повысить качество обучения в регионе в целом. Одновременно ресурсные центры будут участвовать в организации и проведении курсов повышения квалификации, являться центрами непрерывной методической поддержки, консалтинговых и экспертных услуг для работников учреждений профессионального образования.
В ресурсных центрах планируется концентрировать наиболее дорогостоящие виды профессионального обучения. Поэтому создание ресурсных центров, которые будут взаимодействовать с другими однопрофильными образовательными учреждениями в области освоения обучающимися наиболее дорогостоящих разделов программы практического обучения, позволит добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций.
Предполагается, что функциями названных центров станут:
- реализация профессионального (практического обучения) по сложным и новым профессиям;
- создание учебно-методического и программного обеспечения и в этой связи выполнение функции информационно-методического центра по своему профилю;
- осуществление непрерывной методической поддержки, консалтинговых и экспертных услуг, повышения квалификации инженерно-педагогических работников;
- расширение возможностей по увеличению охвата начальным и средним профессиональным образованием различных категорий населения, т.е. помимо предоставления начального профессионального образования для выпускников 9 - 11-х классов осуществлять профессиональную ориентацию и технологическое обучение учащихся общеобразовательных школ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, переподготовку и повышение квалификации безработных и незанятого населения.
Представляется целесообразным осуществлять оснащение ресурсных центров как из областного бюджета, так и из федерального центра на условиях 50 процентов софинансирования, что поможет повлиять на изменение менталитета в отношении указанных учреждений, которые должны быть в сфере государственных интересов, как со стороны федерального центра, так и региона.
2. Для мотивации участия работодателей в начальном и среднем профессиональном образовании, в том числе для обеспечения профессиональных училищ, техникумов и колледжей оборудованием, сырьем, материалами, следует предусмотреть реализацию комплекса мер, обеспечивающих участие работодателей в финансировании профессионального образования, обучении персонала на производстве, а также в развитии материально-технической базы соответствующих подразделений предприятий и образовательных учреждений.
В течение последних трех лет в области активно ведется реструктуризация учреждений НПО и СПО, в частности:
- в ведение области переданы 6 учреждений НПО, ранее подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации;
- 4 учреждения НПО реорганизованы в учреждения СПО (Губкинский политехнический техникум, Борисовский агромеханический техникум, Старооскольский техникум технологий и дизайна, Старооскольский индустриальный техникум);
- осуществлена реорганизация профессионального училища N 13 и N 8 г. Шебекино (путем присоединения);
- ликвидированы 2 учреждения НПО (ПУ N 33 г. Белгорода и ПУ N 32 с. Борки Валуйского района).
Названные меры позволили открыть новые специальности СПО (с базовым образованием уровня НПО) для получения обучающимися непрерывного многоуровневого образования в одном образовательном учреждении; консолидировать материальные и финансовые ресурсы и улучшить условия обучения.
Основными механизмами оптимизации сети учреждений НПО и СПО региона становятся:
1) перевод учреждений НПО в учреждения СПО, реализующие как программы начального, так и среднего профессионального образования, что содействует развитию мобильности обучающихся, предоставляя им возможность перехода с одного образовательного уровня на другой;
2) присоединение учреждений начального профессионального образования в качестве филиалов учреждений среднего профессионального образования;
3) включение учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения в состав федеральных учреждений высшего профессионального образования.
Реализация вышеуказанных механизмов позволит 10 учреждений НПО перевести в статус учреждений СПО, 2 учреждения НПО будут реорганизованы путем присоединения к учреждениям СПО в качестве филиалов, 12 учреждений СПО по согласованию с Минобрнауки России будут присоединены к учреждениям высшего профессионального образования, 2 учреждения СПО перейдут в статус автономных.
Проводимая реструктуризация сети учреждений НПО и СПО, призванная способствовать оптимизации региональной системы профессионального образования, не в полной мере решает проблемы повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Именно эти обстоятельства подчеркивают особую актуальность и значимость разработки и внедрения новых форм сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования всех уровней образования.
С одной стороны, сетевое взаимодействие способствует созданию условий для освоения обучающимися предметных и ориентационных курсов с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений, с другой - эффективному использованию материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава, развитию кадрового потенциала профессиональных учреждений, внедрению инновационного опыта.
Переход вузов региона на двухуровневую систему способствует горизонтальной интеграции учреждений высшего профессионального образования, предполагающей реализацию модели региональный вуз - федеральный вуз - вуз другого государства.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет взаимодействует по разработке и реализации программ высшего профессионального образования с Высшей школой экономики (г. Москва), Нижегородским государственным университетом, Самарским аэрокосмическим университетом. В настоящее время проработан вопрос реализации программ высшего профессионального образования с Харьковским национальным университетом им. Каразина (Украина), университетом в г. Ополье (Польша), вузами Германии, Франции, Финляндии. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова совместно с университетом г. Ниш (Сербия) реализует программы высшего профессионального образования по специальности "Архитектура", что позволяет студентам после окончания вуза получать два диплома.