ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 января 2000 года N 1
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ НА 2000-2004 ГОДЫ
{Действие пункта 4 приостановлено на 2001 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2001 года N 231}
{Действие пункта 4 приостановлено на 2002 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.01.2002 года N 28}
{Действие пункта 4 приостановлено на 2003 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.02.2003 года N 50}
{Действие пункта 4 приостановлено на 2004 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.02.2004 года N 55}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.06.2001 года N 224}
Во исполнение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановления Правительства Республики Марий Эл от 28 мая 1999 г. N 248 "Об утверждении Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл в 1998 году", в целях стабилизации заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, снижения смертности, инвалидности населения Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу мероприятий по профилактике и стабилизации заболеваемости населения Республики Марий Эл природно-очаговыми инфекциями на 2000-2004 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство здравоохранения Республики Марий Эл и федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл".
{Пункт 2 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.06.2001 года N 224}
3. Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл включить Программу в перечень республиканских целевых программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
{Пункт 3 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.06.2001 года N 224}
4. Министерству финансов Республики Марий Эл предусмотреть финансирование Программы в установленном порядке.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Марий Эл:
требовать от правлений садово-огородных и гаражных кооперативов ликвидации свалок и очистки прилегающих территорий не реже двух раз в год;
ежегодно выделять средства для организации и проведения мероприятий, направленных на борьбу с мышевидными грызунами в местах массового пребывания людей.
{Пункт 5 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.06.2001 года N 224}
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Гаранина Л.А.
{Пункт 6 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.06.2001 года N 224}
Глава Правительства Республики Марий Эл В. Кислицын
УТВЕРЖДЕНА
постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 января 2000 г. N 1
ПАСПОРТ
Наименование Программы | -Комплексная программа мероприятий по профилактике и стабилизации заболеваемости населения Республики Марий Эл природно-очаговыми инфекциями на 2000-2004 годы |
Основание для разработки Программы | -Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 мая 1999 г. N 248 "Об утверждении Государственного доклада "0 санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл в 1998 году" |
Государственные заказчики Программы | -Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; |
Основные разработчики Программы | -Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; |
Цели и задачи Программы | -разработка и внедрение системы профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, направленных на снижение активности природного очага инфекции в Республике Марий Эл; |
Сроки и этапы реализации Программы | -исходя из сложной экономической ситуации в республике и дефицита финансовых средств Программа предусматривает (по годам) реализацию запланированных мероприятий. В 2000 году - первый год реализации Программы - планируется освоение 394, 9 тыс. рублей из всех бюджетов и по 351, 9 тыс. рублей - в последующие годы |
Перечень основных мероприятий Программы | -правовое обеспечение мероприятий по профилактике природно-очаговых инфекций; |
Основные исполнители Программы | -Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; |
Объемы и источники финансирования | -всего 1799,5 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы | -выполнение мероприятий, определенных Программой, позволит стабилизировать заболеваемость населения: |
Система организации контроля за исполнением Программы | -контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство здравоохранения Республики Марий Эл и федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл |
Комплексная программа мероприятий по профилактике и стабилизации заболеваемости населения в Республике Марий Эл природно-очаговыми инфекциями на 2000-2004 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 мая 1999 г. N 248 "Об утверждении Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл в 1998 году".
Проблема борьбы с природно-очаговыми инфекциями является актуальной для республики, так как заболеваемость находится на высоком уровне и превышает среднероссийские показатели. Активность природного очага в Республике Марий Эл ежегодно повышается, прогноз по клещевому энцефалиту, клещевому боррелиозу, геморрагической лихорадке с почечным синдромом (далее именуется - ГЛПС) остается неблагоприятным. Увеличивается плотность заселения территории республики мышевидными грызунами: от 9, 8% в 1992 году до 16, 2% на 100 ловушко-суток в 1998 году. Зараженность грызунов вирусом ГЛПС колеблется от 4, 6% в 1993 году до 9, 3% в 1998 году. В связи с прекращением обработок лесных массивов препаратами ДДТ происходит увеличение численности клещей с 35 экземпляров на флаго-километр в 1995 году до 80 - в 1998 году. Пораженность клещей возбудителями клещевого боррелиоза доходит до 12%. Наибольшая пораженность отмечается в Моркинском, Оршанском, Килемарском, Медведевском и Юринском районах. Экономический ущерб, наносимый республике от заболеваний природно-очаговыми инфекциями, нарастает: за 1998 год он составил 2304 тыс. рублей. Главным направлением в снижении заболеваемости населения является использование средств специфической профилактики, которые разработаны и имеются только против клещевого энцефалита. Профилактическим прививкам подлежат лица, профессионально связанные с риском заражения, так как активность очага клещевого энцефалита в республике невысокая. Учитывая, что прививки против клещевого энцефалита платные и из бюджета здравоохранения они не оплачиваются, финансирование проводят работодатели. Стоимость полного курса иммунизации 75, 6 рублей в ценах на 1 января 1999 г. В итоге для охвата подлежащих лиц прививками требуется 279 тыс. рублей. Из числа заболевших природно-очаговыми инфекциями до 85% составляют мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, то есть наиболее трудоспособная часть населения. Средняя продолжительность лечения в стационаре при ГЛПС составляет 31, 8 дня, при клещевом энцефалите -27, 1. Тяжелое и среднетяжелое лечение этих инфекций достигает 75-85%. До 10% больных нуждаются в реанимационной помощи, а после перенесенного заболевания - в длительном восстановительном лечении.
