Модернизация профессионального образования региона требует нового качества педагогического корпуса.
За последние 7 лет численность докторов наук в Белгородской области увеличилась в 2 раза (402 человека - 12,1 процента от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений). На треть вырос контингент кандидатов наук, который в настоящее время составляет 1962 человека - 58,9 процента от общей численности преподавателей вузов.
Это стало возможным благодаря работе по подготовке молодых ученых. Для стимулирования научной деятельности наиболее одаренных аспирантов и докторантов Губернатором Белгородской области выделяются стипендии, общая сумма которых составляет более 8 миллионов рублей в год. В регионе реализуются программы "Модернизация педагогического образования в Белгородской области" (постановление правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 г. N 31-пп, в ред. постановлений правительства Белгородской области от 2 февраля 2009 г. N 25-пп, от 18 сентября 2010 г. N 300-пп) и "Вузовская наука" на 2008 - 2012 г.г." (постановление правительства Белгородской области от 9 декабря 2008 г. N 295-пп, в ред. постановлений правительства Белгородской области от 13 ноября 2010 г. N 382-пп, от 11 апреля 2011 г. N 140-пп), направленные на поддержку ученых и научно-педагогических коллективов учреждений профессионального образования, которые, во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, и, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых специалистов.
В 2010 - 2011 учебном году в 7 вузах области более чем по 90 специальностям обучается около 1700 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, причем почти 50 процентов всех обучающихся учатся на бюджетной основе. Еще 42 человека проходят подготовку в докторантурах вузов по 14 специальностям.
В настоящее время молодые ученые-преподаватели до 35 лет составляют 32,5 процента от общей численности профессорско-преподавательского состава вузов. Рассматривая качественный состав молодых ученых, необходимо отметить, что среди них 1 проректор, 2 профессора, 245 доцентов, 181 старший преподаватель, 120 ассистентов, 27 научных работников.
Несколько изменился в последние годы и возрастной состав инженерно-педагогических кадров учреждений НПО и СПО: в 2006 году численность специалистов в возрасте до 35 лет составляла 7,7 процента, в 2011 г. число молодых преподавателей и мастеров возросло до 9,6 процента. Сегодня 1,8 процента преподавателей системы НПО и СПО области имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.
В определенной степени привлечению молодых специалистов в систему НПО и СПО способствовал и переход учреждений на новую систему оплаты труда, благодаря которой доля преподавателей и мастеров производственного обучения, зарплата которых не ниже средней в экономике области, ежегодно увеличивается на 1,1 процента. Закреплению молодых специалистов способствует и реализация мероприятий по обеспечению жильем, санаторно-курортному обслуживанию, введению льгот на коммунальные платежи (речь идет об учреждениях НПО и СПО, расположенных в сельской местности).
Вместе с тем, ситуация остается достаточно сложной: более 60 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения работают в системе начального профессионального образования более 20 лет. 31,2 процента преподавателей учреждений СПО и ВПО старше 50 лет.
В этой связи в целях повышения эффективности привлечения молодежи в сферу образования и науки и дальнейшего ее закрепления в этих сферах необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить перспективность карьерного роста в отрасли образования;
- разработать систему привлечения молодых педагогов для работы в сфере образования;
- увеличить социальную защищенность педагога и научного работника;
- пополнять кадровый состав преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве;
- ежегодно формировать целевой заказ на подготовку специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Задачи модернизации профессионального образования Белгородской области, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма работников профессионального образования. Это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров.
В настоящее время на территории Белгородской области функционирует 4 учреждения, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования для руководящих и педагогических работников учреждений НПО и СПО:
- ГОУ ДПО "Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" проводит повышение квалификации всех категорий преподавателей и руководителей учреждений СПО и НПО, находящихся в областном подчинении;
- ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" осуществляет повышение квалификации преподавателей и руководителей учреждений СПО и НПО, находящихся в федеральном подчинении;
- ГОУ ВПО "Белгородский государственный институт культуры и искусств" проводит повышение квалификации преподавателей и руководителей учреждений СПО, находящихся в федеральном и областном подчинении, реализующих программы творческой направленности;
- ОУ ВПО "Белгородский университет кооперации, экономики и права" ведет курсовую подготовку преподавателей учреждений СПО, находящихся в федеральном подчинении, по профилю "потребительская кооперация".
Базовым учреждением, осуществляющим повышение квалификации и переподготовку работников учреждений НПО и СПО Белгородской области, является ГОУ ДПО "Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" (БелРИПКППС). Ежегодно обучение в нем проходят более 450 работников учреждений профессионального образования областного подчинения (табл. 1.5.1). За последние три года в БелРИПКППС повысили свою квалификацию 900 работников учреждений НПО и 598 работников учреждений СПО.