В связи с неплатежеспособностью учреждений, садово-огородных товариществ, организаций, а также слабой материальной базой подразделений профдезинфекции в республике практически свернута кампания по истреблению мышевидных грызунов. Из 123 садоводческих товариществ подвергнуты дератизационной обработке в 1998 году только 23. Не проводятся дератизация и приведение в лесопарковое состояние барьерных зон в радиусе 300 метров вокруг садово-огородных товариществ, загородных оздоровительных учреждений, баз отдыха, зеленых зон вокруг городов и поселков. Ветеринарно-санитарные подразделения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл сократили до минимума грызуноистребительные мероприятия на объектах животноводства, что ведет к росту популяции мышевидных грызунов, которые обеспечивают циркуляцию возбудителя ГЛПС в природе и поддержание высокой активности природного очага. Лабораторная диагностика природно-очаговых заболеваний выполняется только в федеральном государственном учреждении "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл, в связи с постоянно возрастающей ценой на диагностические препараты возникают финансовые затруднения с их приобретением.
Программой предусматривается приобретение и оснащение лаборатории необходимым диагностическим оборудованием и препаратами.
В стадии разработки и формирования Программы заложено освоение профилактической вакцины против ГЛПС, которая будет внедряться в порядке ее испытания.
Необходимость финансовой поддержки мер борьбы с природно-очаговыми инфекциями на республиканском и районном уровнях возрастает в связи с ухудшением общего социально-экономического положения, падением жизненного уровня основной части населения республики.
С этой целью для обеспечения ожидаемых результатов реализации Программы необходимо привлечение финансовых средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов органов местного самоуправления.
Основной целью Программы является профилактика, снижение и стабилизация заболеваемости населения клещевым энцефалитом, клещевым боррелиозом, ГЛПС.
Исходя из сложной экономической ситуации в республике и дефицита финансовых средств Программа предусматривает поэтапную (по годам) реализацию запланированных мероприятий. В 2000 году - первый год реализации Программы - планируется освоение 394,9 тыс. рублей из всех бюджетов и по 351,9 тыс. рублей -в последующие годы.
Основные задачи Программы:
разработка и создание системы профилактических мероприятий в наиболее активных природных очагах инфекции Республики Марий Эл;
ежегодная иммунологическая защита профессиональных групп, связанных с повышенным риском заражения клещевым энцефалитом, и по мере внедрения вакцины - против ГЛПС;
обеспечение в достаточном количестве всех инфекционных стационаров республики специфическими средствами лечения клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и ГЛПС;
организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на угнетение природного фактора (сокращение численности мышевидных грызунов) в местах массового пребывания людей, методами дератизационной обработки парков, пляжей, мест массового отдыха людей в лесопарковых зонах, кладбищ, территорий оздоровительных учреждений, баз отдыха, барьерных лесных зон вокруг населенных пунктов, садово-дачных товариществ и других объектов;
специфическая лабораторная диагностика природно-очаговых инфекций современными методами;
развитие системы информирования населения о мерах профилактики природно-очаговых инфекций;
подготовка медицинских кадров по вопросам совершенствования диагностики, лечения и профилактики природно-очаговых инфекций.
Реализация указанных выше задач позволит улучшить в 2000-2004 годах эпидемиологическую ситуацию по природно-очаговым инфекциям в республике.
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по ресурсам, исполнителям и средствам, на всех стадиях решения проблемы профилактики и стабилизации заболеваемости природно-очаговыми инфекциями.
Основными мероприятиями Программы являются:
организационно-методическое и правовое обеспечение мероприятий по профилактике природно-очаговых заболеваний;
развитие системы информирования населения о мерах профилактики природно-очаговых инфекций;
ежегодная иммунизация профессиональных контингентов, подверженных повышенному риску заражения клещевым энцефалитом и ГЛПС;
организация и проведение мероприятий, направленных на подавление природного фактора;
борьба с мышевидными грызунами и клещами переносчиками инфекции в местах массового пребывания людей;
научно-практические исследования по изучению экологии возбудителя клещевого боррелиоза на территории Республики Марий Эл;
подготовка медицинских кадров по вопросам совершенствования диагностики, лечения и профилактики природно-очаговых инфекций.
1 .Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с природно-очаговыми инфекциями
Вопросы профилактики природно-очаговых инфекций регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако выполнение указанных актов в ряде случаев затруднено в связи с отсутствием эффективных механизмов их реализации.
Перечень необходимых мероприятий:
внедрение в действие и осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с природно-очаговыми инфекциями по ГЛПС в соответствии с санитарными правилами СП 3.1.099-96; по клещевому энцефалиту - СП 3.1.098-96.
2. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики природно-очаговых инфекций
Наиболее эффективными мерами в борьбе с природно-очаговыми инфекциями являются:
для клещевого энцефалита - иммунопрофилактика, для других инфекций - информированность населения о доступных мерах профилактики заражения;
проведение широкомасштабных дератизационных мероприятий по уничтожению мышевидных грызунов в барьерных лесных зонах вокруг населенных пунктов и приведение их в лесопарковое состояние, дератизационная обработка мест массового пребывания людей - парков, скверов, пляжей, кладбищ, территорий загородных оздоровительных учреждений, баз отдыха, садово-огородных товариществ, гаражных кооперативов, а также предприятий лесозаготовительных организаций и других учреждений, расположенных в природных очагах инфекции.
Перечень необходимых мероприятий:
публикация в печати, выступления по телевидению и радио работников здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций. Подготовка и издание санитарно-просветительских материалов для населения.
3. Совершенствование эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий
В Республике Марий Эл разработана и внедрена система эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями, комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Перечень необходимых мероприятий:
издание и распространение оперативной эпидемиологической информации, информационных бюллетеней, аналитических обзоров эпидемиологической обстановки и результатов реализации Программы;
оснащение бактериологической лаборатории федерального государственноог учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл по диагностике природно-очаговых инфекций совершенным лабораторным оборудованием, диагностическими препаратами, тест-системами;
внедрение единой информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями и уровнем специфической профилактики